FIMS – стандарт взаимодействия медиасервисов

Внедрение стандартов передачи информации и взаимодействия устройств всегда имело важнейшее значение не только в телевидении, но и в телекоммуникациях вообще. Потому, что только так производители могли сосредоточиться на какой-то конкретной области, чтобы каждый раз не изобретать велосипед.

Так было в эпоху аналогового ТВ, так продолжалось и с приходом «цифры» – ровно до тех пор, пока в вещание и производство не проникли многокомпонентные компьютерные системы и множество технологий, заимствованных из нетелевизионного сектора. При этом проблема заключалась не столько в самих компьютерах, сколько в темпах их развития – индустрия оказалась просто не готова к тому, что теперь стандарты устаревали прежде, чем их успевали публиковать. Это коснулось и форматов сжатия, и файловых форматов, и управления одних систем другими.

В результате производители разработали множество собственных стандартов, в надежде «посадить» на них максимальное число телекомпаний и тем самым утвердить эти форматы в качестве индустриальных. Кому-то это действительно удалось, и всего за 10 лет неизвестные никому прежде компании стали настоящими гигантами рынка – а ведь их единственное ноу-хау заключалось в умелом заимствовании открытых и бесплатных медиатехнологий, оперативном патентовании своих разработок и грамотном маркетинге.

Но сегодня, как ни странно, именно обладатели таких монорешений в первую очередь стремятся к действительно стандартным технологиям – ибо понимают, что иначе их будущее попадает в полную зависимость от коммерческих успехов того или иного производителя. Одним словом, сегодняшнее состояние стандартов в телеиндустрии напоминает время, когда первые цифровые видеомагнитофоны уже появились и широко использовались, а интерфейс передачи сигнала между ними еще не был утвержден.

В 2000 году первой ласточкой на ниве независимой стандартизации стало образование некоммерческой ассоциации AAF (AdvancedAuthoring Format Association) с целью выработки именно независимого стандарта обмена медиаматериалами в процессе производства. В состав учредителей этой ассоциации вошлипредставители Avid, BBC, CNN, Dicreet (Autodesk Entertainment), Ascent Media, Matrox,Microsoft, Pinnacle, Quantel, Sony и Turner Entertainment Networks. А возглавил ее настоящий ветеран телеиндустрии Брэд Гилмер, 13 лет проработавший главным инженером Turner Broadcasting в США и Латинской Америке, а ныне на постоянной основе консультирующий крупнейшие американские телесети Public Broadcastring Service и Discovery Networks.

В результате деятельности этой ассоциации был создан и утвержден стандарт AAF, ныне используемый в монтажных системах Avid и других производителей. В 2007 году ассоциация была переименована в AMWA (Advanced Media Workflow Association) и к ней присоединились Cinegy, DiscoveryCommunications, IBM, Omneon, Harris, Dalet, Miranda Technologies, Quantel, Sony и многие другие. Вскоре при ее соавторстве был утвержден первый стандарт файлового формата для обмена готовыми медиаматериалами MXF (MediaExchange Format). С тех пор AMWA разработала не менее десятка спецификаций подвидов MXF для различных применений, многие из которых уже поддержаны крупнейшими производителями.

В 2010 году, ассоциация AMWA при поддержке Европейского вещательного союза (EBU) объявила о запуске нового проекта – создание единой платформы взаимодействия медиасервисов (Framework for Interoperability of Media Services или FIMS). В чем его суть?

Сегодня построение любой крупной системы является непростой задачей как для вещателей, так и для производителей. Если раньше управление осуществлялось по электрическому интерфейсу RS-422 или GPI, и других вариантов практически не было – то теперь у каждой системы есть свой собственный программный интерфейс API, и «склеить» одно с другим может только программист. А что делать, если времени и средств на программирование нет – ведь разработка «на заказ» всегда продолжительна и затратна? Да и результат такого программирования обычно оставляет желать много лучшего, не говоря уже о поддержке и развитии.

Единый стандарт команд, «понятный» всем устройствам и программным компонентам, позволил бы сильно упростить жизнь инженерам и предоставил бы возможность использовать на каждом отдельном участке технологической цепочки именно то решение, которое наиболее подходит по функционалу, производительности и бюджету. Сегодня все устройства так или иначе имеют программные интерфейсы, которые нужно лишь привести к одному общему знаменателю и тем самым существенно упростить жизнь пользователям, производителям и интеграторам. Этим знаменателем и станет новый стандарт FIMS.

Представьте себе сложную систему медиапроизводства, в которой любой компонент –видеосервер, система монтажа, архив или система автоматизации – в любой момент может быть легко заменен на аналогичный компонент от другого производителя, без затрат на проектирование, интеграцию и инсталляцию. Не верится? AMWA и EBU отвечают – при помощи FIMS это действительно возможно.

При этом принципиально важно, что выработкой стандарта занимается некоммерческая организация, в которой на равных представлены все ведущие игроки современной телевизионной индустрии, и которая пользуется покровительством Европейского вещательного союза. Это означает, что в спецификацию попадут только лучшие и новейшие технологии современной IT- и медиаиндустрии, без оглядки на интересы каких-то конкретных производителей. В настоящее время работа над подготовкой первой версии спецификации идут полным ходом, и на сайте AMWA все желающие могу ознакомиться с текстом спецификации версии 0.3.

С технической точки зрения FIMS базируется на давно используемей в IT-индустрии модели сервисно-ориентированной архитектуры (SOA). Эта модель предусматривает использование сервисов (служб) со стандартизированными интерфейсами, что позволяет реализовывать модульный подход к построению систем и обеспечивает унификацию на уровне управления.Рисунок1

Рисунок 1. Традиционный способ интеграция компонентов.

Рисунок2

Рисунок 2. Интеграция компонентов на основе единого стандарта FIMS.

Одним из важнейших понятий FIMS является понятие медиасервиса, предназначенного для выполнения какой-то конкретной задачи. В текущей версии спецификации предусмотрено две группы медиасервисов. Первая группа (Media Workflow, MW) включает сервисы, предназначенные для выполнения какой-то отдельной задачи технологической цепочки: запись, преобразование, перемещение, редактирование, публикация и прочее. Вторая группа (Media Infrastructure, MI), как следует из ее названия, включает сервисы для обслуживания инфраструктуры: файловый менеджмент, операции с метаданными, выполнение задач по расписанию и т.д.

Помимо групп, сервисы подразделяются на классы и типы. В группу MW спецификация включает классы Capture, Transfer, Transform, Edit, Publish, Color Correction, QC, Conform, Traffic. Для группы MI предварительно утверждены классы Resource Management, File Services, Storage Management, Utility, Schedule Management, Metadata Management, Archive Management, Asset/Repository Management.

В каждом из этих классов есть типы, и принадлежность медиасервиса к тому или иному типу как раз и определяет набор обязательных для него интерфейсов, методов и свойств. Например, для класса Capture утверждены типы Ingest Video, Source device control, Metadata generation и Fileimport, а для класса Transform – Rewrap (wrap/unwrap), Encode/Decode, Crop/Resize/Burn-in и так далее.

Такая структура позволяет описать стандартный интерфейс для любой, даже самой экзотической задачи в рамках современного медиапроизводства и вещания. А выстраиваение медиасервисов в нужную заказчику технологическую цепочку осуществляется с помощью системы управления медиасервисами, использующую эти самые интерфейсы. Таким образом, стандарт FIMS значительно упрощает построение сложных систем из компонентов от разных производителей – без необходимости интеграции с каждым из этих компонентов в отдельности.

На рисунке 3 представлена работающая технологическая цепочка из компонентов Avid, Cinegy, Cube-Tec, Radiant Grid, Sony и IBM.

Рисунок3

Рисунок 3. Один из вариантов принципиальной схемы FIMS

Запись «живого» сигнала в этой схеме производится одновременно при помощи сервиса Cinegy Capture и рекордера Sony XDCAM, после чего материал проходит обработку громкости в CubeTec и перекодирование звука в Radiant Grid, а затем автоматически загружается на монтаж в Avid Media Composer. Автоматизированное управление и мониторинг этапов этой технологической цепочки осуществляются параллельно из двух систем – IBM Web Sphere и Sony Media Backbone Conductor.

Взаимодействие между этими компонентами происходит исключительно по интерфейсам FIMS и не требует никакой дополнительной интеграции между ними!  Для тех компонентов, которые изначально не поддерживали FIMS, производители изготовили лишь программные адаптеры FIMS – в результате система была спроектирована, протестирована и запущена всего за неделю.

Рисунок4

Рисунок 4. Технологический процесс FIMS.

Число участников FIMS стремительно растет. И это неудивительно, ведь с появлением единого стандарта взаимодействия медиасервисов пользователи получают возможность выбирать лучшие в своем классе и наиболее подходящие им решения. А производители, в свою очередь, смогут сосредоточиться на развитии своих продуктов и забыть про необходимость интегрироваться со всем разнообразием решений, представленных на современном рынке медиатехнологий.

AMWA и EBU приглашает вещателей, производителей и интеграторов присоединиться к разработке стандарта FIMS и тем самым открыть эру простой, быстрой, недорогой и надежной интеграции. Более подробно о деятельности AMWA, проекте FIMS и требованиях к участникам можно узнать на вебсайте www.amwa.tv

 

Источник