ФАС будет следить за ценами нового мегапродавца телерекламы
Но официальное расследование служба начнет лишь в случае получения жалоб на Национальный рекламный альянс.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направит обращение Национальному рекламному альянсу (НРА) о необходимости соблюдать прозрачность при ценообразовании на рекламном рынке, сообщил на конференции Роскомнадзора замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. Новый мегапродавец будет контролировать 80–90% рынка телерекламы и 35–40% рынка всей рекламы, объяснил Кашеваров: НРА будет доминировать на рынке рекламы, и по закону о конкуренции на альянс будут распространяться определенные ограничения в работе, в том числе при формировании цен.
На прошлой неделе на первой официальной презентации НРА сообщил, что цены на телерекламу в 2017 г. вырастут на 15%. Это в несколько раз больше, чем в этом году, – на 3–5%. Опрошенные «Ведомостями» сотрудники рекламных агентств сочли объявленное мегапродавцом повышение цен неадекватным и экономически абсолютно необоснованным: по их словам, экономическая ситуация в России не дает никаких предпосылок к росту рекламных бюджетов и тем более к тому, чтобы повышать цены.
Пока ФАС лишь предупредит НРА о рисках, связанных с доминирующим положением, объяснил «Ведомостям» Кашеваров: «Доминирующее положение само по себе не может считаться нарушением, нарушение возникает при злоупотреблении таким положением». Если ФАС получит жалобу от рекламодателя, рекламного агентства или другого игрока рынка о резком повышении цен на телевизионную рекламу, тогда НРА придется экономически обосновать перед ФАС изменение расценок на размещение в эфире, предупредил Кашеваров.
«Национальный рекламный альянс – законопослушная компания. Никаких законов мы нарушать не собираемся и готовы к взаимодействию с ФАС», – заявил «Ведомостям» представитель селлера.
О создании единого продавца рекламы крупнейшие телехолдинги – «Первый канал», ВГТРК, «Газпром-медиа» и «Национальная медиа группа» (НМГ) – объявили весной 2016 г. Сейчас рекламу на телеканалах ВГТРК, НМГ и на «Первом» продает Vi – крупнейший в России рекламный селлер. У «Газпром-медиа» – собственный сейлз-хаус.
Телевидение – крупнейшее по доходам медиа в стране. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в первом полугодии 2016 г. рекламодатели потратили в эфире 71,3–71,8 млрд руб. – на 17% больше, чем годом ранее.