Мнение: Российские онлайн-кинотеатры никому не нужны

Совсем недавно завершился форум CSTB, который давно уже можно называть не форумом, а ярмаркой тщеславия. Те, кто побогаче, соревнуются в размерах стендов. Другие, победнее, еле-еле наскребают денег на победу в ничего не значащей премии. Но есть и другая категория: компании, которые, надувая щеки, который год ждут, когда их кто-нибудь купит. Я, конечно, об интернет-кинотеатрах.

«Теле-Спутник» считает необходимым в самом начале этого материала напомнить, что мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

В памяти всплывает один эпизод. Ноябрь 2008-го, в кулуарах конференции VAS Forum (форум, посвященный дополнительным мобильным сервисам, — прим. «Теле-Спутника») царит оживление. Прошел слух, что Google собирается потратить сумасшедшие деньги на покупку компаний, занимающихся мобильной рекламой. В России тогда мобильной рекламой не занимался только ленивый. У одних компаний были выкуплены крупные площадки, другие агрегировали мелких издателей. И все ждали, когда же придет Google и купит их с потрохами. Не дождались, в 2010 году Google приобрел Admob за сумасшедшие $750 млн, и остановился. Российские агентства мобильной рекламы еще некоторое время жили по инерции, но в итоге таких не осталось. Как и термина «мобильная реклама».

Российские интернет-кинотеатры существуют в той же картине мира. Ни один из них не находится в зеленой зоне рентабельности, хотя большинство заявило, что уже точка окупаемости давно пройдена. Ни один не обладает библиотекой контента, которую можно было бы назвать уникальной. Да черт возьми, даже у ТНТ востребованного у рядового зрителя контента на порядок больше, чем у какого-нибудь ivi или Okko.

В пьесе «В ожидании Годо» Диди и Гого проводят свою жизнь в одной и той же точке, находясь в перманентном ожидании некоего Годо. Когда придет Годо? Годо придет завтра. Наступает следующий день, и выясняется, что Годо придет завтра. И так по кругу. Интернет-кинотеатры — это те самые Диди и Гого, которые бесконечно ждут прихода Netflix или на худой конец Amazon, который, как Годо, внесет в их существование какой-то смысл. Точнее, банальный кэшаут. Ведь у «Скартела» получилось в свое время из нуля получить миллиард долларов от «МегаФона». Игра стоит свеч.

К сожалению, для российских интернет-кинотеатров, это ожидание закончится ничем. Netflix уже работает в России, пусть и в ограниченном режиме. Вместо того, чтобы покупать местных игроков, он просто собирает их пользователей. У Netflix есть оригинальные «Карточный домик» и «Оранжевый — хит сезона», «Черное зеркало» и «Очень странные дела». Да, к большинству сериалов и фильмов нет русских звуковых дорожек. Но я уверен, что не открою большого секрета: Netflix ведет переговоры с пиратскими релиз-группами по приобретению переводов и озвучки видеоконтента. Почему? Потому что, в отличие от интернет-кинотеатров, пиратские релиз-группы резкие, как понос: не успел фильм появиться в сети, как уже готов и перевод, и озвучка. Без всяких раздуваний щек на форумах и конференциях.

Я немного лукавлю, когда заявляю: «российские интернет-кинотеатры никому не нужны». Конечно, они нужны. В каждом из них работает под сотню человек, программисты пишут какие-то платформы, юристы заключают договора с правообладателями, руководство находит дурачков с деньгами, готовых инвестировать в проект, который «вот-вот купит Netflix». Это сотни, тысячи рабочих мест. Но я, разумеется, говорю о зрителях. Которым проще зайти в приложения смарт ТВ от ТНТ и СТС, и смотреть любимые сериалы без регистрации и SMS бесплатно. Без всяких этих надоедливых прерываний на одну и ту же рекламу, без трэша, коим без сомнений являются интерфейсы всех без исключения интернет-кинотеатров.

Пока кое-кто только пытается хвастать наличием десятка фильмов в UHD-качестве, Netflix снимает все свои сериалы в 4K (а некоторые еще и с HDR), постоянно добавляет фильмы в свою библиотеку для «третьих стран мира» (кем мы пока что являемся) и набирает действительно платящих пользователей.

Отчего-то в русской загадочной душе до сих пор жива уверенность, что он запросто обведет вокруг пальца заезжего иностранца. Но жизнь расставляет все по своим местам. Злые языки поговаривают, что одному «лидеру» не удается найти новые инвестиции (старые проедены) уже больше года. Второй «лидер» живет лишь за счет дотаций «мамочки». Остальные заключают интересные контракты с крупными корпорациями, от которых за версту пахнем банальным распилом.

Как известно, в нашей стране кино снимают вовсе не для того, чтобы заработать на его прокате в кинотеатрах. Вся прибыль извлекается уже в процессе создания фильма. А соберет он что-то или нет, это никого не волнует. Неудивительно, что интернет-кинотеатры поступают ровно так же.

 

Источник