Петр Станкевич («БелБизнесЧеннел»): «Наша аудитория, как ни странно, белорусское ТВ практически не смотрит»
О состоянии и перспективах белорусского ТВ-рынка, как отключение «аналога» отразилось на региональных каналах страны и некоторых аспектах государственного регулирования «Телеспутнику» рассказал Петр Станкевич, директор телеканала «БелБизнесЧенел», созданного на платформе российского РБК ТВ.
Российский телеканал РБК ТВ существует на рынке уже более 15 лет. В Республике Беларусь его распространением в кабельных сетях сначала занималась Белорусская телевизионная ассоциация (Петр Станкевич возглавлял эту ассоциацию с 1998 по 2005 год, — прим. «Теле-Спутника»), потом эту функцию взяла на себя частная структура. В то время, когда на РБК ТВ появлялись острые сюжеты про Республику Беларусь, государственный регулятор принимал решение о закрытии канала и он временно выпадал из информационного поля. Проделывалась определенная работа, чтобы вернуть канал в сети, но такие ситуации в любом случае приводили к потере части аудитории и разрыву контрактов с некоторыми операторами. И приходилось прилагать все больше и больше усилий, чтобы вернуть ранее завоеванные позиции.
В итоге в 2009 году во время очередного противостояния, когда был высок риск закрытия канала в стране, стало понятно, что телеканал РБК ТВ в Беларуси может вещать только в виде местной редакции — чтобы было с кого спросить. И кроме того, освещение местных новостей белорусскими журналистами — более правильно и приближено к реальности. Человек, который живет и работает в Белоруссии, лучше знает, как рассказывать о событиях в стране.
Решение о локализации канала и создании «БелБизнесЧенел», то есть белорусской редакции телеканала РБК, было принято совместно дистрибьютером канала и Министерством информации Республики Беларусь. После этого на нем не стало тех сюжетов, которые вызывали определенное раздражение у государственных органов. Такие материалы зачастую были высосаны из пальца либо подавались не под тем углом. Нужно было учитывать и особое отношение к информационной политике наших госорганов, что продиктовано вопросами безопасности, — это тоже важно.
Мы делаем телеканал для широкого круга зрителей, которые интересуются бизнес-тематикой. Его смотрят не только бизнесмены, руководители компаний и чиновники, хотя они составляют основное ядро зрителей, но, как ни странно, и простые люди. Как показывают медиаисследования, среди аудитории канала присутствуют все социальные группы.
Чтобы канал был интересен местному зрителю, мы занимаемся освещением белорусской повестки дня. Рассказываем о тех тенденциях, которые происходят в нашей экономике, об изменениях в белорусском бизнесе — в целом о том, что важно для жителей страны.
Кроме того, телеканалу доверяют. Одно дело, когда о Республике Беларусь рассказывают из России, и совершенно другое, когда местный аналитик говорит о росте или падении курса доллара.
Потому что функцию информационных каналов прекрасно выполняют государственные вещатели. Еще один такой телеканал будет убыточным. Рынок очень маленький в плане емкости телезрителей — у нас всего 9,5 млн населения. Кроме того, проникновение классических кабельных сетей не позволят сделать такой проект коммерчески успешным.
Информировать людей — это государственная функция. Государственные телеканалы, получая дотации из бюджета, прекрасно с этим справляются. И как бизнесмен, я бы никогда не стал вкладывал деньги в информационный телеканал.
Пик рынка рекламы был в 2009 году, в последние годы он по объективным причинам падает — не только в Республике Беларусь, но в России. Это вообще мировая тенденция: телевизионный рекламный рынок сокращается, бюджеты уходят в Интернет. Причина проста: Интернет развивается быстрее, так как в нем меньше ограничений. Молодая и финансово активная часть населения все меньше смотрит линейное телевидение, предпочитая видеоконтент, размещенный в онлайне. Вслед за ней идет и рекламодатель, который понимает, что можно дать рекламу на общенациональном канале и получить какой-то эффект, а можно более точечно разместить объявление в Интернете — в той среде, где обитает его целевая группа. Уже был страшный момент, когда наружная реклама потеряла свои позиции на рынке, потом то же самое произошло с печатной продукцией.
Правда, в 2017 году рынок телерекламы немного вырос. Ожидается, что положительная динамика будет заметна и по итогам этого года.
Написать саму программу, сделать приложение — это несложно. Но нужно еще попасть на платформу производителя смарт-телевизора, а чтобы приложение появилось в первой сотне, нужны очень большие деньги. Мы физически не можем себе этого позволить. Когда условия изменятся и зайти в Smart TV будет не так дорого, наше приложение там сразу появится.
В то же время наш телеканал неплохо представлен в социальных сетях — есть аккаунты на YouTube и Facebook, растут просмотры сюжетов про Беларусь, белорусских бизнесменов, белорусскую экономику. Будем и дальше развивать это направление, постепенно переходить в Интернет. Там есть свои рекламные законы — нам нужно собирать минимум 40 тыс. просмотров в месяц, чтобы получать хоть какие-то деньги. Сейчас мы к этой цифре приближаемся.
Также надеюсь, что с 2019 года появится наше мобильное приложение. Владелец любого смартфона или планшета сможет смотреть контент «БелБизнесЧенел» в формате видео по запросу. Люди уже не ждут семи часов вечера, чтобы посмотреть новости. Сейчас они хотят в любой момент иметь доступ к программам из сетки вещания — в 11 вечера посмотреть семичасовой выпуск или сегодня посмотреть то, что было вчера. Старшее поколение тоже, кстати, осваивает гаджеты — мы видим, что они оставляют комментарии к нашим видео. Это приятная тенденция.
У них априори более благоприятные условия: за их трансляцию платит государство, на это идут бюджетные средства. Но конкуренции с ними мы не боимся, потому что у нас разные зрители. Мы очень узконишевый телеканал, наша аудитория, как ни странно, белорусское ТВ практически не смотрит.
Честно скажу, что мы чувствуем большую конкуренций со стороны региональных каналов. У них есть своя преданная аудитория, потому что зрители любят местный контент. Мы же пытаемся сформировать федеральную повестку, но такую, которой нет на государственных каналах.
В Белоруссии достаточно неожиданно отключили аналоговое эфирное вещание. Точнее, сделали все по плану: назначили день «Ч» и в этот день отключили. Хотя все думали, что это будет долго оттягиваться, как в России. В общем, никто к этому не был готов, особенно небольшие региональные каналы. В этой ситуации им нужно было входить в кабельные сети. При этом кабельщик не может взять их бесплатно, потому что есть риск, что возникнет подозрение в коррупции и соответствующие органы начнут проверку канала и оператора. Соответственно, сторонам приходится договариваться: либо проводить договор по взаимозачету, чтобы выполнить все государственные требования, либо платить маленькие, чисто декларативные деньги. Но небольшим каналам сложно найти даже эти средства, потому что у них нет доступа к большому рекламному пирогу.
Однако даже если они попали на платформу оператора, это не значит, что они там задержатся надолго. Дело в том, что когда в сеть хочет зайти иностранный канал — российский или западный — кабельщику нужно высвободить частоты. И в первую очередь он будет убирать то, что ему ничего не стоит, — небольшие белорусские каналы. Зачем выключать какой-то платный канал, который у тебя является драйвером абонентской платы? Лучше выключить то, что ничего не стоит, — родные белорусские каналы. И поставить иностранный, который к тому же зачастую при заходе оказывает оператору техническую помощь — покупает определенные модули для головной станции или комплекты приемного оборудования.
Была также попытка со стороны кабельщиков ввести сбор денег за частоту. Хочешь быть в этом пакете? Будь добр столько-то денег заплатить.
При этом государство защищает только государственные каналы. А нам говорит: сами договаривайтесь, сами решайте вопросы, вы же хозяйствующие субъекты, ваши споры — это ваши споры.