Виталий Васильев, EPG Service: «Мы создали телегид будущего — в настоящем»
Генеральный директор компании EPG Service Виталий Васильев в интервью «Телеспутнику» раскрыл детали создания электронных телегидов (EPG, Electronic Program Guide) — интерактивных сервисов для цифрового телевидения, многократно повышающих эффективность управления цифровым контентом.
Расскажите о себе, как вы пришли в телеком сферу и создали EPG Service?
До создания EPG Service я работал в компании, которая занималась подготовкой телепрограммы для газет. В 2012 году, когда начало появляться много телеканалов, я понял, что навигация по каналам в телепрограмме в газете уже не отвечает современным требованиям. Тогда я увидел перспективы в создании компании, которая готовила бы телепрограмму, но для операторов телевидения. Технологии подготовки программ для газеты и операторов абсолютно разные, а возможности для телеком-отрасли во втором случае открываются очень широкие. Я видел потенциал в том, что для программы для операторов могут использоваться богатые метаданные на контент, что позволило бы строить систему рекомендаций, удобную навигацию, получать много дополнительной информации. Речь шла о возможности создать телегид будущего.
Расскажите о своем сервисе и его влиянии на телеком-сферу.
Сегодня EPG Service – это быстро развивающаяся компания, которая работает с более чем 200-ми клиентами по всему миру, а это телеком операторы, ОТТ-платформы, телеканалы, газеты, веб-сайты, мобильные приложения и аналитические компании. Мы адаптируем телепрограмму для более 2500 телеканалов на разных языках, гордимся отличной профессиональной командой и делаем ставку на качество, надежность и инновационность продукта, стремимся воплощать в сегодняшнее телевидение технологии будущего.
Наш сервис призван решить проблему «200 каналов, а смотреть нечего». Мы видим типичную ситуацию по статистике, собираемой от OTT-платформ: у абонента подключено 150 каналов, из них без использования телегида реально в среднем востребовано семь каналов на домохозяйство. Два канала смотрит ребенок, еще по два — мама и папа. Убежден, что причина этого — отсутствие удобной системы, помогающей выбрать подходящие каналы из потока информации в телегиде на 150-200 каналов. А ведь операторы могут и больше каналов подключать. Гонка в подключении все новых каналов закончилась не потому, что закончились каналы, а потому, что операторы не вполне понимают, как их монетизировать. Абонент платит условные 200 руб. за 200 каналов, но реально смотрит два и не видит выгоды от подключения новых каналов. Способ потребления телепрограмм сформировался так, что потребитель знает, на каких кнопках предпочитаемые им каналы и «щелкает» по этим кнопкам. «Щелкать» по 150 каналам, чтобы найти что-то подходящее для себя – занятие утомительное. Это может быть забавным, но для большинства явно неэффективно.
Как, по вашему мнению, наличие EPG влияет на деятельность компании-оператора и ее пользователей?
Мы собираем обратную связь от наших клиентов, ОТТ-платформ, где уже есть какие-то элементы подобных систем с более удобной навигацией. По статистике, в этом случае средний охват на домохозяйство увеличивается с семи до 14 каналов. Как минимум, люди смотрят в два раза больше каналов. Дополнительный вопрос, который мы будем задавать зрителям таких ОТТ-платформ – увеличилось ли время телесмотрения. Дальнейшее расширение охвата возможно за счет дополнительных сервисов – рекомендаций или новостной ленты премьерных показов. Новостная лента — наш новый продукт, он позволяет информировать абонента о всех премьерах и интересных новинках помимо рекомендаций. Зритель может сам выбирать из новинок, если для него в этом есть потребность.
Поясните, пожалуйста, разницу между классическим телегидом и термином «Расширенный EPG».
Основное отличие в том, что навигация абонента на OTT-платформе происходит не по телеканалу, а по контенту и интересам зрителя. Человек хочет посмотреть кино, заходит в раздел «Кино» и смотрит, какие фильмы идут по всем каналам сразу в данный момент. Можно углубиться дальше, выбрав критерии «Российское кино» или «Зарубежное кино», «Комедии», «Боевики». Тем самым абонент сразу фильтрует, сегментирует контент, который ему интересен. Система рекомендаций позволит еще дальше раздвинуть эти границы, что даст возможность подключать еще больше каналов.
В чем уникальность вашего сервиса и преимущества среди подобных?
У нас есть уникальное предложение, отличающее наш продукт от других: единая сквозная идентификация контента и эпизодов (серий). В чем здесь суть? На практике при составлении телегидов бывает так: один телеканал присылает информацию о показываемом им сериале и указывает, что покажет «второй сезон, пятую серию». Другой канал показывает тот же сериал, но у него идет «546 серия», которая соответствует первой серии одиннадцатого сезона. Задача нашей редакции при внесении информации в наш сервис, определить, что это один и тот же сериал и предоставить единый указатель серий. Таким образом, с нашим сервисом оператор может отследить, какие серии смотрел абонент и создать такой интерфейс, который будет предлагать зрителю новые, непросмотренные серии, отсекая те, что он уже видел. Зрителю важно знать, что в программе телеканала именно те серии, которые он не видел, а мы, за счет уникальности нашего продукта, можем дать ему такую возможность. При условии, разумеется, что сами операторы в своих интерфейсах ее реализуют. OTT-платформы пока только подходят в своем развитии к этапу, когда подобные решения воспринимаются ими как действенный способ повышения лояльности абонентов.
Способов практической реализации этого решения может быть несколько. Напоминание о новых сериях может быть в отдельном приложении, либо может быть «зашито» в системе рекомендаций. Пользователь, наконец, может подписаться на напоминания о новых сериях в интерфейсе, поставив соответствующую галочку, и ему будут показываться push-уведомления.
Другая наша уникальная особенность – мы единственные на рынке, кто готовит точные метки начала передач. Известно, что система Catch Up интересна аудитории. Но на практике она работает не всегда корректно. Обыкновенная ситуация: зритель что-то записал, потом перематывает назад и далеко не всегда попадает на начало программы. Причина в том, что Catch Up размечается по телегиду EPG, а телеканалы сообщают время начала программ с погрешностью плюс/минус 5 минут. После перемотки назад зритель часто оказывается в «ступоре», не понимая, куда ему перематывать дальше и на сколько, чтобы попасть на начало программы? В нашем случае сервис становится очень удобным, потому что с точностью до секунды указывается позиция начала программы. Знание точного времени начала передачи позволяет получать и точную статистику телесмотрения. Это важно для повышения точности рекомендаций, потому что она строится на истории просмотров, и чем точнее эта история, тем релевантнее рекомендации.
Какие действия нужно произвести оператору, чтобы внедрить EPG-технологию и почему ему это необходимо?
Внедряют EPG операторы ШПД, которые на своей сети могут предложить сервис IPTV-телевидения. Они могут разработать собственный сервер, используя наши данные, либо воспользоваться специализированным решением от OTT-вендоров. Со всеми из них мы сотрудничаем. Естественно, мы работаем и с разработчиками OTT-платформ, и напрямую с операторами. Операторам мы можем рекомендовать конкретные платформы для внедрения. Наш продукт может использоваться не только операторами ШПД, но и сетями кабельного телевидения. Для кабельного оператора можно построить сервисы не внутри самого телевизионного продукта, а рядом с ним. Они могут повлиять на подключение дополнительных пакетов за счет этой системы.
Какие возможности в EPG есть для операторов линейного и интерактивного телевидения?
Они чем-то отличаются?Благодаря нашей системе идентификации мы предлагаем операторам связку между линейным телевидением и VoD-библиотекой – так называемый маппинг, который позволяет делать интересные кейсы. Например, пользователь смотрел первую и вторую серии и хочет посмотреть третью. А она есть в VoD-библиотеке. Не дожидаясь ее выхода в линейном вещании, зритель может купить ее в библиотеке. Правообладателю ведь все равно, где ее посмотрят. Возможно, прибыль даже будет больше, если серию посмотрят на VoD. А для VoD-библиотек мы предлагаем операторам наполнить их метаданными. Речь идет об иллюстрациях к контенту, который есть для линейных вещателей, а также метаданных о персоналиях – актерах, режиссерах. Здесь же доступны фотографии этих актеров, их биографии. То есть мы предоставляем максимально богатое наполнение информацией, включая иллюстрированные материалы.
Какие перспективы в расширенном EPG просматриваются для телеканалов? Почему для телеканалов так важно предоставлять дополнительные материалы?
Перспектива внедрения наших расширенных услуг огромная. Мы рассказывали о нашем продукте в Польше на конференции этой осенью, и крупнейшие местные операторы были удивлены и заинтересованы, поскольку у них такого решения нет. На российском рынке мы давно готовы предоставлять наш продукт с соответствующим отработанным функционалом, но клиенты только сейчас приходят к осознанию, что такое возможно и какие перспективы открываются при этом перед ними. Для нас актуальнее не разрабатывать все новые и новые функции, а внедрять то, что уже готово, у существующих операторов. Мы предугадываем потребности рынка и отчасти формируем их. Мы ежемесячно вкладываем большие ресурсы в подготовку метаданных. Если каждый телеканал отдельно будет проводить эту работу, вновь собирая информацию из разных источников, как это сделали мы, они просто продублируют нашу работу, которую мы сделали в момент появления этого контента. Нет никакого смысла готовить метаданные самим каналам. Если они это будут делать самостоятельно, то не возникнет единой идентификации. У каждого будут свои идентификаторы. Мы же выступаем как агрегаторы всей доступной метаинформации о каждой единице контента. Сами телеканалы предоставляют очень мало информации о своем контенте. В этом и состоит суть нашей работы, что мы сами собираем эту информацию и размечаем ее. Это сложная редакторская работа, которой ежедневно у нас заняты больше 30 человек.
Какие перспективы развития и новые технологии нас ждут в EPG?
Есть бизнес-идеи, которые могут изменить телевидение в принципе. При наличии единой системы идентификации к телепросмотру можно подключить социальные сети, выведя в них все обсуждения просмотренного контента в рамках идентификатора. Телеканалы онлайн смогут отслеживать текущий рейтинг единиц контента на текущий момент. Наконец, благодаря машинному обучению возможно составлять персонифицированную телепрограмму для каждого абонента и в оперативном режиме видеть, какие идут обсуждения в сети. Все это возможно, если будет создано единое информационное поле.