Как режиссеру и продюсеру работать над саундтреком?

Можно ли создать в кадре атмосферу 1990-х при помощи одного трека, кто способен заменить Эдуарда Артемьева и в каких случаях следует сразу расставаться с композиторами: поговорили с российскими кинематографистами и Ким Ки Дуком о подходе к саундтрекам.

КИМ 
КИ ДУК 

Режиссер

О саундтреке к фильму «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003)

Музыку к фильму «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» написал композитор Пак Чи-ун, который до этого учился в Америке. Он пришел ко мне и предложил помощь: сказал, что у него в голове больше тысячи разных мелодий. В тот момент я просто доверился ему. 

Саунтрек к фильму «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» (2003)

В фильме есть корейская национальная и буддийская музыка, а также написанная им самим. Людям нравится музыка в этой картине.

У меня небольшие проблемы со слухом еще со времен службы в армии – он не настолько тонкий, чтобы самому слушать и оценивать музыку. Поэтому я прислушиваюсь к мнению композитора и выбираю из предложенных им мелодий. Те, которые мне нравятся, я беру в фильм.

АКСИНЬЯ 
ГОГ 

Режиссер

О саундтреках к фильмам «Путешествие Федора по Москве начала XXI века» (2014), «О футболе и про ангелов» (2016) и «Обмен» (2019)

Совместно с композитором Иваном Лубенниковым мы многое вложили в музыку для «Путешествия Федора по Москве начала XXI века». Получившаяся композиция называется Vacuum (она есть в iTunes). В ней мы хотели совместить вакуум внутри москвичей и красоту вокруг них. Музыка совершенно непохожа на изначальные референсы. С Иваном было интересно работать: вначале он даже писал музыку в моем присутствии.

Фильм «Путешествия Федора по Москве начала XXI века» (2014)

Совместно с ним же мы сделали и короткий метр «О футболе и про ангелов». В этом фильме мне хотелось услышать хорал в современной обработке, и Иван написал его — мы позже обработали его для фильма.

Мне нравится, когда внутрикадровая музыка переходит во внешнюю, дает свой посыл, поддерживая при этом основную тему. В «О футболе и про ангелов» героиня танцует в стриптизе под «стриптизный» трек, а после этот же трек, но уже в обработке, уходит «вовне» и задает образ героини. Музыкальный ряд не должен иллюстрировать изображение: он должен придавать ему глубину.

В короткометражке «Обмен» про захват заложников в 1997-м году (недавно у фильма была премьера в Калининграде на фестивале «Короче») мы решили использовать какой-нибудь наш хит из 90-х.

Трейлер фильма «Обмен» (2019)

Вначале у нас была мысль взять песню Максима Леонидова, но мы поняли, что она слишком лиричная. Потом мы подставили на монтаже композицию «Иванушек» — «Тучи», и проект сразу заиграл новыми красками: появились четкий ритм и юмор.

Когда подбираешь музыку к фильму, важен парадокс, который рождается благодаря сочетанию музыки и изображения. В случае с «Иванушками» в «Обмене» как раз такой парадокс и возникал.

При выборе музыки для фильма необходимо понимать, про какую эпоху вы снимаете, какой у вас посыл. Если в «Путешествии…» мне нужно было совместить античность и современность, в «Обмене» я хотела почувствовать эпоху 1990-х.

НИКОЛАЙ 
ЛЕБЕДЕВ 

Режиссер

О саундтреках к фильмам «Экипаж» (2016), «Легенда № 17» (2012), «Змеиный источник» (1997) и «Звезда» (2002)

Обычно я весьма четко представляю себе, какой должна быть музыкальная партитура, ибо музыка — одна из важнейших составляющих фильма. Она способна облегчить, углубить, изменить или же исказить воздействие сцены и хорошо бы заранее понимать, как и с какой целью она будет использована.

Поэтому в режиссерской экспликации я подробно описываю не только эмоциональную направленность музыки к каждому конкретному эпизоду, но даже, бывает, обозначаю инструменты, которые хотелось бы услышать. Еще не зная кто будет писать музыку к фильму «Звезда», хотя и мечтая, что это будет Алексей Рыбников, я составил очень тщательный список тем и обрисовал каждую из них.

Не уверен, что Рыбников усердно изучал мои экспликации, однако в результате с экрана звучит именно то и именно так, как я описывал на листе бумаги, разве что многократно приумноженное талантом и мастерством композитора.

С «Экипажем» ситуация сложилась совершенно иная. «Экипаж» — это посвящение одноименной картине Александра Митты, вольная импровизация на тему и признание в любви самому яркому кино-впечатлению моего отрочества.

Музыкальные темы композитора Альфреда Шнитке вот уже сорок лет непрерывно звучат в моей памяти: этот пронзительный клавесинный вальсок, эти скрипичные всплески сцен катастрофы, эти мрачные, тревожные аккорды нарастающего саспенса.

Музыка Альфреда Шнитке к фильму «Экипаж» (1979)

Я очень тревожился, что стану подсознательно навязывать композитору свое ощущение, поэтому на первых порах отпустил ситуацию. Я лишь использовал ряд музыкальных произведений во время съемок тех или иных сцен картины: часто так делаю, чтобы помочь актерам войти в нужное состояние. И это был не Шнитке.

Когда мы сняли в аэропорту Петропавловска-Камчатского финал «большого приключения» — эпизода, во время которого пассажиры покидают самолет в струях дождя, я прямо на съемочной площадке с монтажером Константином Ларченко собрал всю сцену и положил ее на музыку Эдуарда Артемьева, написанную к фильму «Легенда №17».

Музыка Артема Васильева к фильму «Экипаж» (2016)

Уже в черновом виде сцена производила довольно сильное воздействие на первых зрителей. Настолько сильное, что продюсер Леонид Верещагин предложил оставить музыку Артемьева в готовой картине. Но я знал, что Эдуард Николаевич наверняка сможет написать что-то не менее яркое и запоминающееся.
Однако случилось так, что Артемьев не смог принять участие в работе над «Экипажем», зато привел своего ученика Артема Васильева, великодушно и всерьез аттестовав его как еще более талантливого композитора, чем он сам.

Перед Васильевым стояла очень непростая задача. Фильм уже был снят — весь. Изображение диктовало характер музыкальной партитуры: вот здесь тревога, здесь лирика, здесь напряжение. Но мне хотелось найти нелинейные решения, и я рад, что Артему эта идея понравилась. Мы стали экспериментировать.

Музыка Артема Васильева к фильму «Экипаж» (2016)

Приоткрою дверь в режиссерскую кухню: довольно часто при создании черновой версии картины к изображению подкладывается так называемая референсная музыка. Ее мы берем из «закромов», из прежних своих картин, из стоков, и заимствуем из чужих саундтреков или записей симфонических оркестров. Во-первых, материал с музыкой смотрится легче; а во-вторых, композиторам проще понять, чего хочет режиссер.

Разумеется, референсы — вовсе не догма. Иногда, подложив музыку, звучавшую у тебя в голове во время съемок эпизода, с удивлением убеждаешься, что в данном контексте она не работает. Тогда начинаешь искать другое решение: или вовсе отказываешься от музыки, или находишь контрапунктивное звучание, входящее с противоречие с внешним обликом сцены, зато вскрывающее или подчеркивающее внутреннее состояние персонажа.

Сцена из фильма «Змеиный источник» (1997)

К примеру, для одной из сцен моей картины «Змеиный источник» композитор Михаил Смирнов написал тревожную, мрачную тему. В этой сцене героиня Ольги Остроумовой угрожала своему неверному любовнику в исполнении Сергея Маховикова. Но мне пришло в голову отказаться от агрессивного звучания и использовать в сцене любовную мелодию, и с экрана помимо угрозы зазвучала боль одинокой покинутой женщины, пытающейся вернуть себе ускользающую любовь. Сцена стала более объемной.

Вот и в «Экипаже», в самом начале и в финале картины, мы с Артемом решили отойти от грустных тем, хотя все к этому располагало, и взяли за основу тему Гущина, человека, не позволяющего обстоятельствам взять верх над собой, движущегося к цели, несмотря на все препятствия и преграды.

Музыка Артема Васильева к фильму «Экипаж» (2016)

Артем Васильев — композитор классического направления, имеющий за плечами опыт работы с крупнейшими симфоническими оркестрами у нас и за рубежом. На первых порах ему, симфонисту, было сложно сформулировать музыкальные темы, которые сходу бы запомнились зрителю и произвели на него мгновенное впечатление. А я требовал именно этого.

Мы вместе сидели за роялем, прорабатывали каждую тему, записывали на магнитофон, тут же подкладывали под изображение и решали, насколько она работает и не нуждается ли в уточнениях. Придумывал-то Артем, а я, как полагается человеку со скверным режиссерским характером, мучил его бесконечными придирками, хватал за руку, прерывая исполнение, и пытался намурлыкать иное развитие темы.

Надо отдать должное Васильеву: он выдержал испытание мужественно и добился требуемого результата, за что и получил в итоге почетную профессиональную награду — приз «Золотой Орел» за лучшую музыку к фильму.

Ну а Российский государственный оркестр кинематографии, замечательный дирижер Сергей Скрипка и музыкальный звукорежиссер Геннадий Папин довершили труды Васильева, записав под его наблюдением саундтрек к «Экипажу» в тонателье «Мосфильма».

О работе Скрипки и его оркестра необходимо упомянуть особо, ибо сейчас продюсеры зачастую ограничиваются музыкальным оформлением «под синтезатор»: это куда дешевле и сподручнее. Живая музыка большого оркестра звучит совсем иначе, и она отличается от синтетической точно так же, как свежее коровье молоко от порошкового. Продюсеры «Экипажа» Леонид Верещагин, Никита Михалков и Антон Златопольский (с которыми я также делал и «Легенду №17») знают это, и потому всегда идут на необходимые траты. Оно того стоит.

Сейчас я придумываю новый фильм, и одновременно ищу референсную музыку: она и вдохновляет, и подсказывает неожиданные решения — визуальные, режиссерские, ритмические. Я ловлю себя на мысли, что, придумав музыку, режиссер в результате получает фильм. Дело за малым — передать идеи в руки талантливого композитора, который все сделает за тебя.

Я счастливый человек, все композиторы, с которыми мне удалось посотрудничать (Алексей Рыбников, Эдуард Артемьев, Артем Васильев, Михаил Смирнов, Дмитрий Рыбников) во многом создавали мои картины, а уж зрители потом с удовольствием их слушали и, надеюсь, смотрели.

ВАСИЛИЙ 
СОЛОВЬЕВ 

Продюсер

О саундтреках к фильмам «Хороший мальчик» (2016), «Трудности выживания» (2019) и «Как новый» (2019)

Когда мы определились с режиссером фильма «Хороший мальчик» и готовы были запускаться, было очевидно, что фильм будет носить некие ретро-очертания. Таково было видение Оксаны Карас.

Трейлер фильма «Хороший мальчик» (2016)

В то же время хотелось показать зрителю, что это не какое-то там пыльное ретро, а очень органичное, живущее среди нас каждый день, эдакое оммажное отношение к старине, что должно было считываться и в локациях, и в костюмах, и в музыке.

Карас увлекается танцами, поэтому она запланировала в фильме несколько танцевальных номеров. Какие-то из них должны были исполняться под модные и актуальные треки, как раз стилизованные под электронную эпоху «Курьера» и 1980-х.

Если с треками все было более-менее понятно, то с композитором, на кандидатуре которого настаивала режиссер, случилась досадная промашка. Она начала присылать настолько неподходящую музыку, что светлый и остроумный фильм превращался в нудную драму. Более того, выяснилось, что музыку для финального танца эта девушка просто скачала в Интернете, выдав ее за свои наброски.

О музыке в фильме «Хороший мальчик» (2016)

Расставшись с ней и 50%-м авансом, пришлось искать композитора самому. На помощь подоспел Евгений Шелякин, выпускавший в тот период комедию «Пятница». Львиную долю музыки там сделал его студенческий товарищ по ВГИКу Михаил Морсков. С ним нас Женя и познакомил. Миша человек увлеченный, он имеет режиссерское образование, хорошо понимает кинематограф, со своим напарником Артемом Федотовым он работает со скоростью света.

В тот момент я вел переговоры еще с двумя композиторами — так вот, пока те двое лишь прислали мне референсы, Морсков с Федотовым не только написали всю музыку к фильму, но и в порыве творческого поиска переписали все заново. Когда я познакомил ребят с режиссером, то они очаровали и ее; работают они вместе по сей день.

Оставалась только финальная композиция, та самая, что была кем-то скачана из Интернета. Под нее была снята сцена массового танца. Морсков задумал написать песню и предложить Полине Гагариной ее исполнить. В тот момент, вообще-то, нас уже взяли на «Кинотавр», оставались считанные дни до финализации проекта.

Полина Гагарина «Мы — вселенная»

Реалистичным план Миши назвать было тяжело. Но они все успели: написали английский текст, сделали музыку, попросили известного песенника Константина Арсенева сочинить русский текст, познакомились с Гагариной и уговорили ее спеть в нашем фильме, а потом мы успели еще и подогнать монтаж под новую композицию. Мне очень нравится эта песня. Я переживал тогда, что не являюсь музыкальным продюсером, и мне не удалось ее по-настоящему продвинуть. Это отдельное искусство.

На моих нынешних проектах («Трудности выживания» и «Как новый») мне по-прежнему не удалось подтянуть композиторов заранее, хотя я пытался. У режиссеров не было прочной творческой связки с какими-либо композиторами, а времени на установление этих связей не нашлось. Зато на этапе постпродакшна мне удалось заинтересовать фильмом «Как новый» Алексея Айги, и он написал потрясающую музыку к уже готовому фильму. Пазл сложился. В «Трудностях выживания» саундтрек нам сложил мега-профессионал Дмитрий Ланской.

Трейлер фильма «Трудности выживания» (2019)

С одной стороны, я хотел бы пожелать продюсеру заранее думать над музыкой, устанавливать нейронные связи между режиссером и композитором/музыкальным продюсером/исполнителем на этапе подготовительного периода. А с другой — быть гибким и понимать, что у каждого проекта своя жизнь, и фильм можно сделать лучше в любой момент времени.

Источник