Как просчитать стоимость в видеопродакшне
Сервис — основа любого бизнеса.
Видеопродакшн — не исключение. Все стадии видеопроизводства сопровождаются максимально удобным сервисом для клиента. Схема работ построена таким образом, чтобы в кратчайшие сроки клиент получил качественный видеоролик (будь это рекламный ролик или корпоративный фильм) не вставая со своего рабочего места. Подобный сервис не мыслим без нынешних интернет коммуникаций.
Начнем с самого первого этапа производства видео роликов — правильный просчет будущего видео. Безусловно обязательным пунктом является постановка задачи клиента посредство составления брифа. Без преувеличения — это 95% успеха! Очень серьезно отнеситесь к этому пункту. Идеальный выход — электронный бриф. Согласно главных законов бизнеса, настоящий сервис — это минимальная трата времени клиента. Очень часто этот бриф составляют сами менеджеры нашего видео продакшна.
Второй пункт — предоставление сметы согласно брифа. Хороший кусок работы, на этапе которого можно составить две сметы, которые будут отличаться в порядок и не одна из них не вызовет сомнения у клиента.
РАЗБЕРЕМ «КОРЕНЬ ЗЛА» ИЛИ КАК НЕ ДОПУСТИТЬ ОШИБКИ.
Рассмотрим технические составляющие любого качественного видеоряда, который имеет право называть себя рекламным видео роликом или короткометражным фильмом.
Что лежит на поверхности видеопроизводства или как видит клиент производство видеоролика: «Оператор достает видеокамеру со шкафа и идет снимать ролик, потом прячется за большим монитором и отдает готовый фильм за кучу денег.»
Не правда! Лично я снимаю на iPhone и на нем же монтирую. Некоторые клиенты понимают, что есть еще и подготовка к съемке… Очевидно, что я утрирую.
Все дело в том, что клиент воспринимает цикл производства исключительно в три этапа: подготовка (preproduction), съемка (production) и монтаж (postproduction). Ему, на самом деле, вполне достаточно сметы в три цифры и итоговую сумму, при чем именно итоговой он и ждет. Но каждый из выделенных пунктов видеопроизводства имеет свои составляющие, которые меняют порядок стоимости производства вцелом.
Начнем с предпроизводственного этапа:
- Поиск креативной идеи
- Написание синопсиса
- Написание сценария
Без сценария вы никогда не получите точный просчет производства видеоконтента. Непосредственно сценарий влияет на стоимость видеопроизводства и может как немыслимо раздуть бюджет рекламного видеоролика или же наоборот удешевить, при этом креативная идея будет воплощена в полной мере в обоих случаях. Для понимания уровня цен приведу пример: для одной и той же идеи можно составить сценарий, который изменит стоимость производства ролика с $10 тыс. до $250 тыс.
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?
Пригласить Ксению Собчак в паре с Арнольдом Шварцнегером статистами в небольшой ролик о жгучем желании съесть шоколадку прямо в открытом космосе. Добавит деталей и жидкости для сложнейшего 3d моделирования, при этом съемки необходимо проводить именно в Германии и, так что бы точно все хорошо получилось, нанять режиссера с мировым именем и четко поставить задачу: все этапы производства только в лучших мировых конторах. При этом добавляем фразу: «Сроки, как обычно, горят.» Будьте уверенны, что вы уже вышли за бюджет в $250! Вопрос остается один: «От этого рекламный ролик стал лучше или дал больший объем продаж шоколада?» Что точно, так это оправданно раздулся бюджет, а на сколько оправданно, так это пусть решает маркетинговый отдел клиента.
Заказывая сценарий — обязательно обозначьте бюджет, выделенный на производство рекламного ролика. Производства большинства рекламных видеороликов в Украине маневрирует в пределах $10 — 40 тыс., при средней цене в $30 тыс. А вот как это ролик отснять и смонтировать максимально хорошо при заданном бюджете — это пусть решает собственно тот продакшн, которому вы доверили производство.
Переходим к первому пункту производства рекламного видео — PreProduction. Этап подготовки съемочного процесса. И почему нельзя просто взять и снять видеоролик? Да потому, что съемка рекламного видео — уже не просто! Читая сценарий, который является основой рекламного ролика обращаем внимание на актеров, задний план и детали, которые играют каждый свою маленькую роль для достижения большой цели — заставить поверить клиента-зрителя. Я постоянно пишу «рекламный ролик», но эти прописные истины полностью подходят и для производства короткометражек любого направления.
Так вот, окружение и местность съемок называется локация, стоимость которой нельзя определить сходу. Это может быть обычное поле и речка, а может и специально построенная для целей съемок студия или 3d модель локации, но тогда необходим РИРпавильон. В любом случае локацию необходимо подобрать согласно сценария, а не ближайшего расположения к офису продакшна. Список подготовки продолжает набор реквизита (деталей в кадре), кастинг актеров, статисты и массовка, одежда актеров. Все это завершает оценка локации, площади и освещенности. Так же необходимо написать режиссерский сценарий и определить поочередность съемочного процесса. Вот только после приступаем к самому этапу Production. Теперь вернемся к нашей смете и пересмотрим что было указано на этапе подготовки (PreProduction). Были ли учтены все детали: коммуникация (звонки для организации кастинга и поиска всего реквизита), логистика для поиска локаций и в городе и за пределами страны, услуги стилиста и гонорары ответственных… Или этап PreProduction включал в себя только подготовку съемочного оборудования и выиграл тендер лишь за счет низкой стоимости подготовки съемочного процесса? А договор подписан и возврат аванса не предусматривает. Что же делать, что бы не попасть в просак ни самому и не подставить клиента перед его руководством. Используйте электронную смету, которая позволяет получить ответ в кратчайшие сроки и при этом учитывает все этапы видеопроизводства начиная с поиска креативной идеи и учитывает стоимость производства в вашей валюте по курсу евро на день просчета. При этом сама смета находится online и не имеет общего доступа, хотя и можно ее получить абсолютно бесплатно! Как это сделать см. в конце статьи…
ЕЩЕ ПОДРОБНЕЕ О САМОЙ СМЕТЕ ДЛЯ ВИДЕО ПРОДАКШНА.
Смета написана в google spreadsheet и является частью системы CRM для видео и фото продакшна. По самой системе читайте в следующих статьях. Следите за новостями в rss или любой социалке.
Какие проблемы были закрыты после выхода рабочей сметы:
- Привязка к максимально стабильной валюте дало актуальные цены на видеопроизводство и отсутствия необходимости конвертации каждого пункта вручную. Курс проверяется в yahoo при каждом открытии сметы.
- При постоянном расширении пунктов услуг смету нет необходимости переписывать. Достаточно вбить новую услугу и все готово к работе.
- Каждый просчитанный вами проект храниться online и закрыт от несанкционированного доступа.
- После просчета лист сметы легко экспортировать в PDF и отправить почтой или открыть доступ определенному человеку (и только ему) посредством почтового ящика.
- При экспорте смета скрывает техническую информацию и готова к отправке клиенту сразу.
- Что правда нет возможности просчета людьми не знакомыми с производством видео, но пройдя несложную схему обучения, это может сделать любой менеджер.
- Создавая смету был максимально уменьшен человеческий фактор в просчетах.
Направления, в которых может помочь данная смета: при просчетах рекламных видео роликов и при просчетахивент-роликов — отчетов.
Разделение направлений было сделано для упрощения просчета видеосъемки мероприятий, который теперь можно провести за пять минут.