Кто и как будет руководить связью и цифровизацией в новом кабмине
Отставка правительства РФ, последовавшая за объявлением о конституционной реформе 15 января 2020 года, привела к смене главы Минкосвязи и вице-премьера, курирующего данное ведомство и цифровизацию в стране в целом. И хотя на текущий момент официально не объявлено имя профильного вице-премьера, можно подвести итоги работы предыдущего руководства отраслью и попытаться понять, чего ждать от новых назначений.
ЧТО НЕ ТАК С ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ
Сразу после отставки кабмина, когда и предыдущий министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков, и экс-вице-премьер Максим Акимов, отвечавший в правительстве за связь и цифровизацию (в том числе нацпроект «Цифровая экономика»), продолжили исполнять свои обязанности в статусе «и.о.», появились прогнозы, что им не достанутся кресла в новом кабинете под руководством Михаила Мишустина. В качестве причин назывались неудовлетворительные итоги реализации нацпроекта «Цифровая экономика». Так, еще до отставки кабмина в начале года Счетная палата заявила, что у нацпроекта самые низкие показатели исполнения расходов на реализацию по сравнению с аналогичными госпрограммами. Доподлинно неизвестно, предъявлялись ли подобные претензии к Акимову и Носкову на самом деле, но 21 января было объявлено, что они покидают кабмин.
«Думаю, что и Акимов, и Носков не вошли в новый состав правительства прежде всего потому, что не смогли себя проявить каким-либо образом при реализации нацпрокекта «Цифровая экономика», который, по сути, отстал [от графика исполнения]», — поделился с «Телеспутником» своим мнением о причине отставки генеральный директор ИАА TelecomDaily Денис Кусков. Он добавляет, что Акимов и Носков не смогли отстаивать интересы телекома и ИТ-отрасли.
По мнению руководителя портала Content Review Сергея Половникова, проблема эффективности предыдущего правительства в управлении цифровизацией заключается не в персонах, «а в условиях, в которых вынуждены работать эти персоны». «Конечно, можно сказать, что старый коллектив Минкомсвязи не смог, не справился, но с чем именно? Рост стоимости услуг связи – процесс, независимый от министерства. Отсутствие частот для 5G – процесс, независимый от министерства. Бардак на рынке IP-телевещания – процесс, независимый от министерства», — настаивает Половников.
Он ставит в упрек предыдущим членам кабмина, отвечавшим за связь и «Цифровую экономику», что они так и не смогли выбрать для себя конкретную позицию. «Министр должен быть последовательным. Выбрать лагерь и работать на него. Будь то государство или индустрия, не важно. А предыдущий министр как говно в проруби плавал, не тонул и не всплывал. Мямли не могут быть эффективными», — полагает Сергей Половников. По его словам, отсутствие четкой позиции у руководства Минкосвязи сталкивало индустрию с государством, не позволяя выработать позицию ни тем, ни другим. «Это закончилось маразмом с телевещанием в интернете, абсолютно идиотскими законами про суверенный интернет и прочими «итогами» работы предыдущего министра», — подводит черту под короткой «эпохой Носкова» глава Content Review.
Несколько иное мнение о причинах отставки Акимова и Носкова у Дмитрия Галушко, генерального директора компании «Ордерком», члена экспертного совета ФАС РФ, эксперта Минюста РФ, участника РГ «Нормативное регулирование» при АНО «Цифровая экономика». Он называет низкую эффективность реализации «Цифровой экономики» лишь поводом к смене профильных руководителей, реальная же причина более масштабна и связана с подготовкой президента РФ к переходу власти в 2024 году, которая начата заранее, с отставки кабинета Дмитрия Медведева.
Так или иначе, по информации издания The Bell, на встрече с правительством 17 января его новый глава пообещал, что без работы никто из отставленных министров не останется, «всех куда-нибудь трудоустроят». По информации СМИ, Максиму Акимову предложено возглавить «Почту России», где он сможет применить накопленный при реализации «Цифровой экономики» опыт при внедрении новых цифровых платформ, а о возможном новом месте работы Константина Акимова пока не сообщалось.
МОЖНО ЛИ ПЕРЕЗАГРУЗИТЬ «ЦИФРОВУЮ ЭКОНОМИКУ»
Ответ на вопрос, удастся ли придать импульс буксующему нацпроекту «Цифровая экономика», зависит, разумеется, не только и не столько от нового главы Минкомсвязи, но и от того, кто будет курировать проект на межведомственном уровне.
После утверждения нового состава кабмина «Ведомости» сообщили, что курировать цифровизацию и связь в правительстве Мишустина будет новый вице-премьер – Алексей Оверчук, перешедший в Белый дом из ФНС вслед за своим руководителем. Позже «Коммерсант» сообщил, что указанная повестка войдет в зону ответственности другого новичка в правительстве – экс-главы холдинга «Газпром-медиа» Дмитрия Чернышенко. По данным издания, помимо «Цифровой экономики» и Минкомсвязи Чернышенко будет курировать Аналитический центр при правительстве, а также Роспечать, Роскомнадзор и Минкультуры. И хотя изначально сообщалось, что Чернышенко будет отвечать в кабмине только за спорт (он руководил подготовкой к зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи, входит в Президиум совета при президенте РФ по развитию физкультуры и спорта, руководит Континентальной хоккейной лигой), в пользу версии о его «цифровом» вице-премьерстве говорят вполне успешные ИТ-проекты в «Газпром-медиа», запущенные под его руководством. К ним можно отнести запуск цифровой видеоплатформы Premier, за год собравшей 1,6 млн подписчиков, а также создание R&D-центра для развития цифровых и инновационных проектов медиахолдинга.
В кабмине обещают, что распределение полномочий между вице-премьерами – вопрос нескольких ближайших дней, пока же можно пристальнее приглядеться к фигуре нового министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, которому придется работать либо с Оверчуком, либо с Чернышенко.
Об утвержденном указом президента РФ новом главе Минкомсвязи Максуте Шадаеве пока не очень много информации. Обозреватель, ведущий программы об ИТ-технологиях на радио «Эхо Москвы» Александр Плющев сказал «Телеспутнику», что ему ничего не известно о новом главе Минкосвязи: «Я даже не представляю, как выглядят Акимов и Носков, а уж фамилию Шадаев буквально от вас узнаю».
Открытые источники сообщают, что Максут Игоревич Шадаев родился в 1979 году в Москве, в 2004 году получил диплом Московского государственного социального университета Министерства труда и социального развития.
На заре карьеры, в 2000-2001 годах Шадаев возглавлял проект «Эдвайзерс» компании «Аррава Интернет Менеджмент». В 2002–2004 годах работал на руководящих позициях в крупном интеграторе IBS. В 2004 году недолго работал советником директора ФГУП «НИИ «Восход»», который специализируется на разработке ИТ-решений для органов власти. Дальше начинается более публичный этап карьеры Шадаева, о котором уже могут вспомнить эксперты. «Максут Шадаев имеет достаточно большой опыт в телекоме, он работал еще в правительстве под руководством министра связи Реймана в 2004-2008 годах», — делится Денис Кусков. Он говорит о четырехлетнем периоде в госслужбе Шадаева, когда будущий министр связи занимал посты советника министра и директора департамента госпрограмм, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Минкомсвязи.
В 2008 году начинается период работы Шадаева под началом Сергея Нарышкина: первые четыре года, пока тот руководил администрацией президента РФ, в статусе помощника, а затем, в течение двух лет – советника председателя Госдумы. Работая с Нарышкиным в Думе, будущий глава Минкомсвязи, в частности, руководил группой, разрабатывавшей проект «Электронный парламент».
В 2014 году Шадаев становится министром государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. По этому периоду работы его помнит Дмитрий Галушко, который говорит, что тогда Шадаев показался ему «обычным бюрократом», который, впрочем, не создает для бизнеса лишних препон. В 2016 году карьерный вес Шадаева возрастает — он занимает пост заместителя председателя правительства Московской области. Дальше — уход с госслужбы в бизнес: с сентября 2018 года до утверждения министром Шадаев занимал пост вице-президента «Ростелекома» по цифровым платформам, с февраля 2019 года совмещая эту должность с руководством АО «РТ Лабс».
Послужным списком, по сути, и ограничивается доступная о Максуте Шадаеве информация – СМИ, например, не смогли найти его декларацию о доходах. Тем не менее, Денис Кусков уверен, что опыт работы Шадаева в телекоме позволяет ему на текущий момент здраво оценивать уровень проблем в отрасли. Глава TelecomDaily надеется, что к новому министру «будут прислушиваться больше, чем к предыдущим двум, и это уже будет немало». В то же время эксперт затрудняется оценить, что будет происходить с «Цифровой экономикой» и телеком-рынком при новом составе министерства связи и цифрового развития.
По мнению Дмитрия Галушко, смена министра и профильного вице-премьера никак не отразится на цифровой трансформации экономики до тех пор, пока у чиновников «к бизнесу будет отношение как к крепостным на окормлении у баринов, у которых в каждой отрасли своя кормушка». «В нашей отрасли «Ростелеком» на эксклюзиве. Все господряды – ему, 1,2% от дохода оператора – ему», — говорит гендиректор «Ордеркома». Он добавляет, что не хочет строить предположений, усугубится ли эта ситуация с приходом в Минкомсвязь экс-вице-президента «Ростелекома», поскольку надо подождать реальных действий новых руководителей.
Сергей Половников усматривает в первых обнародованных решениях по телеком-отрасли после смены кабмина как отрицательные, так и позитивные сигналы. «Судя по тому, как молниеносно была обозначена первая инициатива властей (бесплатный доступ к «Госуслугам»), новый министр, во-первых, будет защищать интересы государства и ведомств (что для индустрии плохо), во-вторых, четко обозначает свою позицию (что для индустрии хорошо)», — резюмирует эксперт.