Let’s Talk TV или телевидение по-канадски
Ещё в середине 2014 года гиганты сектора канадского телерадиовещания Bell и Rogers заявили, что они выступают за большую гибкость телепакетов и предоставления своим абонентам возможности выбора каналов. Данные мысли были высказаны представителями компании в рамках проведения консультаций с канадским регулятором CRTC, проходящих под лозунгом «Let’s Talk TV».
В компании Bell заявили, что провайдеры услуг платного телевидения должны обладать «расширенной гибкостью», предоставляя абонентам возможность самостоятельного формирования пакетов (a la carte), тем самым давая им возможность подключать все каналы, не входящие в базовый пакет, на основании дополнительной оплаты.
В компании Rogers считают, что провайдеры услуг платного телевидения должны предлагать своим клиентам «новые гибкие условия формирования пакетов», основанные на том, что их зритель желает смотреть на самом деле. Такой шаг позволит им полностью контролировать своё общение с телевизором, и в то же время будет способствовать «оздоровлению производственного сектора и созданию конкурентоспособного ТВ-контента, которые хотели бы видеть канадцы».
«Наши комментарии построены на предлагаемых CRTC изменениях и предлагают дальнейшее расширение возможностей выбора для зрителей, сохраняя в то же время рабочие места в культурной сфере Канады и обеспечивая возможность просмотра программ, которые отражают все грани нашего общества, – заявил старший вице-президент регуляторного отдела Rogers Кен Энгельгарт. – Предоставление зрителям более широких возможностей выбора зависит от запрета регулятором необоснованных контрактов, которые не дают провайдерам возможности предлагать потребителю каналы на основе поштучной оплаты. В CRTC присматриваются к этому барьеру, и мы уверены, что регулятор сделает правильные шаги навстречу пользователям».
В компании Bell также предложили новую модель для местного телевидения, которая должна помочь им преодолеть условия «структурного дефицита в рамках модели финансирования за счёт рекламы». Идея основана на примере США и предусматривает преобразование обычных местных телекомпаний в местные специализированные службы, которые будут по-прежнему оставаться предметом требований местного программирования и будут распространяться в рамках базового ТВ-пакета. Как и прочие специализированные службы, местные каналы получат возможность запрашивать оптовые цены с дистрибуторов, с учётом существующих правил CRTC об обязательной ретрансляции программ местных вещателей, а также продавать рекламу. В Bell отметили, что общий доход от рекламы и оптовых сборов обеспечит «стабильное и устойчивое будущее местного вещания».
«Жители всех уголков Канады ценят местное телевидение, поскольку оно объединяет их и информирует о жизни в каждой провинции, – заявил президент Bell Media Кевин Крал. – Сейчас мы должны принять все необходимые меры для того, чтобы местное телевидение могло продолжить выполнять данную миссию. Консультации в CRTC дают нам возможность обсудить инновационные и современные модели, отвечающие всем запросам, которые зритель выдвигает системе вещания».
Эти новшества полностью были реализованы…
И что же мы имеем на сегодняшний момент…
Дважды прокричим «ура!» во славу канадского регулятора сферы телерадиовещания, который предоставил канадцам возможность делать выбор относительно того, за какие из кабельных каналов им следует платить, а за какие – нет. Именно такими словами начинают свою статью журналисты канадского издания Toronto Star. Решение о предоставлении зрителю возможности использовать модель «бери и плати», принятое регулятором в марте этого года, даёт канадскому зрителю то, чего он требовал в течение многих лет.
Данный долгожданный шаг был встречен с немалым воодушевлением. Не так много вещей в мире могут сравниться по степени неприятности с необходимостью платить за «пакет» из ненужных каналов, если вас интересует всего один-два. На канадскую комиссию по вопросам радио, телевидения и телекоммуникаций (CRTC) ежегодно обрушивались тысячи жалоб от возмущённых жителей страны, недовольных существующим порядком вещей. И вот эти люди, наконец, получили в той или иной мере то, чего они так долго ждали.
На деле, впрочем, как это было ясно изначально, всё будет, скорее всего, не так уж радужно. В CRTC обязали провайдеров кабельных и спутниковых платформ предоставлять своим абонентам начиная со следующего года так называемый «тощий базовый пакет каналов» по цене не выше 25 долларов в месяц. В пакет должны входить все местные и региональные каналы, каналы общего интереса, а также каналы местных сообществ и образовательные каналы. Иными словами – не густо.
За всё остальное – включая, в общем-то, крупнейшие американские сети, такие как ABC, PBS и Fox, которые большинство зрителей желало бы видеть в составе «базового пакета» – придётся платить больше. Примерно столько же, сколько канадцы платят сейчас. Если не больше.
Опыт Соединённых Штатов, где возмущённые крики зрителей, недовольных кабельными пакетами, звучали дольше и громче, говорит о том, что данный итог – вполне закономерный. Если вводится принцип à la carte – пользователь в итоге платит за доступ к своим любимым телеканалам либо столько же, либо ещё больше.
Поэтому CRTC придётся как-то поставить защиту против ценового надувательства со стороны кабельных и спутниковых провайдеров – в противном случае регулятор рискует нарваться на ещё одну бурю возмущения со стороны недовольных зрителей, которые по ошибке решили, что принцип «бери и плати» означает «плати меньше». Впрочем, председатель CRTC Жан-Пьер Блэ, объявляя о введении новой законодательной нормы, отметил: «Люди слышали слово «бери», но не всегда слышали «плати»».
В итоге составляющая «плати» из этого уравнения всплывёт как только кабельные компании объявят о том, каким образом они планируют формировать ценовые предложения на каналы, не входящие в «тощий базовый пакет». В CRTC обещают, что зрители смогут покупать каналы по отдельности, либо в виде «небольших пакетов по разумным ценам».
Теперь остаётся ждать жарких дискуссий на тему того, какие же цены следует считать «разумными». А также очередной волны жалоб в CRTC с просьбой разобраться в этом. Так что, если кто переживает относительно того, что регулятор останется не у дел, можете оставить свои страхи. Единственное, что ясно уже сегодня, так это то, что провайдеры должны будут предлагать своим клиентам больше канадских каналов, чем зарубежных, и в CRTC будут тщательно следить за тем, чтобы эта норма выполнялась.
Десять лет тому всё это, конечно, выглядело бы революционно. Сегодня, впрочем, CRTC, по сути, играет в «догонялки», следуя за зрителем, который всё больше убегает в мир неограниченных возможностей выбора от платформ Netflix, AppleTV, YouTube и им подобных. Как заявил господин Блэ, «мы пытаемся заставить отрасль понять, что мир изменился».
Именно это – а не разбивка «пакетов» – является реальной угрозой благополучному существованию крупных и уважаемых провайдеров, и они это очень хорошо понимают. Всё больше и больше абонентов, в особенности – представителей так называемого «поколения Х», становятся «кабельными отказниками», и живут как без кабельного, так и без спутникового ТВ. Вот почему такие компании, как Bell и Rogers ринулись на рынок со своими собственными платформами потокового ТВ – Crave TV и Shomi.
Возможно, принятое решение о разделении пакетов слишком запоздало или слишком половинчато, однако оно демонстрирует позитивную тенденцию: в CRTC настроены на то, чтобы дать зрителю больше выбора.
Благодаря настойчивости Блэ, агентство уже «убило» непопулярные трёхгодичные контракты на мобильную связь, а также потребовало от телекоммуникационных операторов снизить цены на роуминг. В середине марта регулятор снизил квоты для телеканалов, оговаривающие количество обязательного канадского контента в дневное время, и призвал вещателей «думать о качестве, а не гнаться за количеством» – то есть, делать канадские программы интересными и конкурентоспособными. Теперь – решение о введении модели «бери и плати».
Возможно, всё это очень сильно согласуется с политикой, проводимой правительством Стивена Харпера. Но, в отличие от многих других шагов Консерваторов, политика CRTC, направленная на удовлетворение запросов потребителя, воспринимается этим самым потребителем положительно.