Стоит ли ШПД-операторам объединиться для создания единого CDN?

Для снижения нагрузки на сеть операторам ШПД надо объединяться и создавать совместный CDN. Такую идею высказал вице-президент «ТрансТелеКома» (ТТК) Алексей Назаров на круглом столе «Видеосмотрение 2020», который TelecomDaily организовал в конце февраля. «Теле-Спутник» попросил других игроков рынка объяснить, действительно ли единая CDN лучше?

КОНСОЛИДИРОВАТЬ УСИЛИЯ

Выступая на круглом столе, Алексей Назаров сказал, что помимо внедрения новых сервисов, необходимых для повышения доходов компаний, нужно учитывать расходную составляющую. По его словам, рост скорости передачи данных приводит к увеличению нагрузки на сети – из-за этого одним из главных требований при планировании расходов становится модернизация инфраструктуры. «Учитывая тот факт, что рынок идет в сторону OTT и скорости действительно нужны высокие для того, чтобы переваривать контент HD, 4K и 8K, одним из правильных векторов [развития] было бы объединение потенциала операторов с точки зрения организации CDN на сети, как это делают мобильные операторы, совместно используя базовые станции», – заявил вице-президент ТТК. По мнению Алексея Назарова, именно этот фактор поможет снизить нагрузку на сети и обеспечить абонента качественным контентом, доставка которого будет обходиться дешевле для оператора. Вопрос лишь в том, что какой-то отдельный игрок это не потянет, а компании-поставщики услуг CDN, присутствующие на рынке РФ, не удовлетворяют потребности существующего количества операторов. «Здесь надо консолидировать усилия, – убежден Алексей Назаров. – Может, совместно вложиться и в определенных точках России поменять CDN».

ЕСТЬ ЛИ ЛОГИКА В ОБЪЕДИНЕНИИ?

Комментируя возможность совместного использования игроками рынка единой сети доставки контента, директор департамента эксплуатации телевизионной сети и сопровождения телевизионных услуг «АКАДО Телеком» Александр Косарев отметил, что благодаря единой СDN пользователи мобильной связи при перемещении из одного региона в другой могут рассчитывать на получение качественных медийных услуг за счет бесперебойного интернет-соединения. Поэтому, считает он, в отношении мобильных операторов логика построения единой CDN, безусловно, есть. Однако функции геолокации пользователя мобильной связи устанавливают условия, по которым тот или иной контент должен транслироваться на определенной территории. «Выход за границы территории использования чревато либо прекращением сервиса, либо нарушениями лицензионных соглашений. Ограничения могут коснуться как отдельных фильмов и программ, так и целых телеканалов», – пояснил Александр Косарев.

В «АКАДО Телеком» уверены, что в отношении операторов ШПД заводить разговор о создании единой CDN имеет смысл в случае, если, например, в доме присутствуют пересекающиеся сети двух и более операторов – в этой ситуации сети доставки контента могут гарантировать безболезненный переход абонента от одного оператора к другому. «При этом вопрос монетизации услуг будет находиться, скорее всего, в плоскости маршрутизации трафика», – добавил Александр Косарев. Выгоду же операторы ШПД получат за счет увеличения трафика, необходимого для трансляции качественного видеоконтента в большом объеме, подключения абонентов к высокоскоростным тарифам и, как следствие, повышения ARPU.

По мнению Косарева, игрокам рынка ШПД целесообразнее объединяться для решения других актуальных вопросов, среди которых – перенос воздушно-кабельных переходов под землю, борьба с монополизмом, выстраивание эффективных взаимоотношений с управляющими компаниями и так далее.

Руководитель направления B2C-департамента внешних коммуникаций «Ростелекома» Валерий Костарев сообщил, что оператор развивает свои сети и продукты – как ШПД, так и ТВ – самостоятельно. «“Ростелеком” использует CDN для повышения качества предоставления контента конечному потребителю и оптимизации использования ресурсов сети», — подчеркнул он. По словам Валерия Костарева, в «Ростелекоме» видят перспективным объединение усилий операторов и правообладателей для борьбы с пиратским контентом. В частности, над этим работает Медиа-Коммуникационный союз, учредителем которого является в то числе «Ростелеком», другие операторы связи, а также производители контента.

СОХРАНЯЯ УНИКАЛЬНОСТЬ

Рассуждая об актуальности сотрудничества игроков рынка в области создания единой CDN, заместитель генерального директора – директор по технической инфраструктуре АО «ЭР-Телеком Холдинг» (торговая марка «Дом.ru») Кирилл Пищальников напомнил, что когда провайдеры предоставляют услуги со схожими характеристиками, каждый оператор стремится сохранить уникальность. По его словам, это касается не только покрытия сетью территорий и возможности подключения уникальных точек и адресов, но и контента. «Объединение сетей для организации единой CDN приведет к постепенному размытию границ и отсутствию отличий между операторскими услугами и сервисами. Поэтому провайдеры идут по пути создания уникального продукта, повышения качества обслуживания, сохраняя конкурентные преимущества, а не строительству конвергентной инфраструктуры», – объяснил Кирилл Пищальников.

Заместитель гендиректора «ЭР-Телеком Холдинга» считает, что преимущества, которые могут получить участники рынка от такого взаимодействия, зависят от финансово-экономической модели партнерства операторов по закупке контента. «Сейчас владельцы контента взаимодействуют с крупнейшими мировыми CDN, не являющимися операторами связи, и получают плату и от клиентов, и от операторов – в этом случае создание дополнительной инфраструктуры, объединяющей операторов, нецелесообразно, – рассуждает Кирилл Пищальников. – К тому же создание CDN – не затратная процедура, каждый провайдер может реализовать ее самостоятельно. Другой вариант – контент будет размещаться на платной основе на конвергентной операторской CDN-инфраструктуре, однако и в этом случае останется вопрос о разделении выручки между операторами».

В «ЭР-Телеком Холдинге» пока не видели работающих моделей единой CDN среди операторов, конкурирующих на рынке. Как пояснил Кирилл Пищальников, операторы, как правило, объединяются там, где меньше всего конкурируют, а объединение несет не только снижение затрат, но и рост выручки. В качестве примера он назвал строительство Центров обработки данных в регионах и реализацию мероприятий по совместному использованию линейно-кабельных сооружений, опор кабельной канализации, помещений – всего того, что может быть оцифровано для получения экономических эффектов.

СВОЕ РЕШЕНИЕ CDN ЛУЧШЕ

Генеральный директор компании NetByNet (бренд WiFire) Андрей Батанов рассказал «Теле-Спутнику», что с их масштабом собственное решение CDN лучше, гибче и выгоднее в эксплуатации, чем сторонние сервисы. «Сегодня довольно много примеров сотрудничества между операторами по доставке трафика. Отличаются они форматом вещания видео и особенностями технологической платформы оказания ТВ-услуг. У всех операторов уже выстроены собственные технические решения и мы не видим веских технологических причин для унификации и консолидации CDN, когда речь идет о доставке потокового видео», – подчеркнул Андрей Батанов. Гендиректор NetByNet напомнил, что мировой опыт (например, Apple и Facebook) и российский (ivi, WiFire) показывают, что экономически оправдано пользоваться сторонней CDN только тогда, когда свой сервис не генерирует определенный критический объем трафика. В собственное решение CDN имеет смысл вкладываться, снижая таким образом эксплуатационные расходы.

 

 

Источник