Экранное каше́
Экранное каше́ — технология согласования соотношения сторон экрана , не требующая обрезки исходного изображения. Получила распространение при демонстрации кинофильмов по телевидению и мастеринге видеодисков . При такой технологии передаваемый кинокадр автоматически достраивается чёрными каше до телевизионного, принятого в соответствующем вещательном стандарте .
Наиболее широкое распространение получила разновидность метода, известная как леттербо́ксинг ( англ. Letterbox ), и используемая для согласования кадра широкоэкранных фильмов с кадром телевидения стандартной четкости при телетрансляции. Термин «леттербоксинг» происходит от английского выражения «почтовый ящик» ( англ. letter box ), отражая конечный вид изображения, напоминающего узкую длинную щель для доставки корреспонденции. Согласование классического кинокадра с широкоэкранными стандартами телевидения высокой чёткости осуществляется по другой разновидности технологии, получившей название пилларбо́ксинг ( англ. Pillarbox ), и предусматривающей размещение каше по бокам от исходного изображения.
История
Такой способ перевода широкоэкранных форматов в формат с классическим соотношением сторон кадра является альтернативойпансканированию ( англ. Pan & Scan ), предусматривающему обрезку исходного изображения. При этом сохраняется первоначальный вид киноизображения, задуманный создателями фильма. Первые десятилетия истории телевидения не требовали технических ухищрений при телекинопроекции , поскольку соотношение сторон кадра в кинематографе было близким к телевизионному. Обычный формат с соотношением 1,37:1 почти совпадал с телевизионным экраном 4:3 (1,33:1). «Широкоэкранный бум» середины 1950-х годов привёл к созданию множества кинематографических форматов с экраном, вдвое превосходящим по ширине классический и телевизионный. Поэтому, с ростом значимости демонстрации кинофильмов по телевидению, кинопродюсеры стали изобретать способы согласования широкоэкранных фильмов с телевизионными стандартами .
По сравнению с техникой пансканирования каширование экрана наиболее приемлемо для большинства кинопроизводителей, потому что сохраняет первоначальный режиссёрский и операторский замысел . Кроме того, в этой технике не требуется выбор сюжетно важной части кадра во время перевода формата и «панорамирование» при помощи различных устройств. Однако, главным недостатком экранного каше является снижение разборчивости изображения на сравнительно небольшом экране телевизора стандартной четкости. Особенно это заметно в американском стандарте разложения 525/60 с небольшим количеством строк изображения. В этом стандарте при демонстрации полного кадра широкоэкранного фильма с соотношением сторон 2,35:1 используется не более 270 строк. Это снижает качество кинопоказа, поэтому до сегодняшнего дня многие телеканалы, вещающие в стандартной чёткости, по прежнему используют технику пансканирования. При массовом тиражировании видеокопий фильмов на видеокассетах техника обрезки кадра была наиболее популярна по тем же причинам. Впервые экранное каше было использовано в 1983 году при подготовке видеорелиза фильма « Амаркорд » .
Экран 4:3 | стандарт 525/60 | стандарт 625/50 | Экран 16:9 | стандарт 525/60 | стандарт 625/50 | система ТВЧ 1080 строк | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Полный экран (1.33:1) | 21—263 | 284—525 | 23—310 | 336—623 | — | — | — | — | — | — | — | |
14:9 (1.56:1) | 40—245 | 302—508 | 44—289 | 357—602 | — | — | — | — | — | — | — | |
16:9 (1.78:1) | 52—232 | 315—495 | 59—282 | 372—587 | Полный экран (1.78:1) | 21—263 | 284—525 | 23—310 | 336—623 | 21—560 | 584—1123 | |
1.85:1 | 56—229 | 320—491 | 64—270 | 376—582 | 1.85:1 | 26—257 | 289—520 | 29—304 | 342—617 | 31—549 | 594—1112 | |
2.35:1 | 73—209 | 336—472 | 85—248 | 398—561 | 2.35:1 | 50—231 | 313—495 | 58—275 | 371—588 | 86—494 | 649—1057 |
Леттербоксинг получил наибольшее распространение после появления широкоэкранных телевизоров с соотношением сторон экрана 16:9. В такой экран гораздо лучше вписываются киноформаты с широким экраном, оставляя сверху и снизу лишь небольшие каше. Поэтому, телекомпании, ведущие передачу в стандартах телевидения высокой чёткости , рассчитанного на такой экран, транслируют широкоэкранные фильмы только с кашированием экрана. В таблице отражены номера строк каждого поля (слева — чётного, справа — нечётного), участвующих в построении широкоэкранного изображения в технике леттербоксинга на стандартном телеэкране 4:3 или на широкоэкранном 16:9.
Появление телевизоров с широким экраном совпало по времени с вытеснением с рынка видеокассет оптическими видеодисками , использующими цифровую запись звука и видео . Это дало возможность использования цифрового анаморфирования изображения. При этом кадр телевидения стандартной четкости используется по высоте полностью при пониженной горизонтальной чёткости . Во время демонстрации такого диска видеоплеер, ориентируясь по служебному биту «AR» ( англ. Aspect Ratio ), записанному вместе с изображением, заполняет весь экран 16:9. В случае использования телевизора с обычным экраном, изображение достраивается до кадра 4:3 чёрными каше сверху и снизу . Весь процесс выполняется в соответствии с дополнительным 5-байтным кодом «Bar Data», передаваемым в составе пакетов WSS ( англ. Wide Screen Signaling ) или AFD ( англ. Active Format Description ), расположенных в 23-й строке кадрового гасящего импульса .
Современные передачи цифрового телевидения по стандартам обычной четкости в большинстве европейских стран происходят с применением электронного анаморфирования, чтобы заполнить весь экран телевизоров 16:9, используя полное количество строк разложения . На обычном телевизоре с экраном 4:3 такую передачу можно смотреть по выбору как с экранным каше, так и без него. В последнем случае изображение заполняет весь экран, но его края справа и слева обрезаются. Термин «Смайлбокс» ( англ. Smilebox ) применяется для описания специальной разновидности экранного каше, предназначенной для демонстрации кинофильмов, снятых в панорамных форматах, таких, как «Синерама» и « Кинопанорама » . При этом верхняя и нижняя границы изображения вогнуты так, что в центре высота кадра оказывается меньшей, чем по краям. Такая форма каше используется для условной компенсации некорректного отображения на плоском экране панорамных фильмов, рассчитанных на сильно изогнутый цилиндрический экран.
Pillarbox и «Почтовая марка»
При демонстрации изображения с классическим соотношением сторон кадра на телеэкране с соотношением 16:9 может применяться техника, аналогичная леттербоксингу, но при этом каше оказываются справа и слева от изображения, отображаемого без обрезки. Такая техника, получившая название «Пилларбокс» ( англ. Pillarbox ), наиболее популярна при мастерингевидеодисков Blu-Ray или HD DVD с фильмами, снятыми в классическом формате . Некоторые широкоэкранные фильмы содержат сцены, специально снятые с боковыми каше для создания эффекта документальной съёмки. Такой просмотр телепрограмм стандартной четкости на широкоэкранном телевизоре позволяет видеть изображение всего кадра передачи без искажения пропорций.
Если на широком экране показывать в технике Pillarbox изображение, трансформированное в классический формат из широкоэкранного по технике Letterbox , результатом станет уменьшенное широкоэкранное изображение с чёрной рамкой по всему периметру — окно с уменьшенным кадром. Такая техника называется «Почтовая марка» или «Виндоубокс» ( англ. Postage Stamp, Windowbox ) и часто неизбежна при просмотре на широкоэкранном телевизоре телепередачи или видеодиска, содержащих изображение, передаваемое с леттербоксингом . Другие названия — Matchbox и Gutterbox . Windowbox получается при просмотре телепередач стандартной чёткости, оптимизированных для широкоэкранных телевизоров без анаморфирования. Часто ненужное чёрное обрамление можно убрать регулировкой размера изображения на экране.