Экранное каше́

Экранное каше́ — технология согласования соотношения сторон экрана , не требующая обрезки исходного изображения. Получила распространение при демонстрации кинофильмов по телевидению и мастеринге видеодисков . При такой технологии передаваемый кинокадр автоматически достраивается чёрными каше до телевизионного, принятого в соответствующем вещательном стандарте .

Каширование экрана телевизора 4:3 при показе широкоэкранного фильма соотношением сторон кадра 2,35:1

Наиболее широкое распространение получила разновидность метода, известная как леттербо́ксинг ( англ.   Letterbox ), и используемая для согласования кадра широкоэкранных фильмов с кадром телевидения стандартной четкости при телетрансляции. Термин «леттербоксинг» происходит от английского выражения «почтовый ящик» ( англ.   letter box ), отражая конечный вид изображения, напоминающего узкую длинную щель для доставки корреспонденции. Согласование классического кинокадра с широкоэкранными стандартами телевидения высокой чёткости осуществляется по другой разновидности технологии, получившей название пилларбо́ксинг ( англ.   Pillarbox ), и предусматривающей размещение каше по бокам от исходного изображения.

История

Такой способ перевода широкоэкранных форматов в формат с классическим соотношением сторон кадра является альтернативойпансканированию ( англ.   Pan & Scan ), предусматривающему обрезку исходного изображения. При этом сохраняется первоначальный вид киноизображения, задуманный создателями фильма. Первые десятилетия истории телевидения не требовали технических ухищрений при телекинопроекции , поскольку соотношение сторон кадра в кинематографе было близким к телевизионному. Обычный формат с соотношением 1,37:1 почти совпадал с телевизионным экраном 4:3 (1,33:1). «Широкоэкранный бум» середины 1950-х годов привёл к созданию множества кинематографических форматов с экраном, вдвое превосходящим по ширине классический и телевизионный. Поэтому, с ростом значимости демонстрации кинофильмов по телевидению, кинопродюсеры стали изобретать способы согласования широкоэкранных фильмов с телевизионными стандартами .

По сравнению с техникой пансканирования каширование экрана наиболее приемлемо для большинства кинопроизводителей, потому что сохраняет первоначальный режиссёрский и операторский замысел . Кроме того, в этой технике не требуется выбор сюжетно важной части кадра во время перевода формата и «панорамирование» при помощи различных устройств. Однако, главным недостатком экранного каше является снижение разборчивости изображения на сравнительно небольшом экране телевизора стандартной четкости. Особенно это заметно в американском стандарте разложения 525/60 с небольшим количеством строк изображения. В этом стандарте при демонстрации полного кадра широкоэкранного фильма с соотношением сторон 2,35:1 используется не более 270 строк. Это снижает качество кинопоказа, поэтому до сегодняшнего дня многие телеканалы, вещающие в стандартной чёткости, по прежнему используют технику пансканирования. При массовом тиражировании видеокопий фильмов на видеокассетах техника обрезки кадра была наиболее популярна по тем же причинам. Впервые экранное каше было использовано в 1983 году при подготовке видеорелиза фильма « Амаркорд » .

ТАБЛИЦА 1. СТРОКИ ЧЁТНЫХ И НЕЧЁТНЫХ ПОЛЕЙ, ЗАПОЛНЯЕМЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ШИРОКОЭКРАННЫХ ФИЛЬМОВ
Экран 4:3 стандарт 525/60 стандарт 625/50 Экран 16:9 стандарт 525/60 стандарт 625/50 система ТВЧ 1080 строк
Полный экран (1.33:1) 21—263 284—525 23—310 336—623
14:9 (1.56:1) 40—245 302—508 44—289 357—602
16:9 (1.78:1) 52—232 315—495 59—282 372—587 Полный экран (1.78:1) 21—263 284—525 23—310 336—623 21—560 584—1123
1.85:1 56—229 320—491 64—270 376—582 1.85:1 26—257 289—520 29—304 342—617 31—549 594—1112
2.35:1 73—209 336—472 85—248 398—561 2.35:1 50—231 313—495 58—275 371—588 86—494 649—1057

Леттербоксинг получил наибольшее распространение после появления широкоэкранных телевизоров с соотношением сторон экрана 16:9. В такой экран гораздо лучше вписываются киноформаты с широким экраном, оставляя сверху и снизу лишь небольшие каше. Поэтому, телекомпании, ведущие передачу в стандартах телевидения высокой чёткости , рассчитанного на такой экран, транслируют широкоэкранные фильмы только с кашированием экрана. В таблице отражены номера строк каждого поля (слева — чётного, справа — нечётного), участвующих в построении широкоэкранного изображения в технике леттербоксинга на стандартном телеэкране 4:3 или на широкоэкранном 16:9.

Появление телевизоров с широким экраном совпало по времени с вытеснением с рынка видеокассет оптическими видеодисками , использующими цифровую запись звука и видео . Это дало возможность использования цифрового анаморфирования изображения. При этом кадр телевидения стандартной четкости используется по высоте полностью при пониженной горизонтальной чёткости . Во время демонстрации такого диска видеоплеер, ориентируясь по служебному биту «AR» ( англ.   Aspect Ratio ), записанному вместе с изображением, заполняет весь экран 16:9. В случае использования телевизора с обычным экраном, изображение достраивается до кадра 4:3 чёрными каше сверху и снизу . Весь процесс выполняется в соответствии с дополнительным 5-байтным кодом «Bar Data», передаваемым в составе пакетов WSS ( англ.   Wide Screen Signaling ) или AFD ( англ.   Active Format Description ), расположенных в 23-й строке кадрового гасящего импульса .

Современные передачи цифрового телевидения по стандартам обычной четкости в большинстве европейских стран происходят с применением электронного анаморфирования, чтобы заполнить весь экран телевизоров 16:9, используя полное количество строк разложения . На обычном телевизоре с экраном 4:3 такую передачу можно смотреть по выбору как с экранным каше, так и без него. В последнем случае изображение заполняет весь экран, но его края справа и слева обрезаются. Термин «Смайлбокс» ( англ.  Smilebox ) применяется для описания специальной разновидности экранного каше, предназначенной для демонстрации кинофильмов, снятых в панорамных форматах, таких, как «Синерама» и « Кинопанорама » . При этом верхняя и нижняя границы изображения вогнуты так, что в центре высота кадра оказывается меньшей, чем по краям. Такая форма каше используется для условной компенсации некорректного отображения на плоском экране панорамных фильмов, рассчитанных на сильно изогнутый цилиндрический экран.

Pillarbox и «Почтовая марка»

При демонстрации изображения с классическим соотношением сторон кадра на телеэкране с соотношением 16:9 может применяться техника, аналогичная леттербоксингу, но при этом каше оказываются справа и слева от изображения, отображаемого без обрезки. Такая техника, получившая название «Пилларбокс» ( англ.   Pillarbox ), наиболее популярна при мастерингевидеодисков Blu-Ray или HD DVD с фильмами, снятыми в классическом формате . Некоторые широкоэкранные фильмы содержат сцены, специально снятые с боковыми каше для создания эффекта документальной съёмки. Такой просмотр телепрограмм стандартной четкости на широкоэкранном телевизоре позволяет видеть изображение всего кадра передачи без искажения пропорций.

Если на широком экране показывать в технике Pillarbox изображение, трансформированное в классический формат из широкоэкранного по технике Letterbox , результатом станет уменьшенное широкоэкранное изображение с чёрной рамкой по всему периметру — окно с уменьшенным кадром. Такая техника называется «Почтовая марка» или «Виндоубокс» ( англ.   Postage Stamp, Windowbox ) и часто неизбежна при просмотре на широкоэкранном телевизоре телепередачи или видеодиска, содержащих изображение, передаваемое с леттербоксингом . Другие названия — Matchbox и Gutterbox . Windowbox получается при просмотре телепередач стандартной чёткости, оптимизированных для широкоэкранных телевизоров без анаморфирования. Часто ненужное чёрное обрамление можно убрать регулировкой размера изображения на экране.