Как правильно составлять бюджет на маркетинг?
Олег Доброштан, руководитель отдела по спецпроектам компании 101ХР (в прошлом – маркетинг-директор «Рен-ТВ» и руководитель внеэфирного маркетинга Disney), делится советами, как правильно формировать маркетинговый бюджет.
Можно ли прожить без бюджета на маркетинг? Прожить можно. Но недолго, если вы небольшая компания, и чуть дольше, если компания крупная.
Для чего нужен этот бюджет? Чтобы понимать, сколько денег вы тратите на привлечение и удержание клиента, во сколько вам обходится контакт с одним клиентом, какую прибыль приносит этот клиент и какова разница между затратами и доходами.
В идеале все это описывает маркетинговый бюджет. Да, не все маркетинговые и рекламные расходы объясняются с точки зрения эффективности затрат на привлечение клиента. Но то, что все происходящее подчиняется этой цели – вне тени сомнения.
Итак, вы – человек, составляющий бюджет маркетинга.
Будет ошибкой думать, что при подготовке вы отвечаете за него непосредственно перед СЕО компании. Да, порой так и есть. Но если копнуть глубже, то в дело вступает совет директоров, этого CEO нанявший. Помните об этом при верстке бюджета.
Кроме того, понятия прибыльности маркетинговых инструментов часто размыты, еще чаще – вообще малопонятны тем, кто не углублялся в сферу маркетинга. Не забывайте: вашему CEO предстоит защищать план расходов перед советом директоров, поэтому логика формирования бюджета должна быть максимально прозрачной.
Правило 1. О дружбе с финансистами
Обязательно подружитесь с финансовым директором. Старшим финансовым менеджером. Ведущим финансистом. Неважно, как его называют в вашей команде и какая у него номинальная позиция. Главное, чтобы это был человек, знающий принципы формирования бюджета в компании и за них отвечающий.
Мне не хочется объяснять фундаментальные вещи, описанные в учебниках для «нефинансовых менеджеров». Псевдонаучность и теоретизирование при верстке бюджета меня, например. повергают в состояние легкого шока: я сам стараюсь все максимально упрощать. Опыт показал, что простота изложения и четкая логика формирования бюджетного документа очень важны.
Правило 2. О логике бюджета
В одной из компаний, где я работал, бюджет на текущий год просто отсутствовал. Он согласовывался в высших инстанциях, и срока утверждения не было. Все платежи проходили по принципу «давайте проект – посмотрим, есть ли на него средства». Мне пришлось срочно наладить взаимодействие с финансовым директором и бюджетным контролером. Поскольку финальное понимание общего состояния бюджета было у финдиректора, а знание о наличии денег – у бюджетного контролера, удалось без лишних потерь получать информацию о средствах и запускать маркетинговые проекты вовремя.
Логика бюджета должна:
– Быть
– И быть крайне прозрачной
– Быть понятной человеку, далекому от маркетинга
Правило 3. Об истинных целях компании
При составлении бюджета важно придерживаться истинных целей компании, даже если они не прописаны в стратегии. Мало того, самой стратегии может просто не быть. Такое случается очень часто.
Поговорите со всеми, кто отвечал за подготовку стратегии. Уточните, каких показателей компания планирует достичь на самом деле. На это может понадобиться не один месяц. К сожалению, в больших организациях к «внутренней кухне» даже новых топов допускают не сразу.
Вообще, если вы новичок, и вам нужно верстать годовой бюджет – срочно бросайте статью и идите знакомиться. Возможно, повезет.
Это и есть правило номер три: точно знать цели компании (особенно – если они не задекларированы или сильно отличаются от внесенных в стратегию). И нужно познакомиться с человеком, который сможет их внятно объяснить.
Правило 4. О клиентах
И вот, вооружившись реальными целями и заручившись поддержкой знатоков, вы садитесь верстать бюджет. С чего начать?
Лучше всего – с портрета клиента. Определите пол, возраст, специфику поведения и сферу обитания. Изучите медиа, релевантные вашей аудитории. Помните, кто ваши настоящие клиенты. Не стройте b2b историю там, где нужна история b2c. И не забывайте о том, кто оценивает качество ваших расходов.
Это – правило номер четыре. Изучите клиента и определите его любимые медиа.
Во время работы в «Евросети» мы делали маркетинговую кампанию, связанную с запуском в продажу телефона стандарта DECT. Наши телефоны были дороже конкурентных моделей. Но они имели и свои преимущества, например, собирались в Германии. Клиенты, по данным аналитического департамента, готовы были платить за качество – а доверие к собранным в Европе устройствам в то время кампании было достаточно высоким. Исходя из этого, мы сосредоточились не на стоимости, а на качестве и географии сборки, о чем напрямую сообщили в рекламе. На момент проведения кампании лучше всего работала наружная реклама непосредственно возле точек сбыта. Мы подготовили такие кампании для регионов старта продаж, в итоге мы окупили стоимость рекламы и получили прибыль.
Правило 5. О каналах медиа
Изучите сами медиа и стоимость контакта потенциального клиента с каждым конкретным медиа. Если смотреть в целом по стране, невзирая на конкретную аудиторию – то в топе у нас ТВ и digital. По данным АКАР (сравнение 1 квартала 2014 и 2015 годов), из всех видов рекламы выросла не-баннерная составляющая часть рынка digital. Остальные медиа снизили темпы и ушли в минус. Это частично объясняется кризисом и возросшими тратами на период Олимпиады в прошлом году. Но тенденцию прироста интернет-рекламы сложно игнорировать при любых раскладах.
При этом на digital-рынке активно прирастает мобильная реклама. Доля запросов с мобильных устройств в 2015 году только за 1 квартал выросла на 10% по сравнению с предыдущим годом.