Советы от величайшего бизнес мыслителя 20-го века
Если вы не слышали о таком человеке, как Питер Друкер, вы ничего не знаете о менеджменте и маркетинге. Один из известнейших людей в сфере теории управления. Написал несколько десятков книг и невообразимое количество статей, публиковавшихся в самых именитых бизнес журналах. Сегодня предлагаю ознакомится с переводом статьи одного из его учеников.
Некоторые люди так ярко сияют, что освещают ближайшее будущее. Питер Друкер был одним из тех людей.
Друкер был одним из самых влиятельных бизнес-мыслителей 20-го века. Несмотря на то что он написал 39 книг, большинство того, что я знаю о нем не имеет к его книгам никакого отношения. Почти все почерпнуто из приватных бесед.
10 лет Питер Друкер был моим наставником и другом. Наши с ним разговоры, факсы и письма (он так и не удосужился завести электронную почту) оказали огромное влияние на мое мышление. Я помню его как блестящего, но удивительно скромного человека.
Я познакомился с Друкером в середине 90-х годов в его загородном доме в Клермонте. Крошечное ранчо на небольшом участке с мебелью, которая выглядела, как будто была позаимствована со съемочной площадки сериала «Семейка Брейди» (The Brady Bunch). Скромность места где он жил, составляла разительный контраст с его статусом гуру.
Многие наши беседы можно сравнить с прогулкой по великолепной библиотеке. Так я узнавал многое из первых рук. Он работал с разными людьми и компаниями, от президента США и ведущих отраслевых руководителей до кардиналов и епископов.
То, чему я научился у него за десять лет, осталось в моей памяти как некий своего рода манифест создания необыкновенной компании и столь же необычной жизни. Вот некоторые из его самых запоминающихся идей.
Не управляй, а веди за собой
У Друкера была проблема с концепцией управления работниками умственного труда. Он чувствовал, что руководство стремится к совместной ответственности. Он верил в способность непосредственных исполнителей принимать решения. Руководящая роль, по мнению Питера Друкера, предполагает предоставление возможностей людям, путем предоставления ресурсов для достижения успеха, а не пошаговой инструкции. Если такое положение дел вас пугает, скорей всего компанией руководят совершенно не те люди.
Чтобы удержать хороших людей, дайте им шанс… на Луне
В течение 20 лет я строил свою компанию, мы не потеряли ни одного из восьми человек из руководства и ведущих разработчиков. У нас достаточная оплата, но эти люди остались с нами не из-за этого. Друкер учил меня, что людей заставляет оставаться вызов, который позволяет им выйти за пределы своих возможностей, чтобы быть частью чего-то большего. Это же Питер Диамандис называет «лунный выстрел», цель так велика, что создает силу притяжения для привлечения людей к ней и держит их на своей орбите. Кроме того, испытания пугают только тех людей, которые вам и так не нужны.
Перед тем как выяснить, как что-то должно быть сделано, спросите, почему это вообще нужно делать
Питер Друкер выделял спорный вопрос с использованием показателей индустриальной эпохи в постиндустриальном мире. Он чувствовал, что слишком часто мы упорядочиваем задачи не спрашивая, почему задачи вообще есть. Один из самых простых, но важных уроков выученных мной, требует постоянного интереса к причинам появления задачи до начала ее выполнения. Друкер был мастером задавать вопросы. За все десять лет, что я его знал, я не уверен, что он хоть раз ответил на мой прямо заданный вопрос. Вместо этого он почти всегда перефразировал или переформулировал мои вопросы. Проверка на прочность общепринятых догм всегда была его сильной стороной — он часто называл себя «инсультантом», ругающим людей за отдельную плату. Он научил меня никогда не бояться и не стыдиться говорить, «я не знаю», и спрашивать «почему?» до начала действий.
Если вам скучно, это ваша вина
Мой наставник не терпел лени и никогда не останавливался. Я как-то спросил его, не чувствует ли он, что пора сбавить темп, тогда ему было около девяноста лет. Ответом было — «трудно работать равнодушным и не имеющим цели». Если у вас есть причина, чтобы упорно трудиться, то 24 часов в сутках будет мало. Несмотря на это, он с такой же страстью относился и к другим областям своей жизни, к преподаванию, японскому искусству и наставничеству.
Относитесь к своим сотрудникам, как к волонтерам
На первый взгляд, полная ересь. Питер Друкер, завершая рабочую карьеру, много проработал с некоммерческими и волонтерскими организациями. Он пытался привить деловую хватку некоммерческим проектам, при этом считая, что справедливо и обратное, и коммерческие организации многому могут научиться у волонтерских. Волонтеры, покинувшие рабочие места в конце рабочего дня, всегда могут вернуться если это необходимо. Сейчас преобладающая черта работников «поколения Y» (родились в период с 1981 по 1990 гг.) и «поколения Z» (родились после 2000 г.) — глубокое чувство социальной цели в своей работе, что по сути было предсказано Питером Друкером.
Откажитесь от прошлого
Как вам удается ускорять темп перемен? На этот вопрос он, тщательно подбирая слова, ответил — «сознательным отказом». Одна из моих любимых цитат Питера Друкера гласит: «самое трудное, сделать так, чтобы труп не сгнил». Да это не очень приятная мысль, но как часто компании держаться на своем ярком и чудесном прошлом, в то время как будущее проходит мимо них?
Будьте скромны
Это последний из, запомненных мной, уроков Питера Друкера. Если и был кто-то, имеющий повод для хвастовства и высокомерия, так это он. За всю свою жизнь он пережил больше, чем сотня других мужчин и женщин, и тем не менее, в нем не было ни капли надменности. У него не было никаких резонов возиться со мной, но он все равно учил меня.
Последним письмом, которое я получил от него, был ответ на мое благодарственное письмо за наставление меня на путь истинный. Отвечая, он написал: «Том, даже если я пропущу девятую часть, написанного тобой, это все равно уже слишком!» Это был Питер Друкер — блестящий, любезный и скромный.
Последуем же его примеру.