Первый месяц карантина: в NGENIX выяснили, чем занимались россияне онлайн с начала режима самоизоляции

  • В первую неделю самоизоляции трафик образовательных сервисов вырос более чем в 2 раза относительно начала марта; 
  • Россияне начали смотреть сериалы днем; 
  • Жители РФ покупают онлайн продовольственные товары и отказываются от неприоритетных покупок; 
  • Пользователи так и не выработали устойчивую привычку покупать продукты онлайн. 

Москва, 30 апреля 2020 г. — Компания NGENIX, российский провайдер облачных сервисов для обеспечения работы и безопасности веб-ресурсов, проанализировала тренды потребления веб-трафика за первый месяц, которые россияне провели дома с момента объявления режима самоизоляции. Анализ трафика клиентов NGENIX за последний месяц демонстрирует, что с момента объявления в стране карантина пользователи существенно изменили многие, но не все привычки. 

Чтобы проследить, как карантин влияет на образ жизни россиян и формирует новые тренды потребления, NGENIX проанализировала, как изменялись средние показатели количества запросов в секунду и полосы пропускания данных в течение четырех недель самоизоляции (с 30 марта по 26 апреля) в сравнении с аналогичным периодом месяцем ранее в нескольких основных сегментах: 

  • Видеосервисы (телеканалы, онлайн-кинотеатры, стриминговые платформы); 
  • Продовольственная розница (покупка продуктов питания в интернете); 
  • Непродовольственная розница (покупка прочих товаров в интернете); 
  • Образование (дистанционное обучение, доступ к образовательному контенту); 
  • Туризм и путешествия (бронирование авиа- и железнодорожных билетов и туров в интернете). 

В качестве периодов для анализа выбраны ровно по 4 календарных недели в марте и апреле: с 2 по 29 марта и с 30 марта по 26 апреля.  

Россияне учились, отвлекались на просмотр видео и пробовали покупать продукты онлайн 

После объявления режима самоизоляции в большей степени столкнулись с ростом трафика сегменты продовольственной розницы, видеосервисов и образования. Веб-ресурсы сегментов «Непродовольственная розница» и «Туризм и путешествия» фиксируют падение объемов потребляемого трафика. Но “оставаться дома” россияне начали еще до официального объявления карантина: 

Динамика количества HTTP-запросов в секунду (RPS) со 2 марта по неделям и индекс самоизоляции. 

За неделю до карантина (с 23 по 29 марта): 

  • Видеосервисы: 

За неделю до официального объявления карантина трафик видеосервисов уже вырос на 58% в сравнении с первой неделей марта. 

  • Образование: 

Трафик образовательных сервисов растет уже две недели подряд и на 78% выше, чем в начале марта. 

  • Продовольственная розница: 

Трафик веб-ресурсов этого сегмента на 61% выше, чем в первую неделю марта. Это устойчивый тренд уже двух недель. 

  • Непродовольственная розница: 

Трафик сегмента “Непродовольственная розница» упал на 18% относительно начала марта. 

  • Туризм и путешествия: 

Веб-ресурсы сегмента “Туризм и путешествия” испытали самый значительный спад трафика — на 23% относительно первой недели марта. 

Первая неделя карантина (с 30 марта по 6 апреля): 

  • Видеосервисы: 

В первую неделю самоизоляции видеосервисы показали пиковый рост: за неделю трафик сегмента прибавил еще 127 п.п., в целом увеличившись на 259% относительно начала марта. Во многом на это повлияла прямая трансляция обращения Президента РФ 2 апреля. 

  • Образование: 

Первая неделя карантина также стала пиковой для сегмента “Образование”: трафик вырос на 18 п.п. за неделю и в общем увеличился на 78% относительно начала марта. 

  • Продовольственная розница: 

Россияне активно заказывают продукты онлайн. На фоне максимального индекса трафик веб-ресурсов сегмента достиг максимума: он вырос на 9 п.п. за неделю, в общем увеличившись на 92% относительно начала марта. 

  • Непродовольственная розница 

Трафик этого сегмента продолжил падение, снизившись еще на 2 п.п. за неделю 

  • Туризм и путешествия: 

В первую неделю самоизоляции трафик ресурсов сегмента “Туризм и путешествия” незначительно вырос (на 1%) — пользователи обращались к сайтам авиакомпаний и туристических агентств за информацией об их будущих путешествиях после заморозки авиасообщения и туристических услуг. 

“Чтобы справиться с резким ростом трафика веб-сервисов, мы увеличили емкость инфраструктуры до 2 Тбит/с. Усиление инфраструктуры понадобилось в первую очередь для того, чтобы обеспечить стабильную работу видеосервисов: среднее потребление полосы пропускания в период самоизоляции выросло на 213,5% выше в сравнении с мартом, а в моменты пиковых нагрузок (в моменты прямых трансляций или онлайн-концертов) — на тысячи процентов выше”, — прокомментировал Константин Чумаченко, генеральный директор NGENIX. 

Продолжение карантина (с 7 по 26 апреля): 

  • Видеосервисы: 

В течение двух недель трафик видеосервисов упал более чем вдвое, на 108 п.п., но затем за неделю вырос на 46 п.п. Сейчас он на 206% выше, чем в начале марта. 

  • Образование: 

В оставшиеся недели режима самоизоляции трафик упал на 21 п.п., но в общем за два месяца рост составил 112%. 

  • Продовольственная розница: 

Трафик этого сегмента резко упал: по сравнению с первой неделей режима самоизоляции он потерял 71 п.п., хотя относительно марта в целом сегмент вырос на 21%. 

  • Непродовольственная розница: 

С момента объявления карантина трафик веб-ресурсов этого незначительно снизился на 1 п.п., а относительно начала марта упал на 19%. 

  • Туризм и путешествия: 

Ожидаемо, до конца апреля этот сегмент продолжил падение: трафик снизился еще на25 п.п. и относительно начала марта упал в целом на 47%. 

Видеосервисы на карантине: россияне смотрят обращение Президента и сериалы в рабочее время 

Просмотр видео стал основным видом досуга для россиян: в течение четырех недель самоизоляции трафик видеосервисов вырос на 73 п.п. — однако на это показатель повлияла прямая трансляция обращения Президента РФ 2 апреля о продлении “нерабочих дней” до 30 апреля — в этот день трафик вырос втрое относительно показателя предыдущего дня и последующего дня. 

Трафик видеосервисов, учитывая прямую трансляцию обращения В.В.Путина  об объявлении карантина 2 апреля. 

Из-за режима самоизоляции пользователи начали смотреть видео в рабочее время: пики трафика в течение рабочих дней приходились в основном на вечер (около 21.00 — 23.00), но в аналогичные дни недели во время карантина такие же показатели запросов в секунду (rps) наблюдаются уже с 15.00 до 17.00. Трафик видеосервисов сохраняет свои значения на протяжении всего периода самоизоляции. 

Образование на карантине: пользователи стали больше учиться 

Во время карантина многие россияне решили потратить время с пользой: в течение четырех недель карантина трафик этого сегмента вырос на 34 п.п. Несмотря на то, что сегмент видеосервисов показывает самый впечатляющий рост в объемах трафика и демонстрирует самые высокие пиковые значения во время прямых трансляций, для сегмента образования тренд роста во время самоизоляции довольно стабилен. С 12 апреля россияне стали чаще покидать дом, но даже со снижением индекса самоизоляции количество обращений к образовательным ресурсам оставалось стабильно высоким. 

Трафик сегмента ”Образование” с 2 марта по 26 апреля 

Причина роста трафика образовательных сервисов, начавшегося уже с середины марта — акционные предложения от онлайн-платформ, стремление пользователей повысить конкурентосопособность на рынке труда за счет приобретения новых навыков, появление свободного времени у тех, кто потерял работу или отправился в принудительный отпуск, а также онлайн-курсы в дополнение к школьной программе. Трафик образовательных сервисов точно коррелирует с индексом самоизоляции: находясь дома, пользователи стабильно учатся и приобретают новые навыки. 

Продовольственная розница на карантине: россияне попробовали онлайн-шопинг, но решили выбрать оффлайн-розницу  

Жесткие карантинные меры заставили россиян попробовать закупать продукты онлайн. Трафик ресурсов сегмента “Продуктовая розница” достиг пика в первую неделю апреля и был на 92% выше аналогичного периода марта. Однако с постепенным понижением индекса самоизоляции в течение последующих двух недель пользователи стали реже прибегать к онлайн-покупкам продуктов и, очевидно, вернулись в магазины шаговой доступности — на конец апреля трафик упал на 71 п.п. относительно пикового значения. 

Трафик сегмента “Продовольственная розница” с 2 марта по 26 апреля 

Очевидно, для людей, строго соблюдающих режим самоизоляции, поход в магазин стал единственным поводом покинуть квартиру, и пользователи вернулись к привычной оффлайн-рознице.  

Непродовольственная розница на карантине: жители РФ тратят консервативно и по выходным 

В то же время в течение нескольких недель продолжает снижаться количество обращений к веб-ресурсам онлайн-магазинов, продающих непродовольственные товары. В последнюю неделю перед карантином трафик этих ресурсов уже упал на 18%, но до конца апреля показал рост. 

Трафик сегмента ”Непродовольственная розница” с 2 марта по 26 апреля 

В течение периода самоизоляции россияне предпочитают совершать покупки в выходные, хотя раньше, до карантина, этот тренд был не так заметен. 

Туризм и путешествия: ожидаемый спад  

Падение количества трафика объяснимо для веб-ресурсов тревел-сегмента: с начала марта на фоне новостей об остановке авиаперевозок и закрытии границ к моменту объявления режима самоизоляции количество обращений в секунду снизилось на 22% и продолжает падать. 

Трафик сегмента “Туризм и путешествия” с 2 марта по 26 апреля 

В сегменте “Путешествия” ожидаемый спад трафика веб-ресурсов. С 9 марта этот сегмент показал небольшой рост на 7% в сравнении с первой неделей марта, но к концу первого месяца карантина трафик сегмента уже был более чем на 47% ниже, чем значения начала марта.  

Выводы 

Объявление режима самоизоляции изменило многие привычки пользователей. Попробовав покупку продуктов онлайн, они все-таки предпочли ходить в магазины, чтобы хотя бы иногда покидать дом. Столкнувшись с невозможностью проводить свободное время вне дома, они стали активнее заниматься самообразованием. Видео стало главным способом провести досуг. В период кризиса Covid-19 предсказуемо страдает сегмент непродовольственного ритейла, так как потребители, очевидно, предпочли отложить некоторые покупки до лучших времен. Закрытие границ и заморозка туристической отрасли не могла не сказаться на трафике ресурсов, связанных с путешествиями — их оживления стоит ожидать только после того, как кризис будет пройден. 

Об NGENIX 

NGENIX – российский провайдер облачных сервисов для ускорения, повышения производительности и защиты публичных веб-ресурсов от DDoS-атак и взломов, лидер в области доставки видеоконтента в российском интернете. Распределенная облачная платформа NGENIX, состоящая из 39 узлов на территории РФ и ближнего зарубежья, позволяет ускорять загрузку веб-сайтов, доставлять видео по запросу, вести прямые интернет-трансляции, организовать хранение и дистрибуцию цифрового контента. Встроенные в платформу комплексы кибербезопасности защищают веб-ресурсы от всех видов атак. NGENIX реализовала более 1000 проектов для ведущих российских компаний из сегментов интернет-торговли (ozon.ru, “Азбука вкуса”, goods.ru, avito.ru), тревел-индустрии (S7, “Победа”, tutu.ru), банковской сферы (“МодульБанк”, “Почта Банк”, sravni.ru), медиа и развлечений (“Амедиатека”, ВГТРК, Первый канал, WINK), образования (PuzzleEnglish, Национальная платформа открытого образования), а также государственных организаций (Роспотребнадзор, Минздрав, Олимпийский Комитет России, ФНС, “Веб-выборы”, “Открытая мобильная платформа”). NGENIX входит в группу компаний Ростелеком в составе «Ростелеком – ЦОД». Подробнее на www.ngenix.net