Телезрителям дадут бесплатные пакеты

Совет федерации одобрил законопроект, обеспечивающий каналам второго мультиплекса бесплатное присутствие в кабельных и спутниковых сетях. Бесплатными эти каналы должны стать и для потребителей: операторы не смогут брать абонентскую плату за их просмотр. В условиях кризиса это вызовет отток подписчиков платных пакетов, который может стоить отрасли 20 млрд руб. в год, опасаются участники рынка.

Поправки к законам «О СМИ» и «О связи», расширяющие список обязательных для распространения в кабельных и спутниковых сетях телеканалов, вчера одобрил Совет федерации. Они вступят в силу после подписания президентом. Согласно документу, распространяться во всех средах «без заключения договоров с вещателями», «без взимания с них платы за их трансляцию», а также «без взимания платы с абонентов» должны будут каналы второго мультиплекса — пакета цифровых телеканалов, список которых определен Федеральной конкурсной комиссией. В него входят СТС, «Домашний», РЕН ТВ, «Спорт плюс», «Звезда», «Мир», ТНТ, «Муз ТВ», «Спас» и ТВ-3. До сих пор право бесплатного распространения в кабельном и спутниковом ТВ (так называемый принцип must carry) было закреплено лишь за десятью каналами первого мультиплекса («Первый канал», НТВ, каналы ВГТРК и др.). Кроме того, законопроект запрещает операторам изменять порядок каналов, то есть первые 20 кнопок всегда должны быть заняты каналами первого и второго мультиплексов.

Инициатором поправок в декабре выступило Минкомсвязи РФ. Возникают прецеденты, когда операторы пытаются взимать с каналов деньги за распространение и наоборот, объяснял ранее «Ъ» замглавы Минкомсвязи Алексей Волин. Вхождение в кабельные сети для каналов второго мультиплекса действительно было предметом переговоров с операторами. Например, «СТС Медиа» в разделе рисков своей отчетности указывает, что не может гарантировать покрытие своих каналов в кабельных сетях именно из-за отсутствия для них принципа must carry. Для каждого канала плата за распространение варьируется в зависимости от его популярности среди аудитории и модели распространения (рекламная или подписная), объясняет сотрудник кабельного оператора. По словам гендиректора одного из каналов, такая плата может составлять сотни тысяч рублей с вещателя крупному оператору в месяц.

Предлагаемые законопроектом изменения могут привести «к ощутимому снижению объемов выручки рынка телевещания не менее чем на 20 млрд руб.», говорится в июньском проекте заключения комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (текст есть у «Ъ»). Дело в том, что расширение списка бесплатных каналов может «спровоцировать абонентов на переключение с базовых пакетов на условно бесплатный пакет». В документе также приводятся данные исследований, согласно которым не менее 85% абонентов в принципе «желают смотреть только эфирные телеканалы». Весь объем рынка платного ТВ, по данным iKS-Consulting, составил в 2014 году 61,2 млрд руб., число его абонентов составило 37,5 млн.

В кризис абоненты действительно будут переходить с платных каналов на бесплатные, рассуждает гендиректор «Орион Экспресса» Кирилл Махновский. По его мнению, в безвыходной ситуации окажутся и кабельные, и спутниковые операторы: «Если 85% абонентов будут смотреть бесплатные каналы, для отрасли это будет означать не просто потерю 20 млрд руб., а полный крах». Оценка потенциальных потерь рынка на уровне 20 млрд руб. в год «реалистична», соглашается представитель «Акадо».

Тем не менее, по словам господина Махновского, законопроект обсуждался с чиновниками на базе Ассоциации кабельного телевидения России, и часть пожеланий операторов «были услышаны». Так, изначально Минкомсвязи планировало также защитить местные телеканалы: отнести их к общедоступным обязательным и распространять в кабеле бесплатно. Но в ходе рассмотрения проекта в Госдуме региональные и муниципальные каналы были из него исключены.

Анна Афанасьева, Владислав Новый (Коммерсантъ)