Вчера было рано, а завтра будет поздно!
Конкуренция на рекламном рынке России обостряется, и это – не борьба нанайских мальчиков, как это иногда бывает.
Сейчас идет перераспределение рекламных бюджетов в пользу интернет-рекламы, в частности, в пользу мобильной рекламы, рекламы в социальных сетях и в смарт ТВ. По результатам текущего 2018 года объем интернет-рекламы уже превышает объем телевизионной.
Интересно, что основной игрок рынка интернет-рекламы — компания «Яндекс» — именно в этом году сразу с двух сторон была обвинена в поисковой выдаче пиратских сайтов. С одной стороны —федеральными ТВ-каналами, с другой – онлайн- кинотеатрами. И вот в начале ноября «Яндекс» и правообладатели подписали-таки антипиратский меморандум о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав в Интернете. После этого правообладатели получили право во внесудебном порядке добиваться от «Яндекса» удаления ссылок на сайты с пиратским контентом.
«Яндекс» развивает свои интернет-проекты в обоих этих сегментах: «ТВ Онлайн» и «Яндекс.Видео». И оба сегмента растут. Уже более сотни тематических и региональных ТВ-каналов доступны на платформе «Яндекса» и их становится больше. ТВ-каналы привлекает в ОТТ-сервисах возможность монетизации по рекламной модели. Однако доходы разных ТВ-каналов могут отличаться в десятки и даже в сотни раз. Среди множества факторов, влияющих на монетизацию, можно отметить основные: качество и эксклюзивность контента, территория вещания, программирование ТВ-канала с учетом особенностей рекламных алгоритмов OTT-сервисов и др. Можно сказать, что при прочих равных доход от рекламы примерно будет пропорционален общему времени смотрения ТВ-канала. Вместе с тем, яндексовский сервис «ТВ Онлайн» появился на быстро растущем рынке смарт ТВ совсем недавно.
Однако представители «Яндекса» утверждают, что могут считать (или учитывать) даже пользователей умных телевизоров, несмотря на коллективный характер просмотра. Рекламодатели имеют возможность таргетирования рекламы по каждому пользователю смарт ТВ, в том числе по социально-демографическим признакам. То есть «Яндекс» может таргетировать аудиторию смарт ТВ для других площадок, а своей смарт ТВ- площадки у него до недавнего времени не было.
Сегодня уже достаточно уверенно можно говорить о дополнительном пути монетизации контента правообладателей через стриминговые ТВ-сервисы (OTT TV). Скорость создания, эффективность использования и измеряемость – главные отличительные черты такого рода ТВ-каналов. При таком подходе целесообразность вывода того или иного ТВ-канала в другие среды вещания становится очевидной уже на ранних этапах. Ведь, как известно из статистики, «чтобы понять вкус супа, достаточно попробовать одну ложку». Роль такой «ложки» и начинают играть сервисы OTT TV. В частности, у OTT/IPTV-сервиса ViNTERA.TV накоплен неплохой опыт создания, размещения и продвижения новых ТВ-каналов как на российский, так и мировой рынки.
Для владельцев и правообладателей ТВ- и видеоконтента наступают неплохие времена для быстрого увеличения своей доли рынка в онлайн-сегменте. «Вчера было рано, завтра будет поздно, а сегодня некогда» — в этих словах немодного нынче вождя мировой революции каждый может найти что-то свое.