Кадры для OTT-рынка

Отрасль медиа стремительно меняется, в ней появились и развиваются новые технологии: искусственный интеллект, большие данные, голосовые ассистенты. «Телеспутник» выяснил у представителей видеосервисов и компании — провайдера услуг сети доставки контента, с нехваткой каких специалистов они сталкиваются и как справляются с дефицитом квалифицированных кадров.

ВЫБЕРУТ ТОГО, С КЕМ УДОБНЕЕ

Популярность любого видеосервиса держится на двух китах — удобная и технологичная платформа и интересный вовлекающий контент. При этом конкурировать между собой компаниям приходится не только за зрителей, но и за квалифицированных специалистов, способных разрабатывать конкурентные программные решения и создавать популярные телешоу.

Проблема нехватки разработчиков осложняется еще и тем, что большинство отраслей бизнеса в последнее время затронула диджитализация, автоматизация процессов, и хорошие программисты, способные делать качественные конкурентные продукты, сейчас буквально на вес золота. Кадровый дефицит коснулся фактически всех сфер и уровней экономики, говорится в исследовании рекрутингового агентства Hays по итогам 2018 года. На подбор квалифицированных специалистов стало уходить в полтора раза больше времени — два-три месяца вместо одного-полутора. По данным Hays, на одного разработчика приходится от двух до семи предложений от разных компаний. В 2018 году нехватку специалистов, в первую очередь программистов, испытали 38% компаний.

На рынке труда в сегменте программистов царят крупные интернет-компании, такие как «Яндекс» и Avito, которые скупают квалифицированных разработчиков, говорит генеральный директор компании CDNvideo Ярослав Городецкий. Но основная проблема, по его мнению, заключается в нехватке качественных продуктологов, которые обладали бы целостным видением продукта. Таким был, например, бывший глава компании Apple Стив Джобс. «Сейчас среди продуктологов превалирует теория быстрой генерации и проверки гипотез (формирование предположений на основе собранной информации и их подтверждение научным методом — прим. «Теле-Спутника») — мне лично она не нравится, так как не приводит к появлению принципиально новых, революционных продуктов, которые могли бы двигать индустрию вперед», — отметил Ярослав Городецкий.

Безусловно, рынок нуждается и в сильных технических специалистах, говорит генеральный директор «Megogo Россия» Виктор Чеканов. Аудитория c каждым днем становится все искушенней и требует максимальной простоты использования от интерфейса или приложения и при этом широких возможностей. Пользователь всегда выберет того, с кем удобнее. Особенно это касается мультиплатформенных игроков. «Мой опыт говорит о том, что люди, приходящие в эту сферу, должны быть открыты к новому опыту и готовыми к быстрым переменам. Даже если это сотрудник бэк-офиса», — отметил глава «Megogo Россия». По словам Виктора Чеканова, cпециалисты ОТТ-направления ежедневно буквально улавливают в воздухе все новые веяния сегодняшней эпохи, поэтому они должны быть гибки и стрессоустойчивы, так как каждую минуту что-то может поменяться и пойти не по плану, и нужно уметь быстро реагировать на трансформирующуюся среду.

Аудитория c каждым днем становится все искушенней и требует максимальной простоты использования от интерфейса или приложения и при этом широких возможностей

По словам директора департамента цифровых продуктов «НТВ-Плюс» Константина Смирнова, за последние два года наибольшую сложность вызвал поиск опытных специалистов в области фронтенд-разработки для платформ смарт ТВ. «Насколько мне известно, сегодня многие сталкиваются с аналогичной проблемой. Мы ее решили исключительно за счет личных связей, привлекая в нашу команду во многом за счет репутации интересного и многообещающего проекта, который можно будет с гордостью записать себе в резюме», — отметил Смирнов.

Если говорить о специалистах по нейросетевым алгоритмам, машинному обучению и обработке больших данных, то к ним предъявляются соответствующие требования, говорит исполнительный директор SPB TV Денис Бызов. Он отмечает, что в течение последних 5 лет средний возраст нанимаемых компанией сотрудников плавно, но уверенно повышается. Однако основной причиной этого является требование к опыту работы по нужному направлению. У кандидатов на позиции midde- и senior- разработчиков в SPB TV требуется наличие опыта работы не менее двух и трех лет, соответственно. «К сожалению, таковы реалии нашего рынка — новая функциональность нужна все быстрее и все в большем объеме, поэтому и ребят мы ищем в основном опытных», — поясняет Денис Бызов.

На другой чаше весов — люди, отвечающие за производство и продвижение оригинального контента. Для многих видеосервисов производство собственных шоу и сериалов буквально за пару лет стало одним из ключевых направлений. Поэтому особою роль стали играть сотрудники, ответственные за данное направление.

Для OTT-сервисов контент — это серьезное конкурентное преимущество, убежден Виктор Чеканов. Специалисты, отвечающие за производство контента и его закупку, всегда востребованы. Отдельно можно выделить продукт-менеджеров, имеющих опыт по выводу и продвижению продуктов на рынок, а также опыт участия в их разработке. По словам Чеканова, такие люди должны иметь сильные аналитические навыки и быть в курсе основных тенденций.

РАЗРЫВ МЕЖДУ УЧЕБОЙ И ЖИЗНЬЮ

Вопрос с поиском сотрудников все компании решают по-своему. Но одним из популярных инструментов является сотрудничество с вузами. Практически все опрошенные нами компании так или иначе взаимодействуют с вузами и принимают на практику студентов.

«В целом российское техническое образование сохраняет высокий уровень, доставшийся в наследство от СССР. Но пока ведущие российские вузы являются, скорее, кузницами кадров, они не очень приспособлены к решению реальных бизнес-задач», — считает Ярослав Городецкий. По его словам, исследовательские центры или индустриальные лаборатории, которые открывает крупный российский бизнес, пока, скорее, нужны для пиар-активности или являются элементом благодарности выпускников своим альма-матер.

Поэтому CDNvideo активно работает со студентами и выпускниками ведущих вузов и дает им возможность быстро вырасти, доверяя им решение больших задач и помогая активно расти. «Такой подход, как правило, оправдывает себя: таким образом мы сделали крупный проект в сфере искусственного интеллекта, хотя изначально планировали привлечь квалифицированных разработчиков с большим опытом, который оказался нерелевантен в современных условиях», — добавляет Городецкий.

Ставку на сотрудничество с образовательными институтами делают и в ivi. «Мы, как и любая высокотехничная компания, сталкиваемся с дефицитом квалифицированных ИТ-кадров на рынке, — говорит представитель пресс-службы онлайн-кинотеатра. — Но у нас есть то, что выделяет нас среди других работодателей, — интересные задачи и возможность быть пионерами на развивающемся ранке. Кроме этого, мы делаем упор на образовательную функцию — пару лет назад запустили совместную с МАИ магистерскую программу, регулярно проводим встречи на ногах и выступаем на конференциях».

В свою очередь Константин Смирнов отметил, что большинство технических специалистов, с которыми работает «НТВ-Плюс», получили свою квалификацию в большей степени благодаря практической работе, а не обучению в вузе. По его словам, определенный разрыв между тем, чему учат, и тем, что нужно в жизни, видимо, пока еще существует.

Виктор Чеканов смотрит на проблему нехватки кадров c оптимизмом. «Сегодняшнее высшее образование плюс самообразование и живой интерес к отрасли помогут многим студентам получить достаточные компетенции, чтобы после получения диплома начать карьеру на нашем рынке, — уверен глава «Megogo Россия». — А со временем российская система образования подстроится под запросы рынка, как было когда-то с новыми для России профессиями, например, связанными с маркетингом, когда он только начал развиваться в нашей стране».

Источник