Как футбольный клуб «Рома» превратился в центр по производству контента
За последние пять лет футбольный клуб «Рома» представляет собой не просто команду, но еще и полноценную медиакомпанию.
Сейчас это единственный футбольный клуб в Италии с тематическим каналом в программных пакетах Sky Soccer и Sport, который не требует дополнительной платы. Помимо высококачественных программ, это единственный футбольный клуб, который также соединил радиоканал в FM-диапазоне и в интернете со специальным приложением. Кроме того, клуб стремительно нарастил количество подписчиков в социальных сетях.
В 2014 году медиадепартамент «Ромы» возглавил Фабрицио Прети (Fabrizio Preti). С его появлением в роли главы всех технологических, вещательных и IT-ресурсов компании, «Рома» стремительно начала осваивать медиапространство. Медиацентр был развернут в Тригории, там же, где тренируется команда. В медиацентре производится весь контент для эфирного канала, радио- и интернет-вещания. Там же работает редакционный отдел сайта и социальных сетей, численность которого с момента основания многократно возросла и продолжает расти.
Каждая часть создаваемого контента разрабатывается для мультиплатформенного распространения с переработкой под конкретный канал дистрибуции.
Радиостанция клуба, работающая на частоте 100.7, охватывает регион Лацио (Рим и окрестности – прим.) и также доступна интернет-пользователям. Пересечение между радиостанцией и телеканалом очень сильное, потому что утром радиопередача транслируется по телеканалу и сопровождается подходящим видеорядом. Например, если ведущие говорят о недавно прошедшем матче или о каком-либо игроке – всё это дополняется видеоконтентом по теме.
Сотрудничество с NEP Italia
В медиакомпании находится студия по производству телевизионных программ, которая включает две радиостудии, а также различные монтажные и графические станции. Студия предназначена исключительно для телевидения, и одна из двух радиостудий также используется для съемок. Технологические и производственные мощности принадлежат партнерам – до 2018 года это была компания Broadcast Solution, а с октября 2018 года – NEP Italia. По словам Фабрицио Прети, клуб устанавливает свои требования к производству, а партнер предлагает технологические решения на своё усмотрение. Ядром инфраструктуры являются решения EVS, которые отвечают за управление медиаактивами, производство и архивирование. Каждый день в прямом эфире выходят новости и подборки опасных моментов матчей основной команды (сразу после матча), женской и молодежной команды.
Начиная с сезона 2014/15, права на съемку матчей «Ромы» на стадионах в матчах чемпионата Италии принадлежат клубу. С сезона 2018/2019 за съемку отвечает NEP Italia (ранее этим занималась Sky). Некоторые члены съемочной группы сопровождают команду и на выездных матчах – как минимум один или два оператора заняты съемкой интервью за день до матча, включениями непосредственно перед игрой и послематчевыми интервью.
Основную команду сопровождают видеооператор с корреспондентом, которые осуществляют прямые включения – для этого используется высокочастотное передающее оборудование по каналам сотовой связи. По словам Фабрицио Прети, римская команда первой среди всех провела трансляцию матча в Facebook и Twitter. Также команда проводила видеоконференции с фанатами при помощи сервисов Google, а сейчас создает контент в дополненной реальности – например, капитан команды приветствуют зрителя, а затем проходит в раздевалку, выходит на поле и начинает тренировку – таким образом, болельщик может полностью почувствовать себя в роли игрока любимого клуба.
Время от времени, в соответствии с указаниями футбольной лиги Serie A, съемка матчей производится в формате 4K, хотя медиацентр оснащен инфраструктурой HD. ТВ-студия не очень большая, поскольку ее пришлось разместить в имеющейся инфраструктуре. Обычно используется четыре камеры Grass Valley, но в особых случаях добавляется пятая камера, а также потолочная роботизированная камера Panasonic. Для создания видео для замедленных повторов на тренировках и на стадионе используются две камеры Sony FS700s. В радиовещательной студии установлены две камеры Panasonic с дистанционным управлением, а также экшн-камера GoPro для широкоугольного плана студии.
Весь новостной и эфирный контент преобразовывается в клипы, которые монтируются с помощью Adobe Premiere, подключенного к платформе EVS. Также используется гибридная система хранения на основе MAM, часть контента хранится в облаке – решение было реализовано совместно с компанией TIM.
С использованием EVS, весь контент доступен в версиях с низким разрешением, а монтажеры имеют доступ ко всему архиву. Поиск контента в облаке оптимизирован, поскольку извлекается только нужный клип, а еще одно преимущество заключается в специальном алгоритме кеширования. «Холодные» материалы остаются в «облаке», из которого они извлекаются автоматически, если это необходимо. «Горячие» материалы хранятся локально, а соединение с сервером EVS происходит по оптоволоконному кабелю.