Как летают и будут летать российские спутники

В этом обзоре бросим общий взгляд на то, что происходит в последние недели у российских спутникостроителей.  Сразу скажем, что дела идут у них неважно. Они об этом говорят и сами. Но мечтают выкрутиться. Также приведем мнение  представителя одной из ведущих российских спутниковых платформ непосредственного вещания о надежности и культуре производства российских же вещательных спутников Express.

Они выкрутятся?

«Западные санкции приведут к затягиванию ряда проектов по созданию спутников на срок до двух лет, так как значительная часть электронных компонентов для российских аппаратов импортируются в основном из США – сказал в интервью российским медиа в этом месяце глава компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» Николай Тестоедов.

Он  уточнил, что «импортная электронно-компонентная база в современных российских спутниках составляет от 25 до 75% именно по радиоэлементам; на военных поменьше, на коммерческих побольше. Из этой зарубежной электронно-компонентной базы американская составляет где-то 83-87%». Николай Тестоедов также отметил, что такой большой процент именно американской электронно-компонентной базы в российских спутниках связан с тем, что она является наилучшей и наиболее продвинутой среди других зарубежных аналогов, а Россия в последние годы, до начала войны санкций и эмбарго, пыталась закупать лучшее.

Как сказал Николай Тестоедов, спутники производства и запуска 2015 года не слишком пострадают из новой российской реальности, т.к. они уже укомплектованы зарубежной элементной базой, а спутники, которые планируются к запуску после 2019 года, сразу якобы проектируются без использования критических элементов. «Самое сложное положение у аппаратов, которые мы разрабатываем и готовим к производству в период 2016-2017 годов», насколько можно судить, довольно меланхолично заметил Николай Тестоедов.

И продолжил: «Из санкций время исполнения некоторых текущих спутниковых проектов увеличивается на срок до двух лет. Надо найти замену, надо купить элементы, провести разработку и изготовление нового прибора с этими элементами».

Отметим, что компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» считается ведущим предприятием России по созданию спутников связи и телевещания.

В свою очередь, в прошлом месяце статс-секретарь «Роскосмоса» Денис Лысков  заявил официальному агентству новостей России: «В сложившихся экономических условиях «Роскосмос» оказался в тяжелой ситуации. Нам пришлось перестраивать полностью все космическую программу из-за санкций и роста курса валют. Ведомство оптимизировало бюджет, секвестр прошел практически по всем федеральным космическим программам. Так как оборудование закупалось за рубежом, то санкции и удорожание курса доллара внесли коррективы. При этом общее увеличение стоимости Федеральной космической программы России из-за санкций и роста курса валют составило около 30%». А на прошлой неделе глава «Роскосмоса» Игорь Комаров сказал, что санкции коснулись поставок (не только для вещательных спутников), но и комплектующих для спутниковой группировки «Глонасс».

И Николай Тестоедов, и Игорь Комаров настроены оптимистично. Мол, выкрутятся. Тот же Комаров еще в марте 2014 г. заявлял, что «если проблемы начнутся не только с американскими, но и с европейскими производителями электронной компонентной базы, «Роскосмос» рассмотрит вариант импорта комплектующих из Китая». А Тестоедов тогда же сказал: «где-то изменим системные решения (чтобы не использовать иностранных компонентов), а где-то уйдем на элементную базу из других альтернативных стран».

Но что они могут сказать другого?

Но все таки интересно, как в ближайшие годы будут летать российские спутники. Уже и раньше некоторые эксперты говорили, что ненадежность российских спутников связана в том числе с тем, что в них использовалась ненадлежащая компонентная база, т. к. Россия еще якобы с советских времен не имела к ней доступа в полном объеме. Что теперь усугубилось и из-за экономического кризиса, но главным образом из-за российских политических игр. Как следствие, вместо того, чтобы  утверждать своей разумной политикой в международных делах повсеместную лояльность, получая доступ ко все более широкому спектру новейших технологий и учась у передовых стран, в Москве снова решили изобретать велосипед. При том, что советскую упертость и умение работать в советских условиях, т.е. за колючей проволокой при минимуме ресурсов и отсутствии международной кооперации, российские спутникостроители давно утратили (и, в общем, правильно сделали). И об этом отлично знают в «Роскосмосе» и других профильных структурах. Не даром же в период с момента начала обострения отношений с Западом, руководство российских космических структур  (здесь мы не говорим о курирующем эти структуры Рогозине, а также примкнувшем к нему российском министре связи Никифорове) выпустило множество миролюбивых заявлений и утверждений о том, что совсем не хочет охлаждения со своими международными партнерами по «космическому цеху».

Мнение клиента

О причинах частых поломок российских вещательных спутников автор этой статьи спросил в 2013 г., т.е. еще до начала нынешних экономических и политических трудностей в российской спутниковой отрасли (при том, что российские вещательные спутники уже тогда падали и выходили из строя, что называется, «пачками»), технического директора компании «Орион Экспресс» Константина Салтыкова. Эти фрагменты интервью главного технического представителя второй по величине российской спутниковой платформы непосредственного вещания нигде не публиковались ранее, поэтому мы сочли любопытным привести их здесь.

«Вопрос:  По Вашему мнению, почему в последнее время имеются такие проблемы со спутниками российской спутниковой группировки Express, и можно ли сказать, что те, кто теперь связываются с Express, в некоторой степени рискуют. Говорят, что проблемы спутников Express связаны с конструктивными недостатками, а частые аварии при стартах с почти запрогромированными проблемами разгонного блока и отсутствием возможности должной коррекции спутника при неправильном выводе на орбиту из-за слабости двигателей?

Константин Салтыков: Прежде всего, хочу сказать, что обслуживавший долгие годы наш восточный пакет спутник Express АМ-3, несмотря на некоторые возникавшие в прошлом проблемы, заслуживает самых искренних позвал. Это один из самых заслуженных спутников российского флота.

Соответственно, Экспресс АМ3 есть повод для гордости наших производителей, несмотря на серьезные отказы в некоторых блоках, ряд талантливо выполненных вспомогательных систем и профессиональное сопровождение в эксплуатации вместе обеспечивает его хорошую работоспособность. Спасибо его создателям за хорошую работу.

На мой взгляд, главная причина систематических сбоев в работе российской спутниковой группировки Express, как представляется, связана со стратегией развития. У западных производителей спутниковые платформы оттачиваются до мелочей, на десятках коммерческих аппаратах и эволюция в рамках платформы не затрагивает принципиальные составляющие, особенно те которые работают стабильно. Срок производства серийных коммерческих моделей в рамках платформы, например, StarBus, StarBus2 составляет до 10 и более лет и каждая платформа насчитывает десятки успешно реализованных аппаратов связи. В любом случае, серийная платформа доводится до совершенства. У нас же, не добившись безупречной работы одной из спутниковых платформ, в рамках конкретной производственной кооперации, стремительно переходят на принципиально новые решения от новых партнеров, получая целый пакет новых критических проблем в неожиданных местах. При этом, большая часть решений на последних наших платформах была вполне надежна и работоспособна и слабые места их были известны, что уже могло бы стать основой для создания группы надежных российских аппаратов. Это, конечно, упрощенное видение. Видимо, важнее объяснить, почему не работало, чем устранить ошибки и добиться на последующих аппаратах стабильной работы всей системы в целом.

К вопросу о маршевых двигателях, которые позволяют перемещаться по орбите.

Все спутники, и российские, и западные, обладают набором двигателей, которые позволяют делать маневры на орбитах, в том числе и длительные перегоны. Другой вопрос, позволяет ли запас топлива на борту планируемые маневры. К сведению, кроме удержания спутника связи в идеальном положении относительно Земли и точки его стояния на геостационарной орбите, маневры производятся постоянно, например, для компенсации притяжения космических тел или для уклонения аппарата от космического мусора, неуправляемых аппаратов и т.п. В отдельных случаях некорректной работы ракеты носителя, в зависимости от параметров ошибочной орбиты, выход на расчетную орбиту делается за собственного ресурса спутника связи. После оптимизации маневра принимается решение о его целесообразности, т.к. иногда приходится выжигать практически все топливо, критически сокращая полезный ресурс аппарата. Без топлива штатное удержание аппарата на орбите пока невозможно.

Вопрос: А почему разработчики спутниковой группировки Express так часто меняют линейки спутников, о чем вы говорили выше?

К.С: Спутники должны различаться в зависимости от назначения. Речь – об отсутствии стратегии устранения ошибок. Возможно, это происходит от того, что слишком часто меняются люди, отношение к делу и политические взгляды на кооперацию. Я не могу ничего говорить об отсутствии преемственности в наших конструкторских бюро, но желание системно доводить продукцию до разумного совершенства не прослеживается». Конец цитаты.

Приведенные выше слова Константина Салтыкова о том «что слишком часто меняется отношение к делу и политические взгляды на кооперацию» в российской космической отрасли, сказанные им, напомним, в 2013 г., выглядят после виража 2014 г., когда российскими спутникостроителями взят по принуждению свыше курс на самоизоляцию, довольно актуально. Ждем, каким же будет качество у построенных в условиях изоляции новых российских спутников. Станут ли они чаще падать и ломаться, и насколько плановыми будут их запуски. А по результату, можно будет сказать, выкрутились ли российские спутникостроители из нынешней нетривиальной ситуации.