Как операторы спутникового ТВ считают абонентов?
В начале нового года все операторы платного ТВ подводят статистику года минувшего. Рыночные аналитики используют эти данные формирования собственных выводов и прогнозов. Насколько они соответствуют рыночным реалиям?
На сессии «Новые спутниковые вещательные технологии и стандарты. Интеграция спутникового вещания с новыми сервисами и услугами», организованной издательством «Телеспутник» в рамках CSTB’2018, представители российских DTH-платформ рассказали о своем видении будущего спутникового телевещания как бизнеса. Они рассмотрели изменения, которые ожидают это сектор и индустрию в целом, а также представили решения, разработанные в качестве ответа на новые рыночные изменения. Свои рассуждения и прогнозы операторы строят, основываясь на динамике рыночных показателей, наиболее важный из которых — прирост абонентской базы.
Руководитель службы продаж и обслуживания на корпоративном рынке НАО «Национальная спутниковая компания» (торговая марка «Триколор ТВ») Илья Упхонов сообщил, что активная абонентская база оператора по итогам 2017 года достигла отметки в 12,28 млн домохозяйств. Он акцентировал внимание на том, что стоит различать прирост активной абонентской базы от новых подключений. Последних всегда будет больше в следствие естественных законов рынка, так как не все владельцы оборудования продолжают платить за услуги доступа к цифровому ТВ.
Представитель «Триколор ТВ» утверждает, что подсчет прироста абонентской базы по количеству проданной аппаратуры не отражает в полной мере рыночных реалий. «Такая статистика не показывает, кто из владельцев оборудования является активным абонентом, то есть реально платит за услуги платного телевидения», — отметил Илья Упхонов. По его словам, подсчет прироста абонентской базы по количеству проданной аппаратуры не отражает в полной мере рыночных реалий. Такая статистика не показывает, кто из владельцев оборудования является активным абонентом, то есть реально платит за услуги платного телевидения. Если считать по этому показателю, то абонентская база «Триколор ТВ» будет существенно больше, чем сейчас указывается оператором. И кроме того, система учета активной абонентской базы наиболее прозрачна и отвечает принятым в мировой практике платного ТВ стандартам.
В пресс-службе ГК «Орион» (торговая марка «Телекарта») «Теле-Спутнику» пояснили позицию оператора следующим образом: «В информации, предоставляемой нами для рейтингов крупных операторов платного ТВ, мы учитываем только абонентов DTH-платформы, то есть тех, кто подключил дома спутниковое телевидение «Телекарта»».
Оператор проводит оценку по абонентам, с которыми у компании есть договор и которым «Орион» оказывает услуги. Всего же по всей стране больше трети всех домохозяйств — более 10 млн — смотрят контент, дистрибутируемый компанией в кабельные сети. Например, семейство каналов SPI, телеканал «Первый вегетарианский», «Загородная жизнь» и многие другие. «Подавляющее большинство абонентов, которые имеют дома доступ к платному телевидению, могут смотреть телеканалы, которые самостоятельно дистрибутируются с нашей платформы. В приросте абонентской базы учитываются проданные и активированные карты доступа. Если абонент поменял приемник без замены карты — он не учитывается, если абонент приобрел дополнительный приемник — учитывается», — уточнили в пресс-службе компании.
Генеральный директор ООО «НТВ-Плюс» Михаил Демин, сообщил корреспонденту «Теле-Спутника», что оператор очень внимательно относится к динамике абонентской базы, поскольку использует эти данные исключительно в целях внутреннего контроля. «Поэтому мы придерживаемся самой консервативной методики расчетов из всех возможных. Мы считаем действующим абонента, который внес в текущем месяце абонентскую плату. От понятия «смотрящие» абоненты мы намеренно отказались, так как ключевыми для нас являются бизнес-показатели. Соответственно, абонент для нас тот, кому мы оказали платную услугу, и кто эту услугу оплатил», — рассказал Михаил Демин.
«Теле-Спутнику» в пресс-службе «Спутниковое ТВ МТС» заявили, что не раскрывают методику подсчета, но могут «в целом подтвердить порядок числа клиентов, которые озвучиваются аналитиками».
В дискуссии о правомочности тех или иных моделей подсчета абонентской базы фигурировали данные аналитического агентства TelecomDaily. Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков в своем комментарии «Теле-Спутнику» сообщил, что все цифры по достижению тех или иных коммерческих показателей согласованы с операторами. Также он добавил, что при сборе информации у всех компаний запрашивают одни и те же данные. Ситуация, в которой одному оператору считают прирост по одним критериям, а для другого эти критерии меняют, исключена.
По словам Дениса Кускова, TelecomDaily с помощью связей внутри компаний получает неофициальные данные, а также опрашивает дилеров, которые реализуют продукцию операторов; аналитики изучает финансовую отчетность. «Все эти данные верифицируются в единое целое, и получается определенная информация по количеству абонентов», — подчеркнул он.
Денис Кусков акцентировал внимание на том факте, что из всех российских операторов платного ТВ, публичными компаниями являются ПАО «Ростелеком», ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) и ПАО «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»). Эти компании, согласно статусу, обязаны предъявлять статистику, проверенную аудиторами. Статистика остальных компаний публикуется ими на добровольной основе.