Кому нужны бесплатные каналы со спутника?
В свое время энтузиасты спутниковой связи начинали свой профессиональный путь с установки оборудования для приема бесплатных каналов со спутников. На данный момент спрос на них весьма специфичен, но несмотря на активную конкуренцию со стороны платных игроков, он не исчез полностью. Поговорим о том, кому и зачем нужны бесплатные каналы, а также каковы перспективы у этого направления.
Всеобщее внимание к бесплатным спутниковым каналам (free-to-air, FTA) исчезло одновременно со взлетом российских платных платформ, рассчитанных на массового потребителя.
Руководитель казанской компании «Спутник+» Игорь Падюкин вспоминает, что когда-то массово настраивали лепестковые антенны 180 см на спутник «Ямал». И это несмотря на разницу во времени на многих каналах. «Сейчас действующего оборудования я уже давно не встречал. Такая же ситуация с Hot Bird, установленным ради русскоязычных каналов. Люди уже давно заменили оборудование на официальных операторов», — говорит он.
«Бесплатность» такого телевидения весьма условна, поскольку для приема сигнала необходимо приобрести соответствующее оборудование. Так что у основной части потребителей просто отсутствует мотивация для подключения. «Комплект платного спутникового от МТС несильно отличается по цене от MPEG-4-ресивера на бесплатные каналы», — уточняет дилер-установщик спутникового телевидения из компании «Антенные системы» Красноярского края Валерий Беляев.
Дилеры спутниковых платформ, которые также ставят антенны и для приема FTA-каналов, отмечают, что интерес к открытому контенту остался у четырех групп клиентов — радиолюбителей, исключительных приверженцев экономии, людей, изучающих иностранные языки, или уроженцев других стран. Чтобы оценить перспективы этой части рынка, поговорим о каждой группе отдельно.
РОССИЙСКИЕ ПОТРЕБИТЕЛИ
Радиолюбителям, а точнее, энтузиастам спутникового приема, по большей части неважно, что смотреть, суть в самом приеме. Хотя те, кто глубоко разбирается в вопросе, могут собрать себе довольно любопытный пакет.
Бывший дилер из Самарской области, пожелавший, чтобы его имя не называли, рассказал о своем телесмотрении: «Я сам смотрю бесплатные каналы: со спутника Hot Bird 13 канал “Наше время”, Euronews; со спутника ABS 74.9 каналы РБК, 2×2, “Вопросы и ответы”, “Усадьба”, “Наша тема”. На остальных спутниках, на мой взгляд, ничего стоящего среди открытых каналов нет. Смотрел ролики на YouTube: многие установщики в деревнях настраивают спутник “Экспресс АМ-56” (либо “Ямал-90”), и люди смотрят общероссийские каналы в кодировке T2-MI, альтернативной наземному DVB-T2».
Правда, эта группа потребителей зачастую обслуживает себя сама — приобретает оборудование и самостоятельно настраивает антенну для приема всего, что пожелает. То есть потенциала для заработка здесь нет.
Потребители, у которых экономия граничит со скупостью, стараются принять общероссийский контент, например Первый канал, с «Ямала-401», чтобы заменить таким образом возможное платное подключение к операторам. Однако такие клиенты единичны, и об их существовании говорят установщики далеко не во всех регионах. В тех случаях, когда дилеры могут повлиять на выбор таких людей, они настоятельно рекомендуют платные платформы.
«Если и находится человек, думающий, что можно посмотреть открытые российские каналы с Hot Bird, мы, конечно, склоняем его к российским операторам либо все же рекомендуем установить эфирную цифру, благо сейчас республика полностью охвачена цифровым телевидением», — комментирует Игорь Падюкин.
Столь же немногочисленная группа — абоненты, подключающиеся ради языковой практики. Интересуются они специфическим контентом, на котором проще учить язык. Учитывая обилие учебных материалов в Интернете, можно предположить, что в будущем эта группа потребителей сойдет на нет.
ПОКЛОННИКИ НАЦИОНАЛЬНЫХ КАНАЛОВ
Национальные диаспоры и отдельные уроженцы других стран просят настроить антенны на «их» спутники, где есть телевизионные каналы на родном языке. Уровень спроса и готовность платить за услуги установщика в этом сегменте существенно зависят от национальности, ассортимента доступных каналов в платных пакетах и доходов представителей диаспоры. Соответственно различаются и взгляды установщиков на этот сегмент. Одни говорят, что он весьма перспективен.
«В связи с особенностями Татарстана у нас еще остаются люди, подключающие спутники с национальными каналами, например Турции, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и Армении либо каналами на арабском языке. Не сказать, что их доля велика, но все же до 10 подключений в месяц стоит считать отличным результатом. Всегда держим запас недорогих приемников для открытых каналов», — рассказывает Игорь Падюкин.
С другой стороны, примерно половина установщиков, согласившихся поучаствовать в нашем опросе, говорят о полном отсутствии такого типа клиентов в их зоне работы. На этих территориях национальными каналами обычно интересуются в контексте платных операторов.
По словам установщика из Оренбургской области Алексея Емельянова, клиенты из диаспор спрашивают, какой из операторов — «Триколор», «Телекарта», МТС — транслирует национальные каналы. То есть все смирились с наличием только платного спутникового ТВ.
Можно предположить, что со временем интерес к определенному языку, будь он родной или изучаемый, приведет всех потребителей в Интернет. Но пока на части территорий, по данным установщиков, IP-сервисы работают нестабильно, да и аудитория к ним не совсем готова.
Установщик, работающий в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Александр Чирков отмечает, что широкое распространение IPTV не получает, так как далеко не везде есть безлимитный Интернет и эти сервисы работают неустойчиво. Но там, где нет возможности (либо это очень дорого) установки спутниковой антенны, приходится использовать IPTV.
«В интернет-вещание люди уходят неохотно в связи с тем, что им сложно пользоваться IP-оборудованием и качество трансляций оставляет желать лучшего. Но тенденция, конечно, есть, и особенно там, где в диаспоре находится знающий человек, готовый взять на себя помощь в настройке другим членам диаспоры. Но и это нам только в плюс. Потому как оборудование для приема через Интернет у нас в изобилии», — говорит Игорь Падюкин.
НУЖНА ЛИ ХАЛЯВА БИЗНЕСУ?
Любопытно, что из-за неясного правового статуса бесплатных спутниковых каналов к ним не подключаются даже гостиницы и кафе. Подавляющее большинство представителей бизнеса этого сегмента до недавнего времени использовали подключение к спутниковому телевидению, оформленное на физическое лицо, нарушая запрет на публичную демонстрацию полученного таким образом контента. Казалось бы, если платные операторы заставляют перезаключать договоры на юридическое лицо, можно перенастроить антенны на бесплатные спутники, но бизнес предпочитает подключать 20 бесплатных каналов из цифрового эфира.
Таким образом, сегодня бесплатные каналы со спутника уже не определяют спрос на данный способ доставки. Однако этот сегмент рынка все еще существует и в некоторых регионах приносит установщикам определенный доход.