Культура тизеров: что именно продает Netflix

В 2018 году Netflix планирует выпустить 80 оригинальных фильмов. Не станет ли подобная политика провальной?

Вы наверняка думали, что Netflix не сможет потратить на оригинальный контент больше, чем уже тратит сейчас. Компания, однако, в очередной раз доказала, что не подчиняется общим правилам. Как сообщило издание Variety, на недавней встрече инвесторов глава отдела контента Netflix Тэд Сарандос объявил, что в 2018 году на стриминговом сервисе выйдет 80 оригинальных фильмов. Это чуть больше, чем по одному в неделю. «Это могут быть как хиты с „Сандэнса“, так и что-то гораздо более масштабное», — сказал он.

Компания старается как можно меньше вмешиваться в творческие процессы своих проектов.

В рамках будущего расширения компания также вложит больше ресурсов в производство контента. Таким образом общий бюджет оригинальных проектов увеличится с 6 млрд долларов в 2017 до 7 с лишним в 2018. Возникает неизбежный вопрос: сможет ли Netflix сохранить статус успешной и творчески дружелюбной студии, продолжая при этом расширяться?

Скриншот / Netflix

Компания старается как можно меньше вмешиваться в творческие процессы своих проектов. Это привычный подход, если речь идет о режиссерах-дебютантах, вроде Макона Блэра («В этом мире я больше не чувствую себя как дома») или Орена Узила («Озеро Шиммер»). Их фильмы вряд ли обойдутся дороже, чем в несколько миллионов долларов. Но все меняется, когда компания пытается примерить на себя роль большой студии.

Фильмы, которые показывают в кинотеатрах прямо сейчас, — важны для студии гораздо меньше, чем картины, до выхода которых остались неделя или месяц.

Тед Сарандос вспоминает о грядущих релизах таких фильмов, как «Яркость» и «Ирландец», которые должны доказать, что компания не боится снимать дорогие фильмы. Но с увеличением нулей увеличивается и ответственность. Если средства измерения Netflix не покажут, что «Ирландца» смотрят активные пользователи или — что еще страшнее — выход фильма не приведет к росту подписчиков, здравый смысл должен возобладать и указать, что политику пора менять. Netflix не сможет тратить на оригинальные проекты по 7-8 миллиардов. Это просто невозможно.

Кадры из фильма «Бойцовский клуб» (1999)Кадры из фильма «Бойцовский клуб» (1999)

Конечно, есть шанс, что мы недооцениваем рынок оригинального контента. Старая модель измерений создавалась для традиционных фильмов. Но что если Netflix сумел монетизировать совершенно другую концепцию, которая существует уже несколько лет? В 2013 году Мэтт Сингер из The Dissolve раскритиковал так называемую «культуру тизеров», цитируя другого журналиста, бывшего автора IndieWire Сэма Адамса. Тот рассуждал о пугающей практике в Голливуде, когда зрителей оставляют неудовлетворенными текущими релизами, чтобы они с еще большим нетерпением ждали следующих.

Взглянув на Netflix цинично, можно подумать, что вся модель компании — это хваленая схема поисковой оптимизации.

«Все, что им остается, — ждать другого фильма и иногда вспоминать о прошлом», — заключил Сингер. Это затронуло тему, присутствующую в критике уже несколько десятилетий: фильмы, которые показывают в кинотеатрах прямо сейчас, — важны для студии гораздо меньше, чем картины, до выхода которых остались неделя или месяц. Проще говоря, журавль в небе в два раза дороже, чем синица в руке.

Netflix, в отличие от других студий, этот тренд монетизировать может. В основе компании — база подписчиков. Им не надо продавать билеты, заключать дистрибуционные сделки и даже не надо обеспечивать публикации в новостях в первый уикенд. Взглянув на Netflix цинично, можно подумать, что вся модель компании — это хваленая схема поисковой оптимизации. Правильный набор слов (Скорсезе, Эйр и т.д.) не даст клиентам отписаться. Следующий большой фильм Netflix будет еще лучше, чем нынешний. В отличие от конкурентов из крупных студий, Netflix ничего не теряет, побуждая зрителей постоянно чего-то ждать. Это только помогает компании достичь цели. Netflix в меньшей степени заботится о качестве продукта, нежели его количестве и общей привлекательности. Почему бы не продолжать делать на этом акцент?

Роберт Де Ниро и Мартин Скорсезе

Также стоит отметить, что фильмам Netflix до сих пор удавалось избегать особого внимания на сайте-агрегаторе RottenTomatoes, в отличие от традиционных проектов. 1 сентября на сервисе вышло «Маленькое зло», получив при этом всего шесть рецензий. На этой же неделе в кинотеатрах появилась «Тюльпанная лихорадка», долгострой Джастина Чедвика. Фильм оценило 47 критиков, причем 43 рецензии были негативными. «Игра Джеральда» (47 рецензий) вышла за несколько дней до «Коматозников» (54) и «Сделано в Америке» (207). А в 2016 «Талисманы» (42) появились на сервисе за день до «Расплаты» (247). Конечно, у любого правила есть исключения. Фильм «Окча» Пона Чжунхо оценили 174 раза — результат, близкий к традиционному кинотеатральному релизу, но чаще всего фильмы на Netflix не подвергаются особо жесткой критике. Даже «Нелепая шестерка» с рейтингом 0% собрала этот рейтиг всего лишь с 34 рецензий.

 

Если вы думаете, что Голливуд застрял где-то между «культурой тизера» и агрегаторами рецензий — где люди с нетерпением ждут следующих релизов, а потом игнорируют их, если фильмы получили недостаточно хороший рейтинг — стоит признать, что Netflix нашел способ лавировать между двумя системами. Интриговать будущими релизами, игнорируя такие показатели успеха, как кассовые сборы и рейтинги критики? Прекрасное преимущество перед конкурентами. Остается надеяться, что хотя бы часть выпускаемых студией фильмов будет соответствовать ожиданиям.