ЛиАЗ-5932 «Магнолия»

Среди автобусов, выпускавшихся когда-либо в Ликино серийно, трудно найти вещь более эксклюзивную, чем ЛиАЗ-5932. Эта машина — совсем не автобус, хоть и базируется на «шасси» хорошо знакомого нам всем 677го. 5932 — это специальный фургон с оригинальным кузовом, который строили в Ликино, и дооснащали электроникой на телевизионном заводе в литовском Шауляе. Назначение такой машины (а точнее, даже комплекса спецмашин) — работа съёмочных групп на выезде, вдали от телестудий, и дистанционная передача видео- и аудиосигнала при помощи радиоканала.

Форсированная разработка и выпуск «Магнолий» же стал возможен благодаря Олимпиаде-80: тогда потребность в телевизионных машинах обострилась донельзя, и пик их выпуска пришёлся на 79-80 год; телестудии Москвы и регионов по всей необъятной советской стране эксплуатировали такие, или подобные, машины.

В отличие от цветной «Магнолии», машины первых двух поколений, «Лотос» и ПТС-4, выпускавшиеся в кузовах 5930/5932, могли работать только с чёрно-белым изображением, а их функционал был куда менее богат.

Первые метры в новом облике — по родной ликинской земле

«Магнолия» могла работать с четырьмя каналами видеосигнала одновременно (читай: обрабатывать материал с четырёх камер, например, на концерте или футбольном матче), одновременно выдавая картинку непосредственно в прямой эфир. Также из необычных фишек — оснащение четырьмя вентиляторами принудительной вентиляции и мощной установкой для кондиционирования, не дававшими перегреваться сложному и дорогому оборудованию. Кузов солидно теплоизолирован, а отопление идёт от дополнительного радиатора, внедрённого в систему охлаждения. Лестница на крышу служит для того, чтобы с неё работали телеоператоры, передавая картинку оборудованию в салоне, и дальше — в эфир.

Впрочем, после краткого экскурса пора перейти, собственно, к телу, которое удалось полапать ещё с год назад, и его истории. Спецавтобус 1982 года постройки полтора года назад купил московский коллекционер на телестудии славного города Кургана — что интересно, она достаточно долго висела в продаже на авито, и за весьма скромный прайс. Вот такой она была:

Фото из объявления на авито, на территории ГТРК »Курган»

Фото из объявления на авито, на территории ГТРК »Курган» 

Надежды на то, что уникальную машину кто-то спасёт, было немного, но и нам, и истории повезло: нашёлся человек, который не побоялся ввязаться в эту авантюру)) Правда, прежде группа товарищей, ещё меньше веривших в позитивную судьбу этой машины, приехала в Курган и отдельно приобрела «экспортный» декор. Уже позже, в Москве, они вернули снятое новому владельцу: на этом фото нет только ободков фар, подвезённых позже.

«Магнолию» восстанавливала уже известная моим читателям мастерская ветеранов ЛиАЗа в Ликино-Дулёво, в прямом смысле под забором родного завода, под руководством старых заводских специалистов. Получилось крайне нарядно и глянцево, впрочем, судите сами.

Через несколько часов это место займёт КАвЗ-3100, а сейчас — приёмка! 

Замечательный ЛиАЗовский фетиш: хромированная надпись »Ликино» на капоте.

Но самое интересное, конечно, внутри. Узнать, что внутри у «телеящика», было явно одной из моих старых детских мечт.

Всё телевизионное оборудование демонтировали продавцы, оставив от него лишь полки и мебель.

За окошком и перегородкой — рабочий стол.

Есть даже вешалки для одежды, а внизу в углу — воздуховод отопителя.

Пульт управления отоплением и кондиционированием.

Кабину также привели в идеальный порядок.

Подкапотка выдаёт в 33-летней »Магнолии» новую машину. Работает — тишайше и идеально ровно! 

Работу принимаем и одобряем, указав на мелкие недочёты — и решив спокойно закрыть на них глаза. Ребята действительно постарались на все сто! Впрочем, чего мы стоим? Поехали кататься!

И конечно же, торжественная фотосессия. Над кабиной — блоки кондиционеров, работающих от внешнего электропитания.

Плоская крыша и лестница на неё предназначена для работы с неё операторов. Оборудование при этом поднимались с помощью лебёдки.

И прощальное фото того же дня на временном перевалочном пункте в Ликино-Дулёво.

Окрас восстановлен со всей достоверностью, не скрывая назначения 

Ныне автобус хранится на закрытой стоянке, и рассматриваются варианты его дальнейшего экспонирования. Увы, сейчас эту машину по сути и негде показать публике — поэтому её выход в свет до сих пор не состоялся.

Видеосюжет с этой машиной в первой жизни:

 

Источник