Обзор телевизионного рынка Дальнего Востока России
Дальний Восток во многом особенный регион России. Огромная территория, на которой проживает всего 5% населения страны, отсутствие городов-миллионников и небольшая плотность населения делают его малопривлекательным для бизнес-инвестиций. Несмотря на это, за последние годы на рынок услуг платного телевидения региона вышло несколько федеральных операторов, и в крупных городах им пришлось столкнуться с ощутимой конкуренцией со стороны локальных компаний.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
По данным ИАА TelecomDaily, на Дальнем Востоке проникновение платного ТВ существенно ниже, чем в других российских регионах. Если в целом по стране цифра составляет 74%, то на Дальнем Востоке этот показатель находится на уровне 59%. Одна из причин заключается в том, что местные операторы кабельного ТВ концентрируются на развитии своего бизнеса в основном в крупных городах, а обеспечение ТВ-вещанием удаленных населенных пунктов легло на плечи федеральных компаний. Это формирует спрос на спутниковую связь за пределами административных центров.
В целом в Дальневосточном регионе спутниковым ТВ пользуется менее 400 тыс. домохозяйств. Из них существенная часть приходится на оператора «Орион» (торговая марка «Телекарта»), который вышел на этот рынок раньше других федеральных компаний. «НТВ-Плюс» и МТС запустили свои услуги позже, и пока их рыночная доля существенно ниже.
Что касается вещания общедоступного цифрового телевидения, то его охват, по данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи), на сегодня достигает 98% жителей региона. Речь идет о каналах первого мультиплекса. Второй мультиплекс ведомство обещает запустить для всех телезрителей к началу 2019 года.
На территории региона построено 700 передающих телевизионных станций. В европейской части России на один объект цифрового телевещания приходится 40 тыс. человек, на Дальнем Востоке — 9 тыс. По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексея Волина, обычно вышку с передатчиком не ставят, если в зоне покрытия живет менее 5 тыс. человек, но для Дальнего Востока сделали исключение. К примеру, на Командорских островах живет 637 человек, но там стоит вышка, с которой производится вещание цифрового ТВ.
ПРИМОРЬЕ
В Дальневосточный федеральный округ (ДФО) входят очень разные по своему экономическому развитию и даже по этническому составу области и районы, поэтому правильнее будет рассматривать местную специфику рынка в отдельно взятых регионах.
Хабаровск и Владивосток являются самыми крупными и быстроразвивающимися городами ДФО. Столица Приморья, пожалуй, наиболее динамичный и прогрессивный город региона, что объясняется наличием морского порта и более мягким, чем в соседних регионах, климатом. В этом смысле он похож на Санкт-Петербург — многие местные рыночные ниши еще с середины 90-х заняты локальными компаниями. Этому также способствовала большая удаленность от столицы, благодаря которой приморский бизнес на этапе становления не испытывал сильной конкуренции со стороны «федералов» и получил запас времени на развитие собственных проектов.
Среди приморских провайдеров Интернета и ТВ-услуг особенно выделяются три компании: «Владлинк», «Альянс» и «Подряд». У последней, по данным «ТМТ Консалтинг» за 2017 год, доля абонентов платного ТВ в разрезе всего Дальнего Востока составляет 9%. Для сравнения, у лидера этого рынка «Орион» — 33%. Во Владивостоке, по данным J’son & Partners Consulting, доля абонентов компании составляет 73%, у «Ростелекома», занимающего второе место, только 9%.
«Подряд» существует с 1994 года и на данный момент предоставляет услуги кабельного телевидения и Интернета в 11 городах Приморского края, а также в Хабаровском крае, на Сахалине и в Забайкальском крае. По словам учредителя компании и ее бывшего директора Алексея Козицкого, успешно конкурировать с крупными игроками помогает менталитет дальневосточников. «Наши бизнесмены всегда отличались особой жаждой жизни и активностью, ведь Дальний Восток изначально заселялся людьми авантюрного склада ума, которые ехали осваивать эту землю из обжитых уголков страны. Здесь людям присуща хорошая деловая хватка и вера в собственные силы», — объясняет он.
И все же «Подряд», как и другие региональные операторы, испытывает на себе давление со стороны федеральных сетей, обладающих значительно большими ресурсами для развития. «На стороне региональщиков здесь — непосредственная близость к своим абонентам и гибкость в принятии решений, что позволяет предоставлять более востребованные и качественные услуги», — говорит Алексей Козицкий. По его мнению, сейчас для местных операторов одна из главных задач — это удержание существующей абонентской базы. Добиться этого можно внедрением новых технологий, грамотной маркетинговой стратегией и развитием различных программ лояльности для абонентов.
В пакет услуг компании, помимо традиционных предложений, входит видеонаблюдение с возможностью использования облачного архива и онлайн-доступа через мобильное приложение. «Спрос на эту услугу пока не очень большой, но стабильный, особенно со стороны жителей частного сектора и представителей малого и среднего бизнеса», — отметил Алексей Козицкий.
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ
В отличие от Приморья, Хабаровский край больше по территории, при этом плотность населения несколько ниже, особенно в самых северных районах, которые граничат с Магаданской областью. По количеству подключенных к широкополосному Интернету абонентов регион сопоставим со средними показателями по России — 71,1%, а охват цифровым эфирным вещанием составляет 97%.
На территории края осуществляют деятельность 25 операторов кабельного телевидения. Потенциальный охват населения кабельным ТВ составляет 95,4% (по данным Министерства информационных технологий и связи Хабаровского края), количество подключенных домохозяйств — 39,1%.
«В регионе наблюдается довольно высокий спрос на спутниковое телевидение, который обусловлен тем, что это обширная территория с множеством малонаселенных пунктов», — говорит заведующий сектором отраслевого регулирования и связи правительства Хабаровского края Артем Щербина. Кабельное телевидение доступно только в 162 из 435 населенных пунктов, а цифровым телевидением пока охвачено только 289 населенных пунктов. В некоторые северные районы края пока не доведены волоконно-оптические линии связи. При этом спутниковый Интернет и телевидение не получили широкого распространения, хотя потребность в этом у населения есть.
Согласно данным J’son & Partners Consulting за 2017 год, лидером по доле абонентов платного ТВ в Хабаровске является муниципальное унитарное предприятие «Стрела» (38%), «Ростелеком» с большим отрывом на втором месте (12%), «ЭР-Телеком Холдинг» (9%) и «Орион» (7%) занимают 4-ю и 6-ю позиции в рейтинге.
Оператор связи «Стрела» с начала 90-х специализировался на аналоговом телевидении. На ТВ-вещание по кабелю предприятие перешло совсем недавно — в 2015 году. «На момент старта сигнал «Стрелы» использовало около 80 тыс. телезрителей», — говорит представитель компании Екатерина Галактионова. По ее словам, сейчас в компании насчитывается несколько тысяч абонентов кабельного ТВ, при этом существенная доля клиентов до сих пор использует аналоговый сигнал. Кроме основного вида деятельности, предприятие активно осваивает новые направления, в том числе установку домофонов и оборудования систем видеонаблюдения и охранной и пожарной сигнализации.
При переходе на кабельное вещание предприятие столкнулось с консервативным настроем абонентов. «Наверное, это связано с местным менталитетом и преобладанием старшей возрастной категории — люди пока недоверчиво относятся ко всему, приходится объяснять и доказывать преимущества использования новых форматов и услуг, — сетует Екатерина Галактионова. — В свою очередь, молодые люди возрастом до 35 лет активно интересуются IPTV и больше обращают внимание на качество интернет-связи».
Другим местным оператором и провайдером Интернета, занимающим значительную долю рынка платного ТВ в Хабаровске, является компания «Рэдком». По словам руководителя службы маркетинга и рекламы компании Михаила Лункина, «Рэдком» занимает 4-е место на рынке кабельного ТВ региона и уступает только федеральным операторам связи.
Начав в 90-е с предоставления интернет-услуг для юридических лиц, со временем компания вышла на потребительский рынок, а с 2009 года занимается предоставлением услуг платного телевидения. На данный момент сеть компании, построенная на технологии IP-MPLS и оборудовании Cisco, насчитывает более 300 опорных узлов и сотни километров ВОЛС.
«”Рэдком” — единственная компания в Хабаровске, которая одновременно предлагает своим абонентам IPTV и кабельное телевидение», — говорит Михаил Лункин. По его словам, «Ростелеком», ТТК и другие федеральные операторы предлагают, по сути, только IPTV. А для «Рэдкома» это возможность диверсифицировать бизнес, потому что у кабельного ТВ ARPU ниже, чем у IPTV, но в качестве дополнительной услуги кабельное телевидение позволяет расширять абонентскую базу.
Количество пользователей кабельного ТВ в компании за год (с первого квартала 2017 года по первый квартал 2018 года) выросло на 55%, при этом прирост IPTV составил только 7%. «Кабель более популярен, потому что для его подключения не нужно покупать приставку, как в случае с IPTV», — объясняет Михаил Лункин. Для многих пользователей это решающий фактор, а местные компании пока не могут себе позволить предоставлять приставку в аренду, как это делают федеральные операторы.
ПУТИ РАЗВИТИЯ
Аналитик «ТМТ Консалтинг» Елена Крылова отмечает, что по всей стране (и Дальний Восток здесь не исключение) количество абонентов у небольших локальных операторов кабельного телевидения планомерно снижается. Они не могут конкурировать с крупными игроками, часто из-за отсутствия ШПД, пакетных предложений и цифрового вещания. Такие компании постепенно уходят с рынка. То, что на Дальнем Востоке есть местная компания с большой долей рынка платного ТВ, — это, скорее, исключение из правила.
По мнению эксперта, потенциал развития рынка сейчас кроется в маленьких городах и селах Дальнего Востока. Но это прерогатива федеральных операторов, таких как «Ростелеком», «Орион» и недавно появившиеся на этом рынке «НТВ-Плюс» и «Триколор ТВ».
«Переход от аналогового к цифровому формату вещания, запланированный на 2019 год, откроет перед операторами новые возможности и позволит увеличить абонентскую базу», — уверен Артем Щербина. А дальнейшее развитие широкополосного доступа в Интернет, в том числе мобильного ШПД, позволит увеличить проникновение цифрового телевидения и будет способствовать развитию новых ТВ-сервисов.