OTT-платформа Bradbury Lab

В этой статье мы подробно расскажем об OTT/IPTV-платформе от компании Bradbury Lab, изначально ориентированной на крупных заказчиков, но постепенно модернизирующейся для привлечения средних и небольших операторов. О деталях решения нам рассказал Евгений Новиков, генеральный директор компании Bradbury Lab.

Решение Bradbury Lab внедряется у российских операторов и их коллег из-за рубежа с 2009 года. За это время оно прошло путь от систем транскодирования до многофункциональной платформы, включающей все компоненты, необходимые для организации услуг OTT или IPTV. «Одним из последних нововведений стало создание собственного CDN для доставки видеоконтента», — комментирует Евгений Новиков.

Отличительной особенностью решения является то, что платформа поддерживает работу с большим количеством пользователей (т.е. большими нагрузками) при распределении абонентов по территории всей страны. «Чтобы научиться внедрять подобные ОТТ-решения, необходимо наступить на все грабли, которые только возможны, получить опыт работы с большим количеством пользователей и нагрузками, понять, какие компоненты как ведут себя в разных условиях, где могут быть слабые места, какие технические решения оптимальны в том или ином случае. Мы этот этап прошли быстрее всех, поскольку первыми начали запускать ОТТ-решения у крупных операторов. Платформа полностью разработана нашими специалистами. Это означает, что мы не привязаны к поставщикам ПО и не зависим от их загрузки и возможностей, выстраивая решения полностью под требования заказчика», — рассказывает Евгений Новиков.

До недавнего времени платформа Bradbury Lab представляла собой гибко настраиваемый единый продукт, ориентированный на крупных операторов и подразумевающий достаточно длительный этап кастомизации под любые специфические требования при внедрении. На сегодняшний день разработчик повышает «модульность» решения, одновременно продвигая соответствующий облачный сервис. «Чтобы охватить рынок более мелких операторов, мы выделили из платформы отдельные компоненты: транскодеры, кодеры, медиасервер вещания, шифрование, систему управления (middleware), CDN, клиентские приложения. Мы будем развивать эти компоненты в сторону коробочных решений — готовых продуктов с определенным функционалом и меньшей ценой — и продвигать собственное облачное решение, облегчая операторам выход на этот сегмент рынка», — рассказывает Евгений Новиков. Ряд достаточно крупных операторов берут на себя роль интеграторов, собирая платформу по компонентам (объявляя тендер на каждый фрагмент). Сейчас мы начинаем активно участвовать в этих тендерах, предлагая платформу по частям».

Технические детали

Платформа Bradbury Lab поддерживает «живую» трансляцию телеканалов с сопутствующими интерактивными услугами (TimeShift, пауза телеканала, сетевой видеомагнитофон, Catch-Up), а также организацию сервиса видео по запросу.

Евгений Новиков поясняет разницу в подходах к организации «живого» вещания и услуги VOD: «Организация живой трансляции предъявляет повышенные требования к процессу транскодирования и доставке сигнала через CDN. Контент для VOD можно кодером прогонять много раз, чтобы получить достаточно хорошее сжатие при сохранении качества. А живое вещание приходится кодировать в один проход. При этом картинка на экране постоянно меняется: сейчас это говорящая голова, через 20 минут — спортивный матч. Транскодер должен подстраиваться под эту смену сцен в реальном времени. Также, если мы говорим о больших территориях, различаются принципы распространения. Популярные фильмы для VOD можно заранее распределять по витринам, а для живого вещания важна будет скорость доставки из центра. В IPTV также разница заключается в том, что живое вещание идет через multicast, а VOD — всегда через unicast».

Упомянутые интерактивные услуги построены на базе собственной системы записи вещания. Для записи используется формат HLS, который позволяет перемещаться по чанкам. «Глубина» записи для Сatch-Up и TimeShift определяется, грубо говоря, тем, сколько операторы готовы потратить на железо, необходимое для хранения записей. А услуга PVR организуется несколько сложнее. «Для PVR требуется более серьезная интеграция с АСР (автоматизированной системой расчетов) оператора. Технически это все реализуется несложно. Но для запуска услуги необходимо выделять некие квоты пользователям, которые будут как-то оплачиваться. А операторы не всегда готовы дописывать этот функционал. Что же касается «железа», то здесь многое зависит от абонентской базы. Если у оператора 100 пользователей и каждый из них решил записать некую передачу, это одно дисковое хранилище. Если же пользователей 10 тысяч, записывать они, скорее всего, будут одни и те же передачи, т.е. речь идет уже о парадигме дедупликации данных. Можно сказать, что после какого-то объема абонентской базы «железо» для организации данной услуги можно уже не докупать», — комментирует Евгений Новиков.

На данный момент платформа позволяет транслировать видео высокой четкости (до Full HD), а также 3D-контент. «4K технологически реализовано, но пока такого контента очень мало и такая опция не востребована. Мы ожидаем роста заинтересованности этой возможностью в ближайшее время, как только количество устройств с поддержкой 4К вырастет», — рассказывает Евгений Новиков.

Для сжатия контента используется собственная реализация кодера H.264, позволяющая добиться хороших результатов как на типовых, так и на низких битрейтах. Поддержка следующей версии кодека, H.265, в системе уже реализована, но пока устройств, работающих с этим кодеком, немного, поэтому пока это только возможность на перспективу.

Для устройств с различными аппаратными ресурсами при помощи встроенного ПО используется несколько профилей кодирования (потоки готовятся заранее). К примеру, для 3G и мобильных устройств обычно используется профили с битрейтом от 200 Кбит/c до 1 Мбит/с. «Здесь речь идет о мультибитрейте и адаптивном вещании. Платформа позволяет подстраиваться под ту ширину канала, которая есть. Поскольку мы начинали с разработки транскодера, пережимающего сигнал с минимальной потерей качества, наше преимущество — как раз стабильная работа (передача качественной картинки) в сетях 3G, уверенная работа на ультранизких битрейтах», — дополняет Евгений Новиков.

Как было упомянуто выше, платформа поддерживает как IPTV, так и OTT. С точки зрения пользователей с телевизионными приставками, разницы в решениях не существует (отличия чисто технологические: если приставка находится в сети оператора, она получает multicast, а в открытом Интернете — unicast). Также в зависимости от типа услуги (IPTV или OTT) применяются различные методы контроля доставки сигнала. «Для IPTV мы используем стандартные решения. Если говорить об ОТТ, то контролировать открытый Интернет невозможно, поэтому мы используем адаптивное вещание, для того чтобы качество сигнала автоматически подстраивалось под ширину канала пользователя», — говорит Евгений Новиков.

При этом для доставки контента развернута собственная CDN компании. «Мы пробовали различные сторонние продукты, но все они не удовлетворяли нашим требованиям. В итоге мы разработали собственное решение для доставки видео. Оно сфокусировано именно на видеоконтенте и позволяет настраивать процессы публикации, распространения, работу с «горячим» контентом, привязку к сетевым особенностям наших клиентов. CDN — один из основных компонентов нашей системы», — рассказывает Евгений Новиков.

Для закрытия контента используется несколько решений. До недавнего времени применялся Widewine. «Сейчас он используется в меньшей степени, поскольку Widewine отказался от поддержки живого вещания и у него остались продукты только по VOD. Поэтому мы используем Verimatrix, а также собственное решение по шифрованию. С учетом увеличения стоимости зарубежных решений в последнее время собственные разработки как никогда актуальны для наших клиентов», — дополняет Евгений Новиков.

Технологическая платформа поддерживает различные схемы монетизации. «Основным способом монетизации абонентов посредством платформы является продажа контента через приложения в application store — Apple App Store, Google Play (бывший Android Market), Windows Phone Store, каталоги приложений на Smart TV, продажа приставок. Если говорить о контенте, то платформа поддерживает гибкую настройку тарифов и пакетирования и позволяет делать различные комбинации из подписок и разовых продаж», — говорит Евгений Новиков. Потенциально в решении может быть реализована и рекламная модель, но, как отметил специалист, она не пользуется спросом у операторов: «Понятно, что продающей услугой является телевидение, а VOD идет в комплекте. Но даже в такой конфигурации услуг библиотека контента достаточно важна. Если разместить в ней тот контент, который обычно доступен по рекламной модели (устаревшие и не очень популярные фильмы), то для большого оператора это будет удар по имиджу и услуга просто не будет продаваться. Наши клиенты готовы идти на затраты и формировать собственную библиотеку, не используя «мусорный» контент».

В платформу встроена аналитическая система, поддерживающая различные наборы отчетов. «Например, для правообладателей мы можем сформировать отчеты по просмотрам с датами открытия и закрытия прав. Есть финансовая информация с агрегацией по покупкам, транзакциям. Есть отчеты по пользовательскому поведению и интересу к тому или иному контенту», — комментирует Евгений Новиков. А вот биллинг в системе не предусмотрен, поскольку решение изначально было ориентировано на крупные компании, у которых обычно есть собственный биллинг. «Мы даем API для взаимодействия с нашей системой. И дорабатываем в процессе внедрения необходимые дополнения, поскольку ситуация у каждого оператора уникальна», — говорит Евгений Новиков.

Модель развертывания услуги оператор может выбрать сам. «Мы предлагаем как облачное решение, так и размещение на серверах оператора. У многих операторов, особенно первого и второго эшелонов, есть изначальное требование по размещению мощностей у себя в дата-центрах с соответствующим лицензированием. Наша бизнес-модель достаточно гибкая, мы подстраиваемся под реалии рынка и требования заказчиков», — поясняет Евгений Новиков.

Контент

Отдельное направление бизнеса Bradbury Lab — агрегация контента (телевизионных каналов и фильмов для VOD) с соответствующей «очисткой» прав, таким образом клиенты могут получить не только технологическую платформу, но и фактически целиком «готовую» услугу. При необходимости собственный и агрегированный компанией контент может совмещаться в рамках одной услуги. «Для этого мы готовим мастеркопии и далее кодируем видео с последующей загрузкой в систему управления. Может использоваться как наше ПО, так и стороннее, если оно соответствует заранее согласованным параметрам», — уточняет Евгений Новиков.brdimg_0001

Для повышения продаж контента в рамках платформы реализована система рекомендаций, которая постепенно совершенствуется. «Система включает два подхода. Первый — это ручная обработка программы передач всех каналов и фильмов. Наши редакторы отбирают все самое интересное и через витрины предлагают пользователям. В дополнение работает автоматическая система, которая строится на серьезных алгоритмах обработки известных данных о клиенте (информации по полу, возрасту и т.п., если она может быть получена из операторской АСР), истории его просмотров, а также действий в интерфейсе и персонализированно предлагает пользователям интересный им контент», — рассказывает Евгений Новиков. Система рекомендаций позволяет делать выводы о пользовательских предпочтениях даже на основе неудачных поисковых запросов (если фильма, который разыскивает пользователь, нет в базе). Результаты различных методов сбора и анализа данных «смешиваются» с определенными весами, что позволяет формировать предложения, которые отображаются в карточках фильмов и передач и иных зонах интерфейса. Правда, как отметил специалист, настолько глубокой проработкой системы рекомендаций клиенты пока не интересовались. Как правило, в крупных проектах и так огромный пул работ, начиная от расстановки узлов и заканчивая проработкой бизнес-процессов предоставления услуги. Так что к системе рекомендаций операторы приходят в последнюю очередь.

Абонентские устройства

Технологическая платформа Bradbury Lab позволяет клиентам сервисов получать видео на мобильные устройства под управлением Android и iOS, приставки с Android и Smart TV. «Все клиенты написаны нативно под каждую платформу, что позволяет максимально использовать ресурсы конкретного устройства», — дополняет Евгений Новиков. Также видео можно получать на других платформах через встроенный веб-браузер. В качестве минимальных требований к ресурсам устройств выступает их способность воспроизводить видео в принципе, а также присутствие доступа к Интернету.

Работа по дополнению списка поддерживаемых устройств ведется практически непрерывно. Существующие решения дорабатываются и адаптируются к новым устройствам. «Не так давно нами были сделаны серьезные наработки на платформе Android, позволяющие вставать на максимальное количество устройств и версий ОС», — приводит пример Евгений Новиков. Параллельно ведется работа с поставщиками приставок. «STB до сих пор является драйвером захода в домохозяйство и будет им еще продолжительное время. Мы работаем с приставками на платформе Android. Поставщиков находим сами, посещая профильные выставки и конференции. Далее закупаем образцы и выбираем наиболее подходящие. С фабриками работаем напрямую», — говорит Евгений Новиков.

Одним из значимых направлений развития пользовательских устройств является доработка интерфейса клиентских приложений. «С самого начала мы были сосредоточены не только на технических характеристиках платформы, но и на юзабилити продукта. У нас есть отдельное подразделение проектирования интерфейсов и дизайна, которое разработало и развивает уникальную интерфейсную парадигму. Мы делаем действительно нелинейное телевидение с удобным интерфейсом и не тащим за собой классические идеи от IPTV», — отмечает Евгений Новиков.

Платформа Bradbury Lab поддерживает мультискрин, реализованный через единую систему управления. Пользователь может начать просмотр на одном устройстве, установить его на паузу и продолжить на другом. Ограничения на количество подключенных устройств настраиваются оператором через систему управления.

Среди клиентов платформы — российские операторы, входящие в «большую четверку», национальные операторы стран СНГ.

brdimg_0004

 

 

Подробнее на сайте bradburylab.com