Присоединение операторов к сети РТРС: решена ли проблема?
Тема согласования точек присоединения операторов платного ТВ к сети РТРС практически перестала будоражить отраслевые интернет-форумы. Однако сама по себе проблема не исчезла, и для ряда участников рынка она все еще актуальна.
Необходимость решения проблемы присоединения к сети РТРС в большей степени коснулась небольших операторов. В 2018 году заканчивается мораторий на плановые проверки малого бизнеса (с выручкой менее 800 млн рублей в год и числом сотрудников до 100 человек) поэтому пришла пора подвести некий промежуточный итог ситуации.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Закон, согласно которому операторы платного телевидения могут принимать сигнал двух обязательных мультиплексов с цифрового эфира только в том случае, если отсутствует техническая возможность подключения к сети РТРС, появился чуть больше двух лет назад. На тот момент он вызвал целую волну возмущений со стороны кабельных операторов, особенно небольших, поскольку для многих из них изложенные в документе требования оборачивались неподъемными расходами.
Львиная доля небольших компаний принимала сигнал двух обязательных мультиплексов из эфира. Теперь же им предстояло либо добиваться «отказного письма» от РТРС (так на отраслевых форумах прозвали уведомления об отсутствии технической возможности), либо за свой счет строить ВОЛС до местного отделения РТРС, несмотря на все препятствия. Хорошо, если речь шла о кабеле в соседний дом, но во многих ситуациях расстояния могли достигать десятков, если не сотен километров. Плюс к этому сама выдача технических условий, а также последующий пропуск сигнала оплачивались.
Усугублялось все тем, что первое время филиалы РТРС практически не выдавали уведомлений об отсутствии технической возможности, несмотря на предписанный законом 30-дневный срок. В условиях полной неизвестности (в том числе отсутствия внятных критериев оценки возможностей) операторы строили не самые благоприятные предположения о своей дальнейшей судьбе. Огромное количество вопросов вызывала сама формулировка «техническая возможность». Знакомые с архитектурой сетей операторы понимали, что формально техническая возможность существует всегда: при желании оптической сетью можно соединить Крым и Новую Землю, но вопрос в том, сколько такая магистраль будет стоить. В наихудшем положении находились малые операторы, у которых исторически параллельно развивались несколько разрозненных подсетей в разных поселках региона работы. Огромные затраты на строительство оптики от филиала РТРС до каждой подсети при абонентской базе порядка тысячи человек, да и то по большей части на социальном пакете (с абонентской платой на грани себестоимости), никогда бы не окупились.
Крупным компаниям проблема уже на тот момент казалась несущественной. Имея большие площади охвата, почти все они могли позволить себе достроиться до филиалов РТРС на местах, если те еще не находились в зоне обслуживания. Что касается спутниковых операторов, то их проблема не коснулась вовсе.
«Сложностей с подключением к точке присоединения РТРС у спутникового ТВ МТС не было: сигнал общеобязательных каналов и их часовые версии мы принимаем напрямую от РТРС», комментирует пресс-секретарь, начальник отдела по работе со СМИ ПАО «Мобильные ТелеСистемы» Дмитрий Солодовников.
ПОЛОВИНЧАТОЕ РЕШЕНИЕ
Прояснить ситуацию некоторым компаниям помогло даже не изменение законодательства, а небольшое дополнение к лицензии. По договоренности Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, АКТР и РТРС в лицензии кабельных операторов начали вписывать реальную зону обслуживания, в дополнение к региону (району), в котором работает оператор, — вплоть до улиц, несмотря на то, что улицы не относятся к административному делению.
Сама по себе дополнительная строчка в лицензии не решает проблемы, которые озвучивали операторы применительно к новому порядку работы, но повышает вероятность получения отказного письма, то есть возврата к старой схеме с эфиром или иным способом получения сигнала телеканала, согласованным с вещателем.
Естественно, нововведение по большей части востребовано именно малыми операторами. Как было отмечено выше, крупные в нем не нуждались.
По словам директора департамента инфраструктуры телевизионных услуг ПАО «Ростелеком» Виталия Силова, уточнение зоны обслуживания в лицензии конкретно на «Ростелеком» влияния не оказало, так как у компании в качестве зоны работы указана территория Российской Федерации.
ПРОБЛЕМЫ ОСТАЛИСЬ
Многим компаниям детализация территории действительно помогла разобраться со спорными ситуациями. Однако, несмотря на наметившийся диалог в отрасли, не все проблемы были решены.
Первая проблема связана с тем, что не всегда указание адреса однозначно определяет наличие или отсутствие технической возможности подключения к сети РТРС. Планировка городов своеобразна. Существуют длинные улицы — по нескольку километров. Кроме того, улицы могут быть разделены на несколько отрезков непреодолимыми с точки зрения строительства сетей препятствиями: железнодорожными путями, реками и т.п. Поэтому иногда указание какой-то улицы в лицензии совершенно не означает, что оператор может легко построить сеть до любого дома по этой улице.
«Техническая возможность может зависеть от физических и технических факторов: длина линии, наличие труднопреодолимых препятствий, наличие необходимого и соответствующего задаче оборудования и т.п. Кроме того, необходимо учитывать финансовую составляющую, потому что в теории все технические проблемы решаемы — вопрос, какими средствами. То есть на самом деле это финансово-технический вопрос: если проблема решаема разумными средствами, то техническая возможность есть; если же необходимы очень большие вложения для решения вопроса, то такой возможности нет», — поясняет президент Ассоциации малых операторов кабельного телевидения «МАКАТЕЛ» Алексей Амелькин. Но по его словам, это никак не проблема, связанная с тем, что написано в юридических документах. В результате вышеуказанной договоренности получилось именно так, что техническая возможность зависит от того, какая территория прописана в лицензии. В итоге между соседними зданиями, формально находящимися на разных улицах, техническая возможность может отсутствовать, а между зданиями, находящимися на одной улице длиной в несколько километров (например, в Волгограде), такая возможность, по мнению РТРС, есть.
Пользователь форума «МАКАТЕЛ» под ником Gul считает, что только в случае, если место присоединения к РТРС попадает в зону обслуживания оператора (в соответствии с актом приемки сети в эксплуатацию), можно давать положительное заключение. В противном случае, по его мнению, должен быть отказ, кроме случаев, когда этого хочет оператор.
Но с таким подходом отказ получат и те, кто на самом деле мог бы с небольшими затратами принять сигнал от РТРС.
Также непонятно, что делать, если зона оператора будет изменяться. Уровень детализации, выбранный сейчас для отображения зоны обслуживания сети, требует переоформления лицензии каждый раз при подключении или отключении очередного дома. Будут ли операторы этим заниматься и не погрязнет ли из-за этого регулятор в ненужной бюрократии?
Еще одна проблема возникает из-за того, что в описании процедуры подключения говорится только непосредственно о присоединении. Хотя предложена процедура определения точки, где оператор получает сигнал от РТРС, дальнейшие его действия описаны уже не столь подробно. Детального ответа на вопрос, где именно он должен его вещать, нет. Эта проблема в большей степени касается именно крупных операторов, чьи сети объединяют несколько регионов.
По словам Виталия Силова, в текущих договорах о присоединении, подписываемых с РТРС, отсутствует четко зафиксированная зона вещания, на которую необходимо распространять сигналы, полученные в данной точке присоединения. В самом договоре прописывается только адрес присоединения.
Третья проблема возникает благодаря тому, что процедура присоединения не подразумевает никакой эволюции. Говоря о точках присоединения, власти вспомнили о местных врезках, но не детализировали, для местности какого масштаба эти врезки предназначены.
«Действующая процедура никак не регламентирует порядок изменения зон вещания. Например, есть некий город N в некотором регионе и сегодня в этом городе вещается сигнал региональной версии. Если вещатели вдруг решат организовать локализацию телеканалов в этом городе N, то нет никакой процедуры, по которой присоединенные операторы, транслирующие обязательные общероссийские телеканалы на территории данного города, были бы оповещены об этом. Помимо всего прочего, это приводит к отсутствию возможности планирования затрат на организацию новых присоединений в будущих периодах», — комментирует Виталий Силов из «Ростелекома».
Последняя трудность, на которую обращают особое внимание операторы, связана с тем, что одна точка присоединения не подразумевает резерва. Даже при том, что сама РТРС должна иметь какое-то резервирование, полноценное дублирование систем организовать не получится.
Также некоторые операторы сообщили «Теле-Спутнику», что в отдельных регионах не всегда соблюдаются сроки выдачи заключений о наличии или отсутствии технической возможности присоединения. Это ведет к затягиванию процессов и усложнению работы оператора.
Эти и другие факторы приводят к тому, что некоторые, даже крупные сети с большим бюджетом, по сей день не завершили присоединение.
В пресс-службе АО «ЭР-Телеком Холдинг» (торговая марка «Дом.ru») рассказали, что решали возникающие вопросы в постоянном взаимодействии с РТРС. В большинстве городов присоединение к РТРС осуществлено, полностью завершить этот процесс оператор планирует в I квартале 2018 года.
Как отмечают участники отрасли, большинство кабельщиков все же в скором времени решат вопрос присоединения. Но есть и заметная доля тех, кто пока не предпринимает никаких действий, попросту игнорируя требования регулятора. Объясняют они свою позицию тем, что при соблюдении всех новых требований их экономика не сходится. С одной стороны, они должны за свои деньги строить какие-то новые отрезки сети или заниматься бумажной работой, чтобы все-таки получить отказное письмо, потом платить за пропуск сигнала РТРС (несколько раз, если речь идет о нескольких сегментах сети). А с другой стороны, обязательные каналы они должны транслировать бесплатно, не требуя с абонентов денег за ретрансляцию. Если при этом оператор зарабатывает недостаточно на продаже платных пакетов, ситуация получается действительно тупиковая. Чем такая позиция закончится для их бизнеса, станет ясно в следующем году, после отмены моратория на плановые проверки.
А ЧТО ЖЕ С КАЧЕСТВОМ?
В поисках частного решения проблемы, связанной с наличием или отсутствием технической возможности присоединения к РТРС, все, как кажется, забыли о первоначальной цели нововведений. Декларировалось, что цифровой эфир DVB-T2 не может обеспечить должное качество сигнала для ретрансляции.
Однако по сообщениям операторов в регионах, и сигнал самой РТРС порой оставляет желать лучшего. Иногда картинка, получаемая операторами, «рассыпается» или исчезает вовсе; оборудование фиксирует ошибки при обработке местных врезок — типы ошибок и способы их обхода активно обсуждаются на отраслевых форумах. В частности, в пресс-службе «Дом.ru» обращают внимание вещателей и РТРС на качество сигнала, которое ухудшается после включения местных врезок и рекламы.
Но договор с РТРС заставляет операторов соглашаться с этим, ведь до сих пор нигде не прописаны эталонные параметры сигнала.
«Есть старые ГОСТы, которым должен соответствовать аналоговый сигнал, но к настоящей ситуации они малоприменимы, разве что к качеству отображаемой на экране телевизора тестовой таблицы. Если говорить о стандартах в области цифровой передачи данных и передачи сигналов DVB, то такие документы тоже есть, но их нарушение приведет к тому, что вообще ничего толком работать не будет. Нет смысла оценивать, например, четкость картинки, если она рассыпается на квадратики и заикается», — пояснил Алексей Амелькин.
При этом сами договоры допускают нефункционирование трансляции в течение нескольких часов в неделю, что по современным меркам, конечно, странно. В этих условиях с точки зрения качества нет большой разницы, взят ли сигнал с эфира или с согласованной точки присоединения.
Алексей Амелькин не понимает, зачем делали цифровой эфир DVB-T2, если его качества, оказывается, недостаточно, чтобы получать на головных станциях хороший сигнал. На его взгляд, вся эта возня с «технической возможностью» и «качественным сигналом только по оптике» при наличии цифрового эфира — это нонсенс с технической точки зрения. «На самом деле с эфиром в DVB-T2 местами действительно есть проблемы, о чем сообщают операторы и частные пользователи, но это вопрос к исполнителям госпрограммы по цифровизации, почему при таких вложениях в госпрограмму мы в итоге в эфире получили отличную по качеству изображения, но периодически заикающуюся картинку», — заявляет глава «МАКАТЕЛ».
В попытках улучшить субъективное качество сигнала обязательных каналов в своих пакетов операторы высказываются за то, чтобы брать обязательные мультиплексы со спутника, дабы исключить звено филиала РТРС из цепочки доставки. К сожалению, там нет местных врезок. Но в некоторых случаях, по мнению операторов, можно пойти на это для улучшения картинки.
Алексею Амелькину известны случаи, когда в эфире сигнал был некачественным ввиду того, что оператор оказался в зоне неуверенного эфирного приема. Он полагает, что операторы могли бы решить эту проблему, перейдя на прием со спутника. «Хотелось бы только, чтобы открытые версии обязательных телеканалов все-таки оставались на спутниках: одно время была такая проблема с каналом ОТР», — уточнил президент «МАКАТЕЛ».
ОПЯТЬ О «21-Й КНОПКЕ»
Еще одна проблема с РТРС напрямую не связана. Операторов обязуют вещать 21-й обязательный телеканал, в то время как РТРС после решения всех вопросов с присоединением передает сигнал только двадцати. Формально «21-я кнопка» не имеет отношения к РТРС, однако в некоторых регионах РТРС действительно раздает сигнал 21-го канала операторам, но единого решения, которое унифицировало бы путь доставки сигнала 21-го канала, нет. Тут каждый сам решает, как может. Части регионов повезло — там 210-й канал и ранее был представлен на спутнике. Технически во всех остальных регионах местный канал мог бы обратиться к РТРС для пропуска сигнала, но по отдельному договору и за отдельные деньги. Однако и это не всегда решает проблему, в отсутствие у канала, выбранного на 21-ю позицию, эфирной лицензии.
«С 21-й кнопкой в основной сети вопросов не возникло. Канал транслируется со спутника. Но есть несколько населенных пунктов, где установлена антенна на несколько домов и запустить вещание невозможно», — написал пользователь Gul на форуме «Макател».
В целом вопрос присоединения к РТРС на сегодняшний день поставлен не остро. Однако решения обозначенных проблем, несмотря на какие-то диалоги в отрасли, так и не было предложено. Как-то всколыхнуть ситуацию должно упомянутое выше окончание моратория на плановые проверки малого бизнеса, когда снова зазвучат голоса операторов, которые за отведенное время не смогли привести свои сети в соответствие с представлениями регулятора.