Россияне стали чаще смотреть телевизор

На ТВ россияне тратят в 20 раз больше времени, чем на чтение книг.

По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), суточное медиапотребление среди россиян за четыре года увеличилось на 30 минут. В 2016 году оно составило 8 часов 36 минут. Но на чтение книг из этого времени выделяется всего 12 минут, а на просмотр телевизора — 4 часа 17 минут. Эксперты уверены: нельзя однозначно сказать, что молодежь не смотрит телевизор и это прерогатива пожилых. Во многих регионах телевидение всё еще является окном в мир даже для молодых людей. При этом форма чтения также изменилась — современным россиянам хочется получать визуальную или музыкальную поддержку текстов.

По данным Роспечати, общее медиапотребление россиян в возрасте старше 16 лет за четыре года выросло на 30 минут. В 2012 году суточный показатель был 8 часов 6 минут. А в 2016-м — уже 8 часов 36 минут. Роспечать ссылается на исследование компании Mediascope.

— Чтению книг в общем объеме медиапотребления (2016 год) отводится 12 минут в сутки. Чтению газет — пять минут, — отметили в Роспечати.

По словам экспертов, 12 минут всё равно лучше, чем ничего. Писатель-фантаст Виктор Семенов рассказал «Известиям», что за двенадцать минут можно прочитать «Псалом» Булгакова или «Последнюю ступеньку» Кинга.

— Даже за пять минут можно прочитать и осмыслить небольшой рассказ Чехова и получить «немного вакцины» от телевидения. Но выбор всегда остается за человеком. То, что мы держим в руках, — следствие нашего решения, — сказал писатель.

При этом больше всего времени из суточного медиапотребления россияне уделяют просмотру телевизора. В 2012 году ежедневный просмотр ТВ отнимал 3 часа 55 минут. А в 2016-м — уже 4 часа 17 минут. Так, за четыре года этот показатель увеличился на 22 минуты.

По сравнению с этим увеличение времени чтения книг на три минуты за этот же период кажется ничтожным (в 2012-м — девять минут, в 2016-м — 12 минут).

Выросли и показатели потребления интернета: в 2012-м россияне уделяли соцсетям и «серфингу» сайтов 54 минуты в сутки, в 2016-м — один час.

Эксперты считают, что тенденция увеличения потребления медиа говорит о скорой и полной смене источников, к которым обращаются за получением информации. Новое поколение растет с гаджетами в руках, и с первого класса они получают информацию в интернете. Литература доступна в электронном виде, в телефон можно закачать целую библиотеку. Однако всё равно необходимо пропагандировать чтение, поскольку это неотъемлемая часть правописания, грамотной речи и умения рассуждать и мыслить.

Заведующая кафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ Елена Казакова рассказала «Известиям», что сегодня текст и чтение изменились, появились другие формы передачи информации.

— Одному человеку, чтобы прийти к книге, нужна визуальная поддержка, другому — музыкальная, третьему — мультимедийное и кинорешение. Вопрос чтения станет одним из ключевых на Международном культурном форуме, который пройдет в ноябре в Петербурге. Когда идет речь о сложных гуманитарных технологиях, работают не конкретные решения, а общее согласование действий, когда общество начинает двигаться в заданном направлении, — сказала Елена Казакова.

Опрос ВЦИОМа, проведенный в апреле этого года среди 1600 человек из разных регионов, показал, что основным источником информации для россиян от 18 до 24 лет стал интернет. Популярность телевидения поддерживается в основном за счет представителей пожилого возраста. 87% респондентов старше 60 лет выбирают телевидение в качестве источника новостей. А молодежь в возрасте 18–24 лет предпочитает интернет (82%).

По словам Елены Казаковой, молодежь действительно ушла от телевидения, но «среднюю температуру по больнице» измерить невозможно.

Российское общество неоднородно: в крупных городах молодые люди выбирают интернет, а не телевизор, так как первый вариант предлагает более содержательный, яркий и разнообразный контент. Но есть и регионы, где интернет еще не занял такую позицию. Телевидение там всё еще остается окном в мир.