SaaS-услуги в сфере ТВ-распространения

С SaaS многие из нас знакомы не понаслышке, по крайней мере те, кто размещает свою почту и данные на облачных сервисах: Google, «Яндекс» или Mail.ru. SaaS расшифровывается как Software as a Service («ПО как услуга») и применяется к программным услугам, предоставляемым сторонней компанией с удаленного сервера. По сути, речь идет об аренде программной услуги, реализованной в сторонних дата-центрах.

Исходно SaaS появились в IP-индустрии, но скоро распространились и на другие сферы, использующие программные продукты. В результате появились услуги удаленной медицины, онлайн-кассы, сдаваемые в аренду конструкторы сайтов и многое другое. Не стала исключением телевизионная индустрия. SaaS часто называют облачными, хотя они необязательно предоставляются из классического облака. С такой подменой терминологии отчасти можно согласиться, так как в обоих случаях клиент не покупает решение в собственность, а арендует часть ресурсов удаленной системы. Тем не менее гибкость арендуемой услуги, а также диапазон управления ею со стороны клиента могут зависеть от того, реализованы они в облаке или нет.

СИСТЕМЫ УСЛОВНОГО ДОСТУПА И АНАЛИТИКА

В сфере ТВ-распространения аренда услуг появилась сначала у разработчиков систем условного доступа. Приобретение серьезной системы CAS в собственное распоряжение по карману только достаточно крупным операторам. А для охвата малых операторов можно либо задавать упрощенные версии, либо предложить им в лизинг часть серверных ресурсов полноценного решения. Первым услуги лизинга предложил Viaccess более 10 лет назад. Об облаках тогда не было и речи, системы были реализованы на специализированных серверах, принадлежащих Viaccess. Услуга предлагалась в двух вариантах. Первый предназначался для операторов, имеющих в составе головной станции скремблер Simulcrypt или готовых его у себя установить. Для них Viaccess генерировал служебные сообщения ECM и EMM, шифровал их и отправлял оператору по VPN. Второй вариант услуги предусматривал полную подготовку скремблированного ТВ-потока с уже интегрированными сообщениями и отправку ее опять же по VPN, но со значительно более широким каналом. На сегодняшний день аналогичные услуги предлагают большинство разработчиков систем доступа. В России это Conax (Nagra), «Цифра», Irdeto, «Лаборатория A.R.E.S.» (платформа IPTVPORTAL). У Viaccess такая услуга тоже сохранилась, только сейчас она предоставляется из настоящего облака, дополнена системой аналитики и в России активно не предлагается.

Системы аналитики — еще одна категория, которая часто предоставляется в формате облачного SaaS. Причем некоторые разработчики имеют только облачную версию — среди них такие известные, как Nagra и Conviva. Для западных разработчиков облачное решение почти всегда синоним ПО, установленного на инфраструктуре AWS. Такое вариант удобен для западных компаний, но для российских, не работающих с американским облаком, он неприменим. Компании, заинтересованные в российском рынке, предлагают здесь другие версии.

АБОНЕНТСКИЕ ПРИСТАВКИ

По мере ухода от специализированных аппаратных решений спектр телевизионных SaaS расширился. После услуг аренды CAS появились удаленные сервисы для устаревших абонентских приставок. По крайней мере, такое для своих клиентов начала предлагать компания Arris. Объем удаленных функций также может быть разным. На сервер могут выноситься отдельные элементы обработки сигнала типа транскодирования, или приставке может быть оставлена только функция воспроизведения картинки, полностью сформированной на удаленном сервере. Такой подход позволяет крупным операторам вводить новые сервисы без замены устаревших приемников, которые могут составлять значительную долю общего парка.

Однако в этом заинтересованы только те операторы, которые раздают приставки бесплатно или продают их абонентам себе в убыток. Крупные российские операторы напротив, чаще рассматривают смену приставок как один из источников дохода. Поэтому у нас такой вариант SaaS не востребован.

ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА ТВ-СИГНАЛОВ

Последние годы в формате SaaS стали предлагаться и функции цифровой обработки ТВ-сигналов, такие как кодирование, транскодирование, ремультиплексирование и редактирование служебных таблиц. Этому предшествовала долгая эволюция головных модулей от аппаратных решений на специализированных микросхемах до программных, устанавливаемых на серверы общего назначения. Следующим естественным шагом стало их размещение на PaaS (Platform as a Service, «платформа как услуга»).

Такой вариант сначала появился у самых крупных разработчиков — Harmonic, Ericsson, Imagine Comunication, но последнее время к ним присоединились и компании, работающие в основном для рынка КТВ, такие как Sumavision, Sencore и AppearTV.

Как признаются сами производители, в среднесрочной перспективе аренда модулей цифровой обработки обходится дороже, чем владение ими. Тем не менее есть два типа проектов, для которых такой вариант интересен. Первый тип — стартапы, стремящиеся развернуть проект быстро и с небольшими начальными затратами. Второй — тестирование новой технологической услуги крупными компаниями. SaaS позволяет легко менять конфигурацию и параметры системы и проводить A/B-тесты, что важно для экспериментов. Однако весь объем преимуществ появляются только при работе с PaaS, которая автоматически переконфигурирует цепочку обработки. Возможно, такое применение могло бы заинтересовать и российских операторов, но, к сожалению, у нас в стране пока нет общедоступных облаков с PaaS-инфраструктурой.

Уровни «облачности» SaaS в телевидении

Первый вариант — сдаваемая в аренду программная услуга, реализуется на удаленном специализированном сервере. По сути, она совсем не облачная, хотя иногда ее называют таковой.

Второй вариант — использование серверов общего значения, для которых разработчик услуги создает виртуальную машину и просчитывает требуемые вычислительные ресурсы. При изменении параметров задачи просчет надо делать заново. В терминологии крупнейшего американского облака AWS такое решение тоже нельзя отнести к облачным.

Третий уровень — установка прикладного ПО на платформу IaaS (Infrastructure as a Service, «инфраструктура как услуга»). В этом случае само решение и правила взаимодействия его функциональных модулей определяются разработчиком, а инфраструктура выделяет под задачу необходимые ресурсы дата-центра и контролирует ее исполнение. Этот уровень хорош для выполнения чисто вычислительных или неповторяющихся задач.

Четвертый уровень — реализация SaaS на базе PaaS. Такие системы сами координируют взаимодействие функциональных модулей между собой. Для этого в облако предварительно загружаются правила этого взаимодействия. Применение PaaS актуально для реализации типовых задач, например таких, как обработка видеопотоков. В PaaS загружается спектр разных приложений, и платформа сама проверяет их на совместимость и формирует из них цепочки в соответствии с конкретной задачей. Для этого приложение упаковывается в стандартный контейнер под названием Docker. Попадая на PaaS, Docker раскрывается как виртуальная машина, запускающая модуль на сервере. PaaS позволяет собирать из модулей разные конструкции под конкретные задачи клиентов и менять версии отдельных приложений, не нарушая работы остальных модулей.

Такой принцип настолько упрощает компоновку функциональной цепочки, что клиент-оператор может самостоятельно конфигурировать систему обработки видео, собирая ее как конструктор лего.

КОРПОРАТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

Свои корпоративные облака имеют «Ростелеком» и другие крупные телекоммуникационные компании, но пока нет информации о том, чтобы они предоставляли SaaS на своих мощностях, хотя приходилось слышать о переговорах на эту тему. Может быть, это не практикуется из-за риска конкуренции, а может быть, из-за отсутствия корпоративных дата-центров с PaaS-инфраструктурой.

Определенные SaaS предоставляют сегодня спутниковые операторы, развивающие наземную инфраструктуру. Самую масштабную инфраструктуру с максимальной функциональностью развернул оператор SES Astrа. Помимо подъема сигнала на спутник, он предлагает своим клиентам полный цикла подготовки ТВ-сигнала как для телеканалов, так и для агрегаторов — формирование эфира по заданному расписанию, добавление в поток рекламных вставок, компрессию, скремблирование и мультиплексирование сигнала. По информации от SES, все клиенты оператора, поднимающие на спутники каналы в разрешении 4K, за исключением Sky, арендуют для компрессии кодеры, размещенные у SES. Все процедуры обработки ТВ-сигнала и подготовки эфира конфигурируются самими клиентами из личного кабинета. К слову, SES предлагает также услуги наземного распространения и аренды спутниковых емкостей у других операторов в районах с плохим покрытием спутниками SES. Эти услуги нельзя классифицировать как SaaS, но они показательны в плане самопозиционирования SES как универсального оператора услуг.

SAAS ДЛЯ ОТТ

ОТТ — еще одна область, в которой SaaS активно предлагается, в том числе и в России. Более всего в секторе ОТТ практикуется аренда самого ОТТ-сервиса, то есть пакетов видеоуслуг. Однако это сложно отнести к SaaS, так как контент все-таки не является ПО.

Что же касается аренды технологических платформ, то это уже вполне SaaS, которую в России предлагают как минимум четыре поставщика ОТТ-платформ.

Одна из них — компания Microimpuls предоставляющая облачный хостинг для IPTV- и OTT-сервисов Вторая — петербургская компания «АБ Технолоджи», у которой все модули имеют локальную и облачную версии. И третий — уральский оператор «24 часа ТВ». Он предлагает в лизинг как мощности технологической платформы, так и пакет видеоуслуг. Мощности своей платформы для распространения и монетизации контента предлагает также компания TvigleMedia, владеющая онлайн-кинотеатром Tvigle.

В качестве заключения отметим, что в России SaaS внедряется заметно медленнее, чем на Западе, по крайней мере в телевизионной сфере. Это связано и с отсутствием общедоступных облаков с необходимой инфраструктурой, и со сложностями долгосрочного планирования операционных расходов. Тем не менее делегирование разноплановых задач с реализацией их в сторонних облаках — общемировая тенденция, характерная для самых разных сфер, и российская телевизионная отрасль вряд ли сможет остаться в стороне от этой тенденции.

Источник