Станут ли 4K-телеканалы драйвером рынка спутникового ТВ?

Контент в формате Ultra HD 4К — уже не новинка, это логичный шаг развития качества ТВ-картинки. Но можно ли считать сверхвысокую четкость новым драйвером продаж спутникового телевидения?

Первый вопрос, которым задается новоиспеченный обладатель современной телевизионной панели с поддержкой 4K: где взять соответствующий контент? Эфирное телевидение такой возможности не предлагает и, учитывая отсутствие в эфире даже HD, вряд ли предложит в ближайшее время.

Среди кабельных и спутниковых операторов платного ТВ транслировать 4К-каналы могут себе позволить только самые крупные — слишком высока стоимость этого премиального контента. А если канал еще требует какие-то минимальные гарантии, то для небольшого оператора, которому просто не собрать такую аудиторию, это точно не окупится. При этом размещение в сети с уже распределенным частотным спектром одного канала Ultra HD требует отключения нескольких каналов обычной четкости, аудитория которых намного больше. Так что далеко не каждый оператор на данный момент предлагает хотя бы несколько 4K-каналов.

Есть еще одна альтернатива — интернет. Однако для комфортного просмотра 4K-канала или фильма от интернет-сервиса потребителю необходимо иметь высокоскоростной доступ к интернету и базовое понимание, что такое 4К, помогающее найти нужный контент, переключиться в нужный режим просмотра и тому подобное. За пределами крупных городов, а тем более в частном секторе в глубинке, где многие довольствуются 4G-модемами, этих знаний у населения нет, требуемых скоростей интернета — тоже, а значит, Ultra-HD-каналы через интернет попросту недоступны.

Спутниковые операторы выделяются на этом фоне — они предлагают целые пакеты 4K-контента, который в теории можно подключить даже в охотничьей сторожке в лесу. При этом доступность пакета зависит разве что от принадлежности территории к зоне покрытия спутника. На фоне роста продаж телевизоров с поддержкой Ultra HD такой пакет мог бы стать драйвером подключений к оператору. Так ли это, «Теле-Спутник» спросил у дилеров спутниковых платформ.

КЛЮЧ К ПРОДАЖАМ — ДЕМОНСТРАЦИЯ

В умелых руках новые услуги — отличный инструмент продаж.

По словам установщика из Воронежа Константина Агеева, спрос на новые подключения увеличивается, когда появляется что-то новое. Все зависит от опыта и желания продавца, от того, кто этот контент представляет и как. «Если мне это выгодно, то я могу постараться как дилер или продавец предложить и заинтересовать клиента», — утверждает он. Стоит отметить, что специалист в своем интервью около года назад отмечал, что в их мультибрендовый магазин за 4К-каналами приходят не только самые обеспеченные клиенты.

Почти все установщики, с которыми мы общались в последний год, так или иначе предлагают клиентам каналы сверхвысокой четкости — это то, чем спутник выгодно отличается от локальных кабельных операторов. Некоторые из них даже организовали демонстрационные зоны в торговых точках, где повесили современный телевизор. Такой наглядный пример помогает клиенту лучше понять разницу между HD и Ultra HD. Не последовали этой тенденции только те, кто работает вне райцентров, где аудитория не может себе позволить даже современный телевизор, не говоря уже о дополнительных пакетах.

ИНТЕРЕСУЮТСЯ, НО НЕ ПОДКЛЮЧАЮТСЯ

Разница в стоимости между HD- и 4К-телевизорами одной диагонали с каждым годом сокращается, поэтому потребители все чаще выбирают именно 4К. Таким образом, количество устройств с поддержкой сверхвысокой четкости на руках у абонентов растет. Но к 4К-каналам интерес во всех регионах можно назвать единичным.

Есть регионы, где интерес практически отсутствует. Как отмечает Андрей Денисов из Пензенской области, спрос очень маленький, если не сказать, что его просто нет, — спрашивает только один из условной тысячи человек.

В других регионах в офисы дилеров спутниковых платформ приходит больше людей с вопросами, но даже там UHD-пакет массово не подключают. «Клиенты интересуются, но сами ничего подключить не могут, дорого», — комментирует Константин Агеев.

Среди причин отсутствия продаж пакета установщики выделяют его высокую стоимость и малое количество каналов. Потребитель просто не готов платить такие деньги в год за представленную подборку контента.

Еще одна проблема заключается в том, что принципиальная разница между HD и 4K заметна на телевизорах с большой диагональю. Конечно, это зависит от остроты зрения конкретного человека, но говоря о том, каким должен быть телевизор для 4К, большинство установщиков указывают на диагональ 50—60 дюймов. Панели с такой диагональю доступны единицам, они, как правило, и подключают 4К-контент.

ВСЕ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ

Как отмечают опрошенные установщики, интерес к 4К растет с каждым годом.

Алена Фалалеева из Удмуртии отмечает, что спрос на UHD-каналы возрос по сравнению с предыдущим годом. Предложения производителей техники стали доступнее, каналов больше, а вместе с тем и у потребителя возрастает потребность получить нечто современное и модернизированное. Потребность в контенте у клиента формируется со всех сторон. От похода в магазин, где он покупает суперсовременную технику, до рекламы с экранов о возможностях. Поэтому те, кто «идет в ногу со временем», уже подключились, а те, кто «плавно плывет», активно интересуются и планируют постепенный переход. «Контент в 4К стал отличным преимуществом спутникового телевидения. Как некая привилегия. И да, возможно, в будущем он станет драйвером. Но для этого надо всем много потрудиться», — уверена Алена Фалалеева.

Чтобы 4К действительно стал драйвером продаж, необходимо в первую очередь увеличить ассортимент каналов в соответствующих пакетах. Для появления устойчивого спроса, по мнению установщиков, достаточно 7—10 каналов, но с качественным контентом — спортом уровня Eurosport, кинофильмами, природой уровня Discovery и Animal Planet. «Каналы, пользующиеся спросом в 4К, — это, конечно, в первую очередь кино, затем спорт, ну и в последнюю очередь — познавательные», — считает Андрей Денисов.

К сожалению, никто не берется делать прогнозы о том, как скоро 4К-контент инициирует массовый всплеск подключений.

Алена Фалалеева полагает, что если каждый абонент сможет найти для себя ту историю, которую он хочет смотреть и наслаждаться, спрос автоматически возрастет. «Ну и наоборот, когда возрастет спрос на пакет, мы будем постоянно стремиться сделать его еще интереснее и насыщеннее. Также нужно, чтобы возросла покупательская способность», — резюмирует она.