Viacom Россия: возвращения в родную гавань
«Телеcпутник» продолжает цикл материалов, в которых рассказывает о заметных участниках отечественной ТВ-индустрии. В этой статье сравниваем сагу о слияниях и поглощениях глобального Viacom с не менее драматичной историей появления в РФ локального холдинга «Viacom Россия» и изучаем открытые базы данных, чтобы понять, из чего состоит российский Viacom сегодня.
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ
Медиаконгломерат Viacom (сокращение от Video & Audio Communications) с точки зрения рядового телезрителя в наши дни — это прежде всего изначально американские телебренды MTV и Nickelodeon, давно ставшие глобальными. Однако история Viacom связана с совсем другим легендарным американским телевизионным брендом — Columbia Broadcasting System (CBS). Именно в недрах этого медиахолдинга в 1952 году возникло телевизионное подразделение CBS Films, в 1968 году переименованное в CBS Enterprises, а в 1971 году выделившееся в самостоятельную компанию уже под именем Viacom. Помимо вещательных лицензий на телеканалы и программы CBS, Viacom владела в те времена крупнейшей в США сетью кабельного ТВ, что требовало от компании выполнения жестких регуляторных требований американской Федеральной комиссии по связи, чем и объясняются многочисленные изменения в отношениях с материнской CBS.
С 1983 года начинается новый динамичный этап в развитии Viacom, который сама компания описывает как «увлекательную историю слияний и поглощений, развития новых сегментов рынка и освоения смежных видов бизнеса». В этом году возникает СП с Warner Communications и Warner Amex Cable Communications, которой тогда и принадлежали будущие флагманские каналы MTV и Nickelodeon. Дальше Viacom выкупает контрольный пакет в СП, переименовав актив в MTV Networks. Эта компания по сию пору контролирует ключевые бренды в портфеле Viacom — MTV, Nickelodeon, Nick at Nite и VH1. После приобретения оставшейся доли в MTV Networks Viacom получает полный контроль в компании.
MTV Networks в 1987 году начинает международную экспансию канала MTV — остромодного на тот момент, сфокусированного на перевернувшем как ТВ, так и шоу-бизнес в целом музыкальном видео. Именно тогда в партнерстве с европейскими вещателями начинаются трансляции MTV Europe. Начинаются, что характерно, с довольно самокритичного клипа «Money for Nothing», в котором группа Dire Straits заклеймила шоу-бизнес и MTV как его неотъемлемую часть: мол, для тех, кто бренчит на гитарах на экране и показывает бренчащих, это способ получить «бабло нахаляву, не делая ничего». Как бы то ни было, способ заработка на формировании новой клиповой культуры оказался необычайно прибыльным. Если на выкуп доли в СП с Warner Viacom в 1983 году, согласно историческим анналам, потратила $185 тыс., то приобретение доли в 50,01% MTV Europe в 1991 году у партнеров потребовало уже $65 млн.
Дальше — больше: в 1994 году Viacom сливается с Paramount Commuications, сумма сделки составляет рекордные для тех лет $9,9 млрд. В 2000 году Viacom объявляет о крупнейшем M&A-подписании в своей истории — слиянии с… CBS Corporation — компанией, с которой, как мы помним, все и начиналось. Сделка обошлась в $39,8 млрд и дала возможность пополнить портфель брендов глобального MTV Networks телеканалом, носящим в наши дни имя Spike TV.
К текущему моменту Viacom со всей его необъятной историей контрактов M&A и очередным разделом с CBS в 2005 году превратился в международного медиагиганта, для которого привычный термин «холдинг» тесноват. Когда помимо телевизионных активов, рассредоточенных от США до Индии, действует мощное киноподразделение (Paramount), акции котируются на Нью-Йорской бирже, а инвестиции затрагивают медиа в онлайне, индустрию видеоигр и издательский бизнес, уместнее понятие «конгломерат».
НА ПУТИ В РОССИЮ
В рамках своей европейской экспансии Viacom официально привел канал MTV в Россию в 1998 году. Однако подростки 90-х помнят, что еще с 1993 года на программы MTV можно было наткнуться в эфире российских каналов 2×2, ТВ-6 и «Муз-ТВ» в разных городах, и уже тогда герои телеканала 90-х Бивис и Баттхед стали легендой.
Но полноценное вещание MTV как самостоятельного канала началось позже — 25 сентября 1998 года. Этому предшествовала встреча главы совета директоров MTV Networks Тома Фрестона и президента российской BIZ Enterprises Бориса Зосимова в апреле 1998-го. Зосимов, которого СМИ тогда неизменно включали в перечень «акул шоу-бизнеса», получил лицензию на пять лет на право вещания канала «MTV-Россия». То был, как теперь понятно, период триумфа российского MTV. Новейшие клипы западных звезд перемежались видео набирающих силу российских артистов — эфир MTV тех лет в одинаковой степени удовлетворял как массовым, так и эстетским запросам. Более того, MTV во многом формировал вкусы молодежи, как продвинутой, так и непритязательной. В заслугу Зосимову ставят кадровую политику — говорят, что именно ему удалось привлечь молодых виджеев и сделать из них звезд. Фаны до сих пор вспоминают с ностальгией о Василии Стрельникове, Яне Чуриковой, Ольге Шелест и Антоне Комолове рубежа 90-х и нулевых.
В 2002 году Борис Зосимов объявил, что более не является владельцем акций российского MTV. Новым мажоритарным владельцем «MTV-Россия» стал… американский Viacom International Inc., правда, часть пакета досталась инвестиционному фонду Russian Partners. Можно сказать, что глобальный бренд, приземленный на российскую почву, вернулся в «родную американскую гавань».
Однако в «родной гавани» «MTV Россия» пробыл относительно недолго. В 2007 году медиахолдинг «ПрофМедиа» за $360 млн выкупил 100% российского MTV. Продавцами стали MTV Networks International (53%), фонд Russia Partners (42%) и «Европейский банк реконструкции и развития» (5%). При этом ставшая предметом сделки компания Wayfarer Media Limited, аккумулировавшая активы российского MTV, получила от MTV Networks эксклюзивные права на трансляцию телепрограмм семейства MTV вместе с другим музыкальным каналом — VH1.
МТV эпохи «ПрофМедиа», как говорили фаны «классического» MTV, уже был «не торт». Наступала эра онлайн-видео и музыки, ценность клипов в телеэфире на фоне набиравших популярность реалити-шоу и сериалов девальвировалась, поэтому российский холдинг в 2013 году объявил о закрытии телеканала «MTV-Россия» и запуске на его частоте нового телеканала «Пятница». Николай Картозия, в ту пору директор «ПрофМедиа ТВ», объяснял решение тем, что в последнее время «MTV-Россия» «уже не был тем музыкальным каналом, который мы когда-то любили». «Продавать под всемирно известным брендом музыкального канала иные жанры — это, знаете, вводить в заблуждение зрителя», — был категоричен Картозия. Впрочем, как позже оказалось, трансформация восприятия бренда MTV в глазах зрителя все-таки возможна.
Сам Viacom не собирался сворачивать в РФ вещание MTV — после окончания лицензии на право вещания MTV у «ПрофМедиа» американская компания намеревалась оставить в России четыре версии канала: MTV Hits, MTV Dance, MTV Rocks и MTV HD.
К тому времени в России уже были открыты юридические лица, принадлежащие на тот момент самому Viacom, из которых и сложился холдинг «Viacom Россия» в том виде, как мы его знаем сегодня.
МТВ ПО-РУССКИ
Viacom International Media Networks в начале 2011 года приняла решение открыть новый офис в России, который, как предполагалось, будет отвечать и за рынки стран СНГ и Балтии. Согласно информации самого Viacom, его бизнес в России, Украине, СНГ и странах Балтии в настоящее время возглавляет Елена Бальмонт, за ТВ-бизнес в России отвечает Марина Мелисина. Согласно базе данных «Контур Фокус», Марина Мелисина является генеральным директором OOO «МТВ Нетворкс Восток», которое по сути является головной холдинговой компанией «Viacom Россия», контролирующей другие компании холдинга, на которые, в свою очередь, выданы вещательные лицензии на телеканалы из портфеля Viacom. Эта «оболочечная» схема чаще всего используется в РФ для контроля медийных активов с иностранным участием.
Изначально учредителем «МТВ Нетворкс Восток» был ряд компаний, зарегистрированных в Нидерландах: «ВИМН Полска Б.В», «ВИМН Нидерландс Б.В» и т. д., их общее число приближается к десятку.
В настоящее время, согласно данным «Контур Фокус», 80% «МТВ Нетворкс Восток» владеет через ООО «Легаси Медиа» гражданин РФ Максим Майорец, около 19% принадлежит «ВИМН Нидерландс Б.В» через ООО «Вимн Холдингс Восток», примерно по 0,35% через ООО «Кн Медиа Партнерс» контролируют физлица Эндрю Льюис Интратер и Питер Эпстин Джейсон. В число соучредителей «Кн Медиа Партнерс» входит также ее гендиректор Иван Исаков.
Такая структура сложилась после продажи Viacom мажоритарной доли в «МТВ Нетворкс Восток» в конце 2015 года, вызванной поправками в законы о СМИ, согласно которым иностранные компании не могут владеть более 20% в российских медиа. В сентябре 2015 года «Ведомости» писали, что российские активы Viacom может выкупить инвестиционный фонд Colambus Nova в составе инвестиционного холдинга «Ренова» Виктора Вексельберга.
Однако позже СМИ сообщили, что покупателем 80% «МТВ Нетворкс Восток» станет директор по слияниям и поглощениям «Реновы» Максим Майорец. По официальной версии, именно он готовил сделку в интересах «Реновы», однако ее руководство решило, что «медиа и производство контента не вписываются в инвестиционную стратегию». После этого Максим Майорец предложил Viacom оформить покупку 80% акций на себя. Было объявлено, что для финансирования сделки Майорец привлек заемные средства. Можно только предполагать, кто выступает кредитором и является бенефициаром основной доли в российском бизнесе Viacom.
Характерно, что весной 2018 года РБК в материале о санкционных рисках Виктора Вексельберга сообщало об аффилированности совладельца «Кн Медиа Партнерс» Эндрю Интратера с «Реновой» — с 2000 года он якобы являлся исполнительным директором уже упомянутого Columbus Nova в составе холдинга российского олигарха.
Для нас же важнее учрежденные «МТВ Нетворкс Восток» юрлица, контролирующие основные активы Viacom в РФ.
В их число, в частности, входит ООО «МТВ Нетворкс Энтертейнмент Восток» — держатель действующих универсальных лицензий Роскомнадзора на вещание в РФ телеканалов Spike и Spike HD, Paramount Channel, Paramount Comedy HD, Paramount Channel HD, MTV Hits, MTV Rocks, VH1 European и Paramount Cоmedy.
В свою очередь, на ООО «МТВ Нетворкс Мьюзик Восток» зарегистрирована лицензия на наземное эфирное вещание каналов Nickelodeon, Paramount Comedy и VH1 European в городке Славянске-на-Кубани Краснодарского края — именно благодаря этой эфирной лицензии «Viacom Россия» может продавать в РФ рекламу на этих неэфирных по сути каналах. Кроме того, компании принадлежат действующие универсальные лицензии на вещание каналов MTV, MTV HD, MTV Live HD и VH 1 Classic.
Наконец, ООО «МТВ Нетворкс Ник Восток» является держателем действующих универсальных вещательных лицензий на каналы NickToons, Nickelodeon, Nickelodeon HD, MTV Dance и Nick Jr.
Генеральным директором во всех «дочках» «МТВ Нетворкс Восток», как и в головной компании, база «Контур Фокус» называет Марину Мелисину, сменившую на этом посту (точнее, постах) Елену Бальмонт аккурат в канун нового 2016 года, после наступления которого, как мы помним, не менее 80% российских активов иностранных медиакомпаний должны были получить приписку к «родной гавани».