Все умрут, а я?.. Останусь!

Одно из устойчивых детских воспоминаний: школа, учебник истории, страшное название – «Разрушители машин». Луддиты. Борцы с новыми технологиями. Оказавшиеся в условиях конкуренции ребята посредством бузы и терактов пытались остановить время. Естественно, неудачно. Они проиграли борьбу и вымерли от голода.

Воспитанный в семье советских инженеров с абсолютной верой в торжество прогресса, я искренне не понимал – как так можно? Разве могут нормальные люди не понимать, что развитие неизбежно? Оказалось, могут. Это отлично видно на примере ситуации в отрасли и вокруг.

Эпохальные законы, принятые нашими законодателями, радикально изменили действительность. Депутаты своими упорными попытками запретить все на свете производят впечатление «новых луддитов». Но если вдуматься, все совсем не так. Они не луддиты. Как ни странно это звучит, они прогрессоры, хотя, боюсь, они и слова такого не знают. Этакий коллективный Дон Румата. Удивительно, но в роли луддитов дружно выступают операторы. Несколько месяцев продолжается нытье: «Ой, как нам раньше было хорошо! Ой, давайте все вернем, как было!»

Увы, фарш невозможно провернуть назад. Новые законы уничтожили саму бизнес-модель существования большинства кабельных телеканалов и поставили под вопрос существование операторов.

Все умрут?

Умрут, но не все. Попробую систематизировать, начав с телеканалов. Я не трогаю счастливых обитателей эфирных мультиплексов – у них все в шоколаде, светлое будущее гарантировано. А остальные выглядят примерно так (названия не привожу, все и так сразу поймут).

Иностранцы. Первый уже отошел (CNN). Там внимательно прочитали законы и сделали выводы: реклама запрещена. А она есть. Немного – отели, авиакомпании, очень ненавязчиво, но есть. По закону рекламу надо убирать, что означает создание отдельного фида с отдельной сеткой – специально для России. А сколько будет это стоить? Или уходить с рынка совсем? Что CNN и сделало.

А ведь скромная и ненавязчивая реклама есть везде – EuroNews, EuroSport и далее по списку. Им куда спасаться? Рискну предположить, что Роскомнадзор сделает все, чтобы эту рекламу не заметить. Но ведь есть еще и прокуратура, а у каждого оператора найдется – всегда найдется – кучка «доброжелателей», которые с удовольствием настучат. Что дальше, нетрудно догадаться.

Конечно, есть немного каналов совсем без рекламы. Но здесь другая засада – они стоят импортных денег, а с нынешним курсом…

Коротко резюмируя, подавляющее большинство иностранцев уйдет.

Российские середнячки. Это те, кто заполняет большинство частот, создает массовость и имеет микроскопическую долю. У каждого в бизнес-плане были замечательные по красоте прогнозы по росту аудитории и рейтинга, а следовательно, и доходов от рекламы. Все они когда-нибудь планировали стать окупаемыми, а пока жили за счет своих учредителей. Доходов от подписки у них никогда и не было – операторы им не платили, ибо не за что. Теперь возможности окупиться у них нет даже теоретической. Рано или поздно это осознают их владельцы, и тогда…

Настоящие премиальные. Вот у этих все не так печально. То есть им тоже плохо. У них тоже была реклама, и ее теперь придется исключить. Это потеря доходов. Премиальный контент в большинстве своем импортный. Курс вырос, расходы тоже. Все это можно компенсировать ценой, но сие чревато потерей аудитории, что опять ведет к повышению цены. Это минусы. Но у них есть и плюсы. Все уже привыкли – они страшно дорогие, и им надо много платить. В этой привычке их сила. Им тоже тяжело, но не безнадежно.

Нарастающим итогом
Мы имеем реальный контентный кризис. Если кабельная сеть – это магазин, контент – это товары. Ассортимент существенно ужался, и магазин надо переформатировать.

Еще одна беда – конкуренция, точнее привычка к ее отсутствию. Я уже писал об этом, коротко помяну два момента.

РТРС со своими цифровыми мультиплексами. Надо признать, весьма неплохими для бесплатного. Пока операторы обороняли дверь, не подпуская соперников близко к дому абонента, эти пролезли в окно – в прямом смысле слова. Комнатная антенна, как мощный фактор в разрушении отрасли кабельного ТВ, – вполне себе тема для научных исследований. :)

Интернет со всякими OTT. В интернете ограничений на рекламу и на структуру собственности нет. Можно делать все. И можно работать без ограничений на территорию. Потенциальная аудитория – вся страна. Или весь мир, это у кого сколько амбиций. Себестоимость доставки стремится к нулю. Важный момент – абонентское оборудование. Пока операторы водили хороводы с производителями боксов, этим боксы оказались не нужны. Самый лучший бокс – это Smart TVтелевизор. А еще появились всякие Chromecast и им подобные примочки, которые стоят вполне себе недорого.

А еще ситуация в экономике, и это главнее всего. Проблемы нарастают, рабочие места накрываются, доходы населения стремительно падают. Что также не добавляет популярности платным сервисам.

Куда спасаться?
В порядке бреда
Я попытался подумать – а если бы кабельным оператором был я? Что бы я делал в этой ситуации? Думал довольно долго, прокачал в голове кучу сценариев, сделал много прикидок. Лучший результат…  но прежде. чем читать дальше, убедитесь, что стул стоит устойчиво и сидите вы на нем крепко.

Итак.

Я бы разрушил кабельную сеть. Не в прямом смысле слова, а выкинул бы головную станцию и вернулся к прямоточкам. Конечно, цену бы пришлось сбросить. Но совсем чуть-чуть, а остальное спишем на инфляцию и депутатов. Зато с расходами – песня.

Никаких абонентов. Только управляющие компании. Никакого биллинга, учета договоров и платежей – сколько народа можно уволить!

Никакого мониторинга. Никакого телефонного support-а. Если у кого не работает – потерпят неделю, а может быть, и две, пока бригада не приедет и  не починит. Опять кучу народа можно уволить!

Все, что есть в эфире, включая 20 цифровых каналов, и хватит. У кого нет цифры – в ближайший магазин за новым телевизором или боксом. Магазин, кстати, и раскрутил бы на рекламу, в которой бы все популярно народу разъяснил – какое счастье ему теперь настало. Все платные каналы в топку. Все отчеты – туда же. А платежи – себе!!!

Линии связи? Аренда канализации – в эротическое путешествие. Все деньги оставляю опять себе!!!!

Оборудование теперь строго отечественное. Внутридомовая разводка у меня уже есть, антенны стоят недорого. Зато все только за рубли. Курс валюты меня больше не волнует!!!!!

А с каким удовольствием я пошлю на три буквы РАО! Нет, не на три. Тридцать три раза по три! И наконец, Роскомнадзор… Я получу глубочайшее моральное удовлетворение от сдачи лицензии в связи с прекращением лицензированного вида деятельности!!!

Все. Был я оператор связи, а стал сервисной конторкой по эксплуатации антенн.

Бред? Бред. Только маржинальность бизнеса увеличивается в несколько раз. Услуга стала, может быть, и хуже, а денег теперь значительно больше.

А теперь серьезно
А если серьезно, то бредовый вариант вполне имеет право на жизнь. Но давайте сначала посмотрим в историю. Ведь это все уже было. Откатимся на 15 лет назад и представим: вы пейджинговый оператор. Сейчас 1999 год, Россия, в условиях дикого экономического кризиса сотовые операторы стали ронять цены в расчете на массовый рынок. У вас есть три варианта:

—    мечтать, как было бы хорошо, если бы сотовая связь исчезла вообще, и убеждать себя, что GSM навсегда останется игрушкой для олигархов;
—    продать компанию за три копейки (конечно. хочется за три рубля, но рубли предлагали два года назад, а тогда не продали из жадности);
—    на базе имеющейся инфраструктуры и персонала запустить в работу независимый колл-центр и продавать услуги направо-налево.

Какое решение было правильным? Тут даже обсуждать нечего, все очевидно. И в случае с кабелем тоже все очевидно. Нужны нестандартные решения, хотя в России это не очень принято. А в нашей отрасли тем более. Из всей истории смог только нескромно вспомнить Триколор. Нестандартная модель, нестандартный маркетинг позволили компании без больших денег и без административного ресурса не просто выйти на рынок, но и победить.

И напоследок немного политики. Мы после СССР дружно строили капитализм, но такой, как мы себе его понимали. А понимание сформировалось в основном из журнала «Крокодил». Вот мы и построили ЭТО. Однако нынешняя ситуация дает возможность все изменить. Только всем операторам необходимо помнить одну мысль Стива Джобса – «думай иначе». И будет счастье.

Источник: cableman.ru