Законодательное регулирование деятельности регионального телевидения

В статье обозначаются главные, не сходящие с уст вопросы правового регулирования деятельности региональных вещателей, хотя они и знакомы каждому, работающему в отрасли, сводятся воедино нормативные акты, регулирующие деятельность, а также ведется разговор о самом насущном для медиаменеджеров, ведущих деятельность в регионе. 

Для начала – об известном, но не теряющем актуальности, а именно – о следовании нормам закона в части перехода на цифровое вещание, отнесении продукции СМИ к национальной продукции средства массовой информации и о сопряженной с этим рекламной деятельности и уровнем громкости рекламы.

Представляю вашему вниманию основные вопросы, ссылки на нормативные акты и компиляцию положений и разъяснений.

1. Модернизация сети телевещания Российской Федерации и сопряженный с ней переход на цифровое вещание – главная тема многих дискуссий в телевизионном сообществе, а также причина поправок в нормативных актах, разобраться в которых сложно еще и потому, что ситуация меняется быстро.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 1700-р была принята Концепция развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008–2015 годы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2015 года № 911 федеральная целевая программа “Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009– 2015 годы” продлена до 2018 года.

Основное законодательное изменение, которое произошло в 2015 году, формулируется так: телеканалы второго мультиплекса получили статус обязательных общедоступных телеканалов. В Законе РФ “О СМИ” законодательно было дано определение обязательного общедоступного телеканала. В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 257-ФЗ “О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации” и Федеральный закон “О связи”, который вступил в силу 24 июля 2015 года, каналы второго мультиплекса (аналогично каналам первого) получили статус обязательных общедоступных. Соответственно, каналы второго мультиплекса стали обязательны к трансляции операторами телевизионного вещания в неизменном виде за свой счет, как того требует Закон “О связи”, а абоненты платного кабельного, спутникового и IP-телевидения на всей территории России получили возможность бесплатно принимать каналы, входящие в мультиплекс, не прибегая к средствам приема цифрового эфирного телевидения.

В соответствии со ст. 32.1. Закона РФ “О СМИ” к обязательным общедоступным телеканалам и (или) радиоканалам относятся: 1) общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и радиоканалы, перечень которых утверждает Президент Российской Федерации в целях сохранения и обеспечения единого информационного пространства Российской Федерации; 2) телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории Российской Федерации.

По решению Минкомсвязи РФ запуск третьего мультиплекса цифрового телевидения отложен до 2018 года. Как говорят в Министерстве, по экономическим причинам.

Для большинства региональных телеканалов эта ситуация неудобоварима, поскольку фактически превращает их в каналы платного доступа. Руководство ряда телеканалов просит обеспечить их присутствие во всех средах вещания и включить национальные и региональные телеканалы в перечень “обязательных и общедоступных”.

2. Средство массовой информации как национальный продукт, или ФАС предоставляет разъяснения критериев, по которым продукция СМИ относится к национальной продукции “средства массовой информации” для целей соблюдения ограничения о распространении рекламы на платных телеканалах.

11 августа 2015 года вступил в силу Приказ ФАС России о порядке подтверждения соответствия национальной продукции СМИ, который является важнейшим дополнением к вступившим с 04 февраля 2015 года изменениям Федерального закона “О рекламе” о разрешении рекламы на так называемых платных телеканалах в случаях, когда доля контента отечественного производства (“национальной продукции СМИ”) на таких каналах составляет 75 и более процентов.

В соответствии с внесенными в статью поправками 14 ФЗ “О рекламе” под национальной продукцией СМИ понимается продукция, которая выполнена на русском языке или других языках народов РФ либо выполнена на иностранном языке (в случае, если данная продукция предназначена для российского СМИ) и:

  • произведена гражданами России и/или зарегистрированными в России организациями; и/или
  • произведена по заказу российского СМИ и российские инвестиции в производство данной продукции составляют не менее 50 процентов.

3. В том, что касается уровня звука громкости рекламы, обращаю ваше внимание на Закон “О рекламе” и письмо ФАС России от 12.08.2015 № АК/41946/15 “Об утверждении Методики измерений соотношения уровня звука громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы”.

Согласно части 12 статьи 14 Федерального закона “О рекламе” при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука с сообщением о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой программы.

В соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона “О рекламе” при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой радиопрограммы или радиопередачи.

Антимонопольные органы осуществляют надзор за соблюдением соответствия уровня громкости звука рекламы уровню громкости прерываемых ею телерадиопрограмм или телерадиопередач как в ходе мониторинга телерадиовещания, так и в рамках осуществления плановых и внеплановых проверок, в том числе при поступлении соответствующих обращений юридических и физических лиц.

Механизм работает, известны случаи штрафов. Первым и громким делом стал инцидент с каналом “ТВ-3”, чей рекламный блок был громче допустимого уровня громкости рекламы (1,5 дБ). Блок рекламы и анонсов был на 2,86 дБ громче, чем предшествующий фрагмент телепередачи, и на 2,26 дБ громче, чем последующий фрагмент. Телеканалу было предписано устранить нарушения. Размер штрафа в таких случаях может составить от 100 до 500 тыс. руб.

Наиболее актуальной проблемой, вместе с тем, недостаточно урегулированной законодательно, являетсядублирование телеканалов. Я говорю о региональных телеканалах-партнерах, ретранслирующих федеральные телеканалы, входящие в первую двадцатку: например СТС, РЕН ТВ, ТНТ.

С развитием технических средств федеральные телеканалы получили возможность дифференцировать рекламу по регионам и, соответственно, утратили необходимость в ретрансляции своего контента региональными каналами-партнерами. Те, в свою очередь, встали перед сложным выбором: продолжать невыгодное сотрудничество, находясь на 47 или 64 кнопке, безынтересной зрителю и рекламодателю, но оплачивая отчисления федералам, демонстрировать предложенный ими устаревший контент или отказаться от партнерства. Хотя для большинства региональных вещателей третий вариант кажется наиболее удобоваримым, расстаться с федеральным партнером не так и просто. Это связано с необходимостью внесения изменения в лицензии или получения новых, что, в свою очередь, сопряжено с длительными и затруднительными согласованиями в Роскомнадзоре.

Ситуация сложилась сложная. Региональным вещателям следовало бы дать полный карт-бланш в плане отключения сетевого вещания и разрешить перейти на собственное вещание, но этого не происходит.

Их ограничивают в правах использования частоты. Понятно, что это государственный ресурс, но в случае, когда представлен большой объем новостей, присутствует собственное программирование, почему не отдать частоту, пусть даже аналоговую. Еще два–три года аналог будет жить, и у тех, кто пожелает воспользоваться, будет период времени набрать темп и узнаваемость на аналоге, чтобы перейти в третий мультиплекс.

Тема комфортной работы регионального вещателя в отрыве от сетевого партнерства представляется мне исключительно значимой, требующей упрощения в процедуре получения разрешений и улучшения законодательного регулирования.

Что касается деятельности по наполнению эфира – здесь возможно собственное программирование, работа с правообладателями или контент-агрегаторами. Любое из трех предложенных направлений позволит создать эксклюзивное вещание и привлечь внимание рекламодателя.

 

Источник