Жанровые приоритеты современного информационного телеканала (на примере каналов Си-эн-эн и «Россия 24»)

Система жанров в целом и тележурналистики, в частности, с одной стороны, обладает относительной устойчивостью, а с другой – находится в постоянном развитии. Устойчивость, на наш взгляд, проявляется в преемственности и относительном консерватизме основных телевизионных жанров − информационного сообщения, репортажа, интервью. Подвижность же заметна в жанровой диффузии – взаимодействии жанров друг с другом и появлении новых жанровых форм, слиянии сразу нескольких жанров (например, частью прямого включения корреспондента становится его же репортаж), в пике и спаде популярности отдельных жанров.

В отечественных и англо-американских исследованиях существуют различные подходы к типологии жанров тележурналистики. Подробнее мы рассмотрим их ниже. Для эмпирической части нашего исследования важна также типология телевизионных новостных каналов, которые мы, ориентируясь на наиболее актуальные для нас критерии, разделили на коммерческие телеканалы, работающие на рынках с высокой конкуренцией, и государственные каналы в условиях низкой прямой конкуренции. В качестве наиболее показательных образцов подобных телеканалов были выбраны информационные круглосуточные каналы со сходным форматом вещания – Си-эн-эн/Ю-Эс (CNN/U.S.) (далее Си-эн-эн) и «Россия 24». Мы предположили, что эфирный продукт государственного российского и коммерческого американского информационного канала обладает некоторым сходством в жанровой типологии, но отличается в области жанровой диффузии и жанровых инноваций.

Си-эн-эн – классический пример круглосуточного информационного кабельного канала, положивший начало данному формату вещания в 1980 г. Канал функционирует на коммерческой основе в условиях жесткой конкуренции на рынке США, где важную роль для рекламодателей играют рейтинговые показатели. Этот канал был выбран нами в качестве объекта исследования по нескольким причинам. Во-первых, бренд Си-эн-эн является одним из старейших и наиболее известных на мировой арене информационного вещания (по сравнению с брендами других информационных каналов США, например «Фокс Ньюс Чэнел» (Fox News Channel) и Эм-эс-эн-би-си (MSNBC)). Во-вторых, многие традиции, заложенные Си-эн-эн как пионером круглосуточного телевещания, сохранялись на канале и на момент нашего исследования. В-третьих, этот канал, в отличие от «Фокс Ньюс» и Эм-эс-эн-би-си, не является политически ангажированным, подчеркивает свою нейтральную позицию, а следовательно, исключает возможное влияние политических интересов на жанровую специфику эфира. Иными словами, по нашим предположениям, нейтральная позиция предопределяет более классическую жанровую структуру.

«Россия 24» − российский круглосуточный информационный канал, дебютировавший в 2006 г. Реклама не является основным источником дохода, так как канал входит в состав холдинга ВГТРК. Жесткой конкуренции в данной нише на российском рынке пока не наблюдается. Примечательно, что в момент дебюта канал анонсировался как «русский» Си-эн-эн (отметим, что формат вещания и дизайн студии более близки не к домашней, а к международной версии «Си-эн-эн Интернешнл» (CNNInternational)).

Степень разработанности темы. В отечественной журналистике теория жанров имеет литературоведческие корни. Общепринятым является условное деление жанров на информационные, аналитические и художественно-публицистические. Такой подход характерен для многих исследователей как общежурналистских, так и специализированных жанровых теорий: М.Н. Кима, А.А. Тертычного, В.В. Смирнова, В.Л. Цвика. Вместе с тем нельзя не отметить и новые концепции жанровой теории, представленные в работах Л.Е. Кройчика, Г.В. Лазутиной и других исследователей. В них наблюдается отход от традиционной триады, вводятся новые типологические принципы жанровой классификации. Так, Л.Е. Кройчик использует параметры оперативности, исследовательского компонента и образности и выделяет пять различных жанровых групп. Г.В. Лазутина и С.С. Распопова рассматривают журналистику в целом как совокупность шести видов журналистского творчества (наряду с новостной журналистикой авторы выделяют, например, смеховую и интерактивную), определяя в каждом присущие ему основные жанровые модели. В отечественной науке поднимался вопрос и о введении группы интегральных жанров. Процесс гибридизации жанров был описан еще в конце прошлого века В.В. Ученовой на примере репортажа.

Теория непосредственно телевизионных жанров была впервые разработана Р.А. Борецким во второй половине XX в.Современная типология четко сформулирована В.Л. Цвиком, который придерживается традиционной классификации жанров по трем группам и в своих исследованиях отражает как традиции советского, так и трансформации российского телевидения конца XX в. Этот же подход наблюдается и в работах О.Ф. Майдуровой, которая, рассматривая информационные жанры тележурналистики,  отмечает новые приоритеты и невостребованные на современном телеэкране жанры (например, отчет).

В американских исследованиях система деления жанров на три группы отсутствует. Традиционной западной классификацией является отнесение новостных текстов по параметрам оперативности, срочности, развлекательности к «жестким» (hard) и «мягким» (soft). Сами эти параметры до сих пор являются предметом научных обсуждений. Многие американские учебники тележурналистики имеют прикладную направленность и следуют принципу категоризации различных «видов» новостей − интервью, репортаж, сообщение (readers) и т.д. − без какой-либо весомой жанровой теории. Само понятие «жанр» в этих учебниках, как правило, даже не упоминается.

Так, у М. Стивенса мы находим интервью, документалистику, мнение редакции (аналог газетной редакционной статьи), а также тематическую классификацию журналистских материалов: трагедия, криминал, политика. При этом в политике автор выделяет следующие типы новостей: официальные встречи и выступления, пресс-конференции, избирательные кампании, опросы, расследования, протесты, экономику, проблемно-аналитические материалы (features) и прямой репортаж. Как видим, в них в качестве однородных фигурируют как традиционные для отечественной тележурналистики жанры (пресс-конференции, прямой репортаж, отчеты о встречах и выступлениях), так и тематическая классификация новостных материалов (экономика, протесты).

Попытка классификации материалов американской прессы представлена у С. Крампа. Основными признаками классификации новостной информации, в терминологии С. Крампа, становятся: срочность, уровень и подход к написанию (тип). Так, по срочности новости могут быть «устаревающими» и «неустаревающими» (″timelyandtimeless). Среди примеров «неустаревающих» − рецензии на театральные постановки, новости о домашних питомцах, хобби и др. По уровню С. Крамп делит информацию на «жесткую» и «мягкую», относя к «жесткой» события первостепенной важности, которые подлежат обязательной публикации. Соответственно, «мягкой» является второстепенная, необязательная информация. При этом степень важности определяется корреспондентом и редактором. Наконец, по подходу к написанию (или типу журналистского произведения) С. Крамп выделяет: объективные, интерпретационные, «адвокативные», «новый» журнализм и редакционные статьи и колонки. Объективный тип подразумевает поверхностную презентацию основных фактов без их анализа и оценки. Интерпретационный – сбор дополнительной информации для более глубокого объяснения, интерпретации фактов. При этом журналист должен быть справедливым (так как полная объективность в данном случае невозможна в силу человеческой природы). «Адвокативными» С. Крамп называет материалы, в которых журналист открыто занимает определенную позицию и защищает ее без претензий на объективность. «Новый» журнализм использует художественные приемы, допускает создание собирательного образа, использование вымышленных имен и участие журналиста в событии. Редакционные статьи выражают мнение руководства газеты, а колонки имеют своих постоянных авторов.

Несмотря на разность подходов, жанры телевизионной (и любой другой) информации пересекаются как в отечественной, так и в западной системе. Разногласия исследователей зачастую возникают в вопросе их классификации.

В рамках данной статьи мы в качестве единого основания для сравнительного анализа придерживаемся теории телевизионных жанров, сформулированной В.Л. Цвиком, по отношению как к российскому, так и к американскому каналу. Такой подход к изучению канала Си-эн-эн, принадлежащего к отличной от отечественной медиасистеме, мы считаем обоснованным по нескольким причинам. Во-первых, современное отечественное телевидение подвергается влиянию зарубежного: сама модель информационного телеканала была создана в России по западным стандартам. Во-вторых, как уже отмечалось, в американских исследованиях отсутствует разработанная жанровая теория, на которую мы могли бы опираться. В-третьих, для сравнительного анализа представителей двух различных медиасистем нам представляется наиболее оптимальным применение единого инструмента. При этом мы, безусловно, учитываем специфику американского телевещания. Важно также отметить, что, на наш взгляд, данный классификатор на сегодняшний день является наиболее разработанным и апробированным, однако не вполне совершенным. Заметно расхождение между теорией и практикой в самой терминологии (конкретные примеры мы рассмотрим ниже). Не отражены тенденции телевизионной журналистики последнего десятилетия (например, отчет как жанр почти не используется в современных информационных программах). В статье мы проводим незафиксированный ранее сравнительный анализ двух национальных примеров информационного телевещания, выявляем жанровые инновации.

Цель работы – определить жанровые приоритеты на разных типах информационных телеканалов, выявить инновации и мультижанровые формы, а также обнаружить возможное влияние модели информационного вещания на жанровую специфику.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • провести жанровый анализ новостных материалов исследуемых телеканалов;
  • определить количественное соотношение жанров в выборке;
  • обнаружить примеры жанровой гибридизации и  инновационные жанровые формы;
  • провести сравнительный анализ двух каналов через призму их жанровой специфики.

Эмпирическим материалом для нашего исследования послужили информационные выпуски телеканалов Си-эн-эн и «Россия 24», вышедшие в эфир в течение 2013 г. Было отобрано по 20 (10 дневных и 10 вечерних) программ. Из них половина отражает типовую неделю (с 4 по 8 февраля − для Си-эн-эн и с 11 по 15 февраля − для «России 24»), оставшиеся 10 формируют искусственную неделю из пятимесячного периода с августа по декабрь 2013 г. Важным фактором при формировании выборки являлось отсутствие (либо небольшой объем) срочных новостей (breaking news). Примером дневного эфира канала Си-эн-эн были информационные часы с 13:00 до 14:00 и с 14:00 до 15:00 (по времени восточного побережья США), а вечернего – с 20:00 до 21:00 (программа «Андерсон Купер 360º» (Anderson Cooper 360°). Все они имеют 60-минутный хронометраж (включая рекламу). Дневные выпуски телеканала «Россия 24» выходили в эфир в 13:00 и в 14:00 по московскому времени, вечерние − в 21:00. Их хронометраж отличается от формата Си-эн-эн: типичный информационный выпуск открывает каждый час и длится в среднем около 30 минут (до первой рекламной паузы).

Такая выборка, на наш взгляд, является репрезентативной для круглосуточных информационных каналов. Во-первых, хронологические рамки выборки охватывают годовой период. Во-вторых, контент эфира является типовым: информация обновляется по мере ее поступления, меняются ведущие и их стиль подачи. В выборке учтены небольшие форматные отличия утреннего/дневного (более интенсивная подача материала, большее количество материалов в выпуске и их краткий хронометраж) и вечернего эфира (размеренность в подаче материала, больший хронометраж и меньшее количество новостных сюжетов).

В ходе исследования мы использовали методы сравнительного анализа и контент-анализа, а также опирались на многолетний опыт работы в редакции канала Си-эн-эн.

Результаты исследования. Контент-анализ информационных выпусков телеканала Си-эн-эн позволил нам обнаружить 332 новостных материала следующих жанров:

  • информационное сообщение, или видеосюжет (154);
  • выступление, в том числе прямое включение (83);
  • репортаж, в том числе трансляция (19);
  • интервью (54);
  • комментарий (13);
  • дискуссия (2);
  • беседа (2).

Кроме того, на стыке художественных и информационных жанров мы обнаружили инновацию канала, которую предлагаем условно определить, как «информационный фельетон» (5). Это регулярная рубрика, завершающая программу «Андерсон Купер 360º», где вокруг одного конкретного факта или ситуации совмещаются индивидуальная позиция автора, элементы сатиры и непринужденная, разговорная речь. Наиболее распространенными жанрами как в дневных, так и в вечерних выпусках, являются информационное сообщение, выступление (с преобладанием прямого включения) и интервью (рис. № 1).

chobanyan1

Рисунок № 1. Долевая структура жанров телеканала Си-эн-эн

 

В выпусках канала «Россия 24» мы обнаружили 280 материалов:

  • информационное сообщение или видеосюжет (185);
  • выступление, в том числе прямое включение (18);
  • репортаж, в том числе трансляция (67);
  • интервью (7);
  • обозрение (1).

На стыке художественных и информационных жанров мы также обнаружили инновационную форму, которую предлагаем условно назвать «информационной зарисовкой» (2). К ней мы отнесли монтаж фотографий (например, о падении метеорита) с наложенным музыкальным фоном, без закадрового текста. В теории жанров, на которую мы опираемся, зарисовка относится к художественной публицистике и не имеет четко определенного событийного повода, но в данном случае событийный повод вполне очевиден, поэтому мы предлагаем рассматривать зарисовку в рамках информационных жанров.

Основными жанрами эфира отечественного круглосуточного новостного канала являются информационное сообщение и репортаж (рис. № 2). Примечательно, что некоторые рассмотренные нами выпуски (как правило, вечерние) полностью построены лишь на них. Обратимся теперь к более детальному рассмотрению обнаруженных жанров и их сравнительному анализу.

chobanyan2

Рисунок № 2. Долевая структура жанров телеканала «Россия 24»

 

Информационное сообщение. На обоих каналах жанр обладает сходными чертами: четко определенным информационным поводом, небольшим (по сравнению с другими жанрами) хронометражем. Информационным поводом, как правило, является событие или факт, непосредственно имевшее место сегодня (либо имевшее место ранее, но ставшее известными сегодня).

Хронометраж информационных сообщений может колебаться от 15 секунд до 1:50 на Си-эн-эн и почти трех минут на «России 24», при этом более длинный формат включает в себя один или несколько синхронов.

Текст сообщения строго фактологичен, читается ведущим в студии. Среди визуально-изобразительных средств, используемых в информационном сообщении на обоих каналах, можно выделить:

  • видеоряд (смонтированный заранее), часто в сочетании с синхронами;
  • видеоряд с места события, передаваемый в прямом включении (live pictures);
  • фотографии или фотомонтаж (при отсутствии видео);
  • инфографику или анимацию.

Некоторые информационные сообщения подаются в устной форме ведущим в кадре, однако используется такая форма довольно редко (мы обнаружили по три примера на обоих каналах). Наиболее существенным отличием между каналами является более частое использование так называемого живого видеоряда (то есть передаваемого с помощью прямого включения с места события): на канале Си-эн-эн − 8 (5%), на канале «Россия 24» −2 (1%). В таких случаях он часто сопровождается вербальной ссылкой ведущих, обращающих внимание зрителя на то, что изображение на экране передается в реальном времени.

В рамках жанра информационного сообщения на основании проведенного анализа мы предлагаем далее выделить следующие разновидности:

  • краткое информационное сообщение, или заголовок;
  • полное информационное сообщение: с использованием синхронов; без использования синхронов; «досье».

Краткие информационные сообщения, или заголовки (headlines), используются, как правило, в начале каждого получаса. В вечерних выпусках Си-эн-эн – на отметках :15 и :45, однако они не являются строгими. На канале «Россия 24» такие сообщения нам встретились после основного информационного выпуска и первого рекламного блока (на отметках :30, :33 и :36) лишь в трех из рассматриваемых 20 случаев. Для этих сообщений на обоих каналах характерен краткий хронометраж (10−15 секунд), обязательное наличие видеоряда (ведущий в кадре не появляется вообще), динамичная подача ведущим, как правило, сопровождаемая фоновой музыкой. На Си-эн-эн допускается использование краткого синхрона. Такие сообщения действительно играют роль газетного заголовка: дают зрителю самую необходимую информацию, во многом анонсируя более полные версии далее в программе.

Полные информационные сообщения также имеют сходные признаки на обоих каналах. Одним из главных отличий оказалось преобладание полных информационных сообщений без синхронов на канале Си-эн-эн, в то время как на «России 24» почти половина материалов этого жанра содержит один или несколько синхронов (см. табл. № 1).

 

Таблица № 1. Типология полных информационных сообщений (ИС) на Си-эн-эн и «России 24»

Канал Без синхрона С синхроном/-ами Досье Всего полных ИС
Си-эн-эн

86 (75%)

28 (25%)

114

Россия 24

83 (45%)

96 (52%)

6 (3%)

185

 

Полные информационные сообщения имеют хронометраж более 20 секунд. Хронометраж типичного информационного сообщения без использования синхронов на Си-эн-эн – около 30 секунд, на «России 24» − около 35 секунд.

В отдельную группу полных информационных сообщений без использования синхронов мы предлагаем вынести «досье», замеченные нами на канале «Россия 24». Информационный повод таких сообщений установлен предыдущим сообщением или репортажем. Их главная цель – более детальная информация, иногда исторического характера. Они несут в себе справочную информацию о рассматриваемом событии или герое. Визуально оформляются полиэкраном, в левом окне которого представлен видеоряд или фотомонтаж, а в правом − текст с основными информационными маркерами. Они часто смонтированы заранее, закадровый текст начитан ведущим или одним из корреспондентов. Несмотря на то что данная форма информационного сообщения в рассмотренных выпусках Си-эн-эн нам не встретилась, мы, основываясь на личном опыте, должны отметить, что в практике канала она имеет место.

Выступление является вторым по популярности жанром на Си-эн-эн и третьим на «России 24». Как и информационные сообщения, выступления имеют четко определенный информационный повод, форму подачи и набор используемых визуально-изобразительных средств. Наше исследование показало, что на канале Си-эн-эн набор этих средств, а также разновидности выступлений гораздо шире, чем на «России 24».

Информационный повод выступления часто определен предшествующим информационным сообщением. Этот показатель оказался идентичным для обоих каналов: 38% выступлений предварены соответствующим информационным сообщением или интервью. В остальных 62% информационный повод задан лишь в подводке ведущего. Набор визуальных средств, использующихся в выступлении, может включать в себя смонтированный видеоряд, синхроны, интервью, видеоряд с места события, передаваемый в прямом эфире, фотоснимки, графику или анимацию, незавершенную форму репортажа (без финального «стенд-апа»). Как правило, в большинстве выступлений используется несколько различных визуальных элементов (см. табл. № 2). Помимо этого выступление может иметь форму диалога ведущего с корреспондентом без дополнительных элементов.

 

Таблица № 2. Визуальные элементы выступлений на каналах Си-эн-эн и «Россия 24».

Канал

 

Видеоряд

Синхроны

Интервью

«Прямое» видео

Фото/графика/

анимация

Незавершенный репортаж

Устно в кадре

Комбинация нескольких

Всего выступлений

Си-эн-эн 12 3 1 10 15 13 6 23 83
Россия 24 3 1 1 В комбинации с другими элементами* 2 11 18

* «Прямое» видео и фото/графика, анимация использовались в пяти из рассмотренных нами 18 выступлений в сочетании с другими аудиовизуальными элементами (видеоряд, синхроны).

 

На основании проведенного анализа мы предлагаем ввести следующую типологию выступления (табл. № 3):

  • по месту нахождения корреспондента: выступление в студии и выступление с места события (прямое и псевдопрямое включение);
  • по средству связи: видеовыступление (в студии в непосредственном контакте с ведущим, телемост, выступление с помощью интернет- и спутниковых технологий (например, посредством скайпа) и выступление по телефону («хрипушка»);
  • по форме: монолог корреспондента в кадре, диалог корреспондента и ведущего;
  • по набору используемых элементов: выступление с использованием отдельных аудиовизуальных средств (видеоряда, синхронов и т.д.), выступление с использованием незавершенного репортажа.

Отметим, что выступление с места события может проходить в прямом эфире (прямое включение) либо в записи (псевдопрямое включение). Обе формы используются как на американском, так и на отечественном канале, но процент использования псевдопрямых включений на «России 24» (четыре из рассмотренных 18 выступлений, или 22%) почти в 15 раз превышает показатель Си-эн-эн (одно из рассмотренных 83 выступлений, или 1,5%). Соответственно, 98,5% выступлений с места события проходят на американском канале «вживую» (78% на «России 24»).

Таблица № 3. Типология выступления на Си-эн-эн и «России 24»

Канал

По месту нахождения

По средству связи

По форме

По элементам

Студия

Удаленно

Телефон (аудио)

Видео

Монолог

Диалог

Отдельные элементы

Репортаж

Си-эн-эн

13 (16%)

70 (84%)

83 (100%)

27 (33%)

56 (67%)

70

(84%)

13

(16%)

Россия 24

2 (11%)

16 (89%)

3 (16%)

15 (84%)

16 (89%)

2

(11%)

18

(100%)

 

Существенной разницей между двумя каналами оказалась форма выступлений (прямых включений, в частности). На Си-эн-эн доминирует диалог ведущего с корреспондентом с использованием видеоряда, показа событий в прямом эфире и/или синхронов. В вечернем эфире часто встречается выступление с использованием незавершенного репортажа. Как правило, подводит к нему ведущий, а после выступает корреспондент с версией «стенд-апа» в прямом эфире и последующим диалогом с ведущим. В целом, почти 70% проанализированных нами выступлений на Си-эн-эн по форме представляют собой диалог. Это можно объяснить стремлением Си-эн-эн к максимальному использованию потенциала живого общения в кадре, повышению интерактивности и динамики эфира.

На канале «Россия 24» в форме монолога с использованием видеоряда и/или синхронов проходит почти 90% выступлений (в том числе псевдопрямых включений и «хрипушек»), в форме диалога с ведущим − 11%. Как правило, диалог с ведущим происходит во время освещения знаменательных событий (типа падения метеорита в Челябинске). Случаи использования незавершенного репортажа как элемента выступления нами выявлены не были.

Таким образом, в рамках жанра выступления (особенно на Си-эн-эн) совершенно очевидной становится тенденция взаимопроникновения жанров, а именно репортажа и интервью. Сравнительный анализ, выявивший существенную разницу в использовании монологовой и диалоговой формы, позволяет нам говорить о большей информативности жанра на коммерческом канале Си-эн-эн и возможности более глубокого проникновении в суть происходящего события.

Репортаж традиционно считается переходным жанром – как информационным, так и аналитическим. В теории жанров тележурналистики В.Л. Цвика репортажи по формальному признаку делятся на некомментированные (трансляция) и комментированные, а по типологическим признакам – на событийные, тематические и постановочные.

Прямая трансляция успешно используется как на российском, так и на американском канале. Предметом трансляции становятся события высокой общественно-политической значимости, пресс-конференции, заседания или совещания по вопросам освещаемых в эфире событий. При этом событие представляет собой интерес для зрителей в полном объеме, не требуя дополнительных комментариев. Эти принципы трансляции сходны для обоих каналов.

Комментированный репортаж – репортаж в более традиционном смысле – является вторым по популярности жанром на канале «Россия 24» (рис.№ 2) и лишь четвертым на Си-эн-эн (рис. № 1). Мы обнаружили, что комментированные репортажи на Си-эн-эн можно разделить на завершенные и незавершенные. Незавершенные не имеют финального «стенд-апа» (но могут иметь «стенд-ап» в середине или – редко – в начале) и так называемой «представлялки». Это делает их использование уместным лишь в двух случаях:

  • как элемент во время прямого включения;
  • как элемент, обобщающий и/или расследующий все известные подробности события, предшествующий более глубокому анализу этого события (такой репортаж пишут и готовят в редакции, а закадровый текст читает ведущий программы).

Незавершенной формы репортажа в информационных выпусках «России 24» мы не обнаружили.

Результаты исследования типологических особенностей комментированных репортажей отражены в таблице № 4. Несмотря на довольно тонкие грани между событийными и тематическими репортажами (особенно на канале Си-эн-эн), мы сочли возможным применить данную классификацию. К событийным мы относили репортажи, основная задача которых – показ реального события. К тематическим – раскрытие избранной темы или проблемы через подбор необходимых элементов. Постановочные репортажи, в которых событие организовано журналистом, в нашей выборке не представлены.

Таблица № 4. Типология комментированного репортажа на Си-эн-эн и «России 24»

Канал Событийный Тематический Постановочный Всего
Си-эн-эн

4 (27%)

11 (73%)

15

Россия 24

52 (80%)

13 (20%)

65

 

Как видно, соотношение событийных и тематических репортажей на каналах Си-эн-эн и «Россия 24» диаметрально противоположно. Несмотря на то что в рамках нашего исследования не было выявлено постановочных репортажей, мы допускаем малый процент их присутствия в эфире рассматриваемых каналов.

Признаки событийного репортажа сходны на обоих каналах: определяющим является само событие, оно неприкосновенно, журналист не организует его, а следует за ним. Именно эта группа доминирует на канале «Россия 24». На Си-эн-эн лишь четверть всех репортажей является строго событийными. На наш взгляд, это объясняется высокой популярностью выступления (в частности, прямого включения). Именно прямое включение дает корреспонденту определенную гибкость в освещении события, позволяет добавлять новые факты или уточнять уже известные. Репортаж, как и любая запись, несмотря на зрелищность и лаконичность, может не отражать самой последней информации, тем самым придавая событию какую-то степень устарелости. В этом отношении удачным сочетанием можно считать прямое включение с использованием незавершенного событийного репортажа.

В группе проанализированных тематических репортажей мы, используя нашу авторскую типологию, выделяем несколько разновидностей (табл. № 5):

  • традиционный тематический (проблемный) репортаж;
  • специальный репортаж и/или репортаж-расследование;
  • портретный репортаж (profile);
  • «боковая панель» (sidebar).

 

Таблица № 5. Типологические признаки тематических репортажей.

Традиционный Специальный Портретный Боковая панель
Высокая актуальность.

Связь с информационной картиной дня.

Близок классическим канонам.

Длинный хронометраж.

Глубокий анализ проблемы.

Журналистское расследование.

Один главный герой.

Биография или воспоминание о жизни.

Связь с главной новостью дня.

Работает только в контексте.

Фоновая, сопутствующая информация.

Их долевое соотношение на рассматриваемых каналах отражено в таблице №6.

 

Таблица № 6. Типология тематических репортажей на Си-эн-эн и «России 24»

Канал Традиционный Специальный Портретный Боковая панель
Си-эн-эн

7 (64%)

2 (18%)

1 (9%)

1 (9%)

Россия 24

6 (46%)

5 (39%)

2 (15%)

 

В традиционном тематическом репортаже корреспондент исследует определенную проблему, выбирает подходящее для этого событие и героев, определяет место и время съемок. Примерами таких репортажей могут быть работа иммиграционного патруля в Москве (эфир «России 24» от 12 февраля 2013 г.) или репортаж о 74-летнем докторе, продающем «эликсир молодости» (эфир Си-эн-эн от 6 февраля 2013 г.). Они отвечают канонам тематического репортажа и обладают высокой степенью актуальности. Информационный повод обычно задан в подводке и вытекает из предыдущего информационного сообщения. Тематический репортаж если не напрямую, то косвенно связан с информационной картиной дня. Как видно из таблицы № 6, такие репортажи преобладают в данной группе на Си-эн-эн и немного превышают специальные на «России 24».

Специальный репортаж отличается глубиной анализа освещаемой проблемы, продолжительным хронометражем. Примером такого репортажа можно считать репортаж о работе исследователей в Антарктиде (эфир «России 24» от 13 февраля 2013 г.). На Си-эн-эн большей популярностью пользуется репортаж-расследование. Корреспондент в таком репортаже использует принципы инвестигейтивной журналистики. В качестве примера – репортаж о мошенничестве в благотворительном фонде, созданном в помощь больным детям (эфир «Андерсон Купер 360°» от 26 августа 2013 г.).

Портретный репортаж мы предлагаем вынести в отдельную разновидность тематического репортажа. Его отличает наличие одного главного героя и исследование его биографии, поступков, достижений и т.д.

Анализ эфира Си-эн-эн позволил нам выделить еще одну разновидность тематического репортажа – так называемую боковую панель. В эту категорию мы отнесли репортажи, которые сопутствуют основной новости дня, но не имеют смысла вне ее контекста. Их задача – дать второстепенную, фоновую или просто интересную аналитическую информацию, которая в качестве боковой панели сопровождает освещаемое событие, но не может использоваться как самостоятельный элемент. Так, например, во время освещения похищения мальчика из школьного автобуса в штате Алабама на Си-эн-эн прошел репортаж о сходном похищении 36 лет назад. Корреспондент встретился с одной из жертв того похищения для того, чтобы узнать, через что ей пришлось пройти и каковы психологические последствия такого опыта. Очевидно, что вне контекста похищения в Алабаме такой репортаж не имел бы актуальности. В то же время он является лишь дополнительной любопытной деталью, не несущей важной событийной информации. В эфире «России 24» сходной категории не обнаружено.

Преобладание тематических репортажей свидетельствует об общей направленности коммерческой модели информационного канала к аналитике. На государственном канале «Россия 24», напротив, около 80% репортажей являются событийными, что говорит о большей степени его информативности.

Несмотря на тонкие грани и обнаруженные нами инновационные формы внутри жанра, есть основания говорить о традиционной классификации репортажа. При этом в ходе нашего исследования мы обнаружили, что тематический репортаж наиболее подвержен жанровым инновациям.

Интервью, как и репортаж, сочетает в себе признаки информационной и аналитической групп.

Наше исследование показало, что около 57% (четыре из семи) интервью на «России 24» являются информационными, в то время как на Си-эн-эн соотношение строго информационных интервью с остальными − лишь 30% (16 из 54).

Почти 20% (10 из 54) интервью на Си-эн-эн проводились одновременно с несколькими героями (как правило, двумя, реже − тремя). Такая тенденция оказалась характерной для вечернего эфира (более 60% таких интервью прошли в программе Андерсона Купера). В российском эфире все рассмотренные нами интервью проводились только с одним героем. Категории интервьюируемых на обоих каналах отражены в таблице № 7.

 

Таблица № 7. Категории интервьюируемых на Си-эн-эн и «России 24»

Канал

Ньюсмейкеры, их близкое окружение

Сходный опыт

Эксперты

Политические деятели, публичные фигуры

Журналисты

(в т.ч. других СМИ)

Си-эн-эн

13 (24%)

6 (11%)

23 (43%)

4 (7%)

8 (15%)

Россия 24

2 (28,5%)

3 (43%)

2 (28,5%)

 

В ходе исследования внутрижанровой типологии интервью, мы выделили четыре основные группы: информационное,информационно-аналитическое, портретное и интервью-комментарий (табл. № 8).

Таблица № 8. Типология интервью на Си-эн-эн и «России 24»

Канал Информационное Информационно-аналитическое Портретное Интервью-комментарий
Си-эн-эн

16 (30%)

30 (54%)

3 (5%)

5 (11%)

Россия 24

4 (57%)

2 (28,5%)

1 (14,5%)

 

В информационном интервью повод задан предшествующим информационным сообщением, репортажем или подводкой ведущего. Цель информационного интервью на обоих каналах – получение определенных сведений от человека, владеющего информацией. Как правило, эта информация является общественно значимой (100% информационных интервью на «России 24») либо привлекающей повышенное внимание публики (64% информационных интервью на Си-эн-эн).

К информационно-аналитической группе мы отнесли интервью, цель которых – не только получение конкретных фактов от человека, владеющего информацией, но и:

  • попытка прогнозирования дальнейшего хода развития событий, анализа сложившейся ситуации (например, психолог полиции Лос-Анджелеса обсуждает возможное дальнейшее поведение бывшего полицейского, открывшего стрельбу);
  • анализа смежной области, сходного опыта, которые могут стать ключом к пониманию происходящих событий (например, при освещении похищения мальчика в штате Алабама один из гостей эфира рассказывал о том, как  в детстве стал жертвой похитителя и какой отпечаток это оставило на его психике).

Эти интервью позволяют глубже исследовать происходящие события и их возможные причинно-следственные связи. Очевидно, что они выходят за рамки строго информационных интервью, но и проблемными или портретными их назвать нельзя. Хронометраж информационно-аналитических интервью превышает хронометраж строго информационных. В категории интервьюируемых в данной группе преобладают эксперты и специалисты в определенных областях (психологи, врачи, спортсмены, историки, сотрудники правоохранительных органов и т.д.), но также могут выступать друзья и знакомые ньюсмейкеров (табл. № 9).

К портретным интервью в рассмотренных нами примерах мы отнесли интервью, целью которых является создание телевизионного портрета героя, а интервьюируемым может стать либо сам герой, либо близкий к нему человек. Примером такого интервью на Си-эн-эн являются воспоминания сына водителя школьного автобуса, который погиб, защищая детей от похищения. На «России 24» к данной группе интервью можно отнести последнее интервью Рема Вяхирева, которое в момент его проведения было информационно-аналитическим, но в повторном показе (информационным поводом которого стала кончина Р.И. Вяхирева) уже выполняло функцию портретного.

Интервью-комментарий мы выносим в отдельную группу, так как его основная цель – узнать оценку и мнение интервьюируемого о происходящем. Ведущий начинает интервью вопросом, типа «Что Вы думаете о…?» или «Как Вы оцениваете…?». В категории интервьюируемых – лица, напрямую заинтересованные в происходящем, личная оценка которых может стать ключом к пониманию дополнительных аспектов обсуждаемой ситуации (три примера из пяти); журналисты, занимающиеся детальным исследованием проблемы и предлагающие свой взгляд и мнение (два примера из пяти). В качестве примера − интервью с журналистом газеты «Гардиан» (The Guardian) Гленном Гринвальдом, впервые опубликовавшим разоблачительные материалы Эдварда Сноудена о негативной реакции бывшего вице-президента США Р. Чейни (эфир Си-эн-эн от 29 октября 2013 г.).

 

Таблица № 9. Категории интервьюируемых по типу интервью на канале Си-эн-эн

Интервью Ньюсмейкер

Сходный опыт

Эксперт Политик СМИ
Информационное

8

4

1

3

Информационно-аналитическое

4

4

18

2

2

Портретное

2

1

Интервью-комментарий

2

1

2

 

В жанре интервью в модели коммерческого канала с высокой конкуренцией (Си-эн-эн) наиболее популярным оказалось информационно-аналитическое, тогда как в модели государственного канала с низкой конкуренцией «Россия 24» − строго информационное. Примером жанровой диффузии является форма интервью-комментария, кстати сказать, выявленная нами пока только на американском канале.

Близкими к жанру интервью являются аналитические жанры дискуссии, беседы и комментария, обнаруженные в информационных выпусках Си-эн-эн.

Дискуссия сходна с интервью диалоговой формой. Информационный повод дискуссии задан предшествующим репортажем, информационным сообщением или подводкой. Важным отличием является наличие двух или более интервьюируемых с изначально заданным конфликтом − противоположными точками зрения. Ведущий в этом случае выполняет еще и роль модератора, следя за тем, чтобы каждая из сторон получила равное количество эфирного времени и дискуссия была сбалансированной. Ключевой элемент дискуссии – конфликт, столкновение мнений, поэтому чаще всего предметом дискуссии становится политика, а участниками – представители противоположных партий.

Беседа отличается от дискуссии отсутствием заданного конфликта и наличием нескольких участников (как правило, трех-четырех помимо ведущего). Их основная задача – с разных сторон проанализировать происходящее. Участники беседы – эксперты в различных областях, они дополняют друг друга, помогая зрителю лучше разобраться в освещаемой проблеме. Роль ведущего сходна с ролью модератора – он представляет участников и поочередно предоставляет им эфир, адресуя свои вопросы.

Комментарий также во многом близок жанру интервью: во-первых, диалогом между ведущим и комментатором; во-вторых, стремлением получить и обработать как можно больше информации. Наш анализ комментария на Си-эн-эн выявил следующие наиболее важные отличия от интервью:

  • в роли комментатора выступает штатный сотрудник канала (не корреспондент, а «аналитик»: например, «политический аналитик», «юридический аналитик» и т.д.  или (реже) сотрудник других СМИ);
  • основная цель комментария – разъяснение предстоящего или случившегося события, выявление причинно-следственных связей и прогнозирование возможных последствий;
  • открытая личная оценка и анализ.

Комментарий считают разновидностью выступления в кадре, однако на Си-эн-эн ни один из рассмотренных нами комментариев не проходил в форме монолога, поэтому мы предлагаем считать комментарий на Си-эн-эн жанром, смежным с интервью. Заметим, что должности «аналитиков» на канале занимают люди, имеющие обширный практический опыт работы в определенной области (правоохранительных органах, политике, юриспруденции и т.д.). Передавая им слово, ведущий часто задает вопросы типа «Что Вы думаете по поводу…?», «Какие выводы Вы можете сделать…?» и т.д.

На канале «Россия 24» жанры дискуссии, беседы и комментария в составе типичного информационного выпуска выявлены не были. Тем не менее в сетке вещания канала жанр комментария, безусловно, присутствует (например, в рубрике «Реплика»), но в рамки данного исследования подобные рубрики не входили.

Обозрение мы обнаружили лишь в одном из 20 рассмотренных выпусков канала «Россия 24». Его отличают классические каноны: широта охвата, причинно-следственные связи между отобранными фактами, наличие определенной авторской цели.

Как видно, информационный эфир анализируемых каналов представлен в основном информационными и аналитическими жанрами. Жанры художественной публицистики в информационных выпусках Си-эн-эн и «России 24» практически не присутствуют. Тем не менее наш анализ позволил обнаружить жанровые инновации, которые можно назвать смежными с художественной публицистикой, — информационную зарисовку и информационный фельетон.

Информационная зарисовка была выявлена в эфире «России 24». Так, 15 февраля 2013 г. монтаж фотоснимков из Челябинска после падения метеорита следовал за репортажем о событии. Основной типологический признак зарисовки – образность, художественность операторской работы (в данном случае работы фотографов). В теории жанров тележурналистики зарисовка не имеет четко определенного событийного повода. В данном случае образность и отсутствие закадрового текста позволяют нам соотнести анализируемый материал с зарисовкой, но информационный повод здесь определен и задан предшествующим материалом. Заметим, что и на Си-эн-эн данная форма используется (особенно во время освещения крупномасштабных событий, трагедий и т.д.), когда монтаж фотоснимков с фоновой музыкой вместо закадрового текста открывает или закрывает информационный блок. Это дает нам основания предположить, что рассматриваемая форма является жанровой инновацией, сочетающей черты информационных и художественных жанров.

Жанровая инновация, обладающая признаками фельетона и жанров информационной группы, был выявлена в вечернем эфире Си-эн-эн, а именно в постоянной рубрике программы «Андерсон Купер 360º» «РидикюЛист» (RidicuList, слияние “ridiculous” – «нелепый» и “list” – «список»). Основная цель этой рубрики – выявление абсурда, нелепости в происходящем событии или герое. Рубрика строго фактологична, изображаемые события и герои вполне реальны. Автор использует иронию, сарказм, гиперболу, аллегорию. Элементы сатиры часто переплетаются с юмором. Допускается даже смех ведущего (иногда выходящий из-под контроля). Композиционное построение рубрики играет важную роль. В качестве элементов (помимо видеоряда) используются синхроны, материалы других СМИ, отрывки из художественных фильмов или сериалов.

В данной рубрике мы находим и некоторые признаки эссе: позиция автора (в данном случае ведущего Андерсона Купера) является открытой и подчеркнуто индивидуальной, изложение непринужденно, иногда парадоксально, ориентировано на разговорную речь.

При этом вышеупомянутые черты жанров художественной публицистики сочетаются с информационными. Информационный повод актуален и задан конкретным недавно происшедшим событием. Так, темами рубрики становились развратное выступление певицы Майли Сайрус на церемонии вручения музыкальных наград, попытка кражи яхты в Калифорнии и др. Актуальность информационного повода делает эту рубрику уместной в конце новостной программы.

Анализ рубрики дает нам основание условно рассматривать данный материал как «информационный фельетон», однако его присутствие лишь в одной информационной программе пока не позволяет говорить об устойчивом, сформировавшемся жанре. Предлагаем зафиксировать данную рубрику как пример диффузии жанров художественной публицистики с информационными и считать ее инновационной, но пока еще не до конца устоявшейся формой информационного фельетона. Вопрос о жанровой самостоятельности такой формы должен пройти проверку временем.

В целом анализ жанровой типологии двух информационных каналов показал более широкий спектр на канале Си-эн-эн: 14 различных жанров (включая выделенные нами разновидности репортажа и интервью, а также условный жанр информационного фельетона). В материалах «России 24» мы обнаружили 11 жанров. Эфир американского канала отмечен преобладанием аналитических жанров, а эфир российского − информационных (табл. № 10). К гибридным формам мы отнесли информационно-аналитическое интервью, информационный фельетон и информационную зарисовку.

 

Таблица № 10. Соотношение жанровых групп на каналах Си-эн-эн и «Россия 24»

Канал

Информационные жанры

Аналитические жанры

Гибридные формы

Си-эн-эн

5

7

2

Россия 24

5

4

2

 

Полагаем, что на высокую степень аналитичности и присутствие инфотейнмента на канале Си-эн-эн может оказывать влияние коммерческая модель вещания и конкуренция на современном американском рынке, где явным лидером является успешный формат телеканала «Фокс Ньюс». В эфире канала «Россия 24» мы не обнаружили ни элементов инфотейнмента, ни длинных разговорных жанров (за исключением редких интервью). Это дает нам основания предположить, что государственная модель вещания, где отсутствует бремя рейтинговой борьбы в целях продажи эфирного времени рекламодателям, позволяет сохранить жанры тележурналистики в более «чистом» виде: без примеси инфотейнмента, без лишней полемики и без высокой степени диффузии. Такое наблюдение, однако, требует более глубокого научного анализа и, возможно, будет рассмотрено в дальнейших исследованиях.

Выводы. Итак, в ходе исследования мы смогли решить поставленные задачи и сделать следующие выводы.

  • Общая система жанров, использующаяся на двух каналах, является во многом сходной, однако жанровая структура американского канала отличается более широким спектром. Наиболее популярным жанром на обоих каналах является информационное сообщение.
  • Существенные различия между двумя каналами наблюдаются в популярности интервью (и смежных с ним жанров комментария, дискуссии, беседы) и выступлений на Си-эн-эн, что ведет к высокой степени присутствия «говорящих голов» (talking heads) на экране (корреспондентов, экспертов, аналитиков, гостей). Совместная доля интервью и выступлений (по количеству выходов в эфир) почти равна доле информационных сообщений. Это делает информационные программы американского канала более разговорными и более приближенными по стилю к разговорному радио (talk radio). Очевидно, что хронометраж разговорных жанров (интервью, выступлений, комментария, дискуссии и др.) во много раз превышает хронометраж информационных сообщений и репортажей. Время эфира, которое уходит на обсуждение, анализ, комментарий, с одной стороны, позволяет глубже вникать в суть происходящего, с другой — приводит к снижению информативности канала по широте новостного охвата. Заметим, что такая же тенденция характерна и для конкурентов Си-эн-эн («Фокс Ньюс», Эм-эс-эн-би-си). Полагаем, что в условиях высокой конкуренции коммерческие каналы делают ставку на прямой эфир и непосредственное присутствие на месте события, а также пытаются привлечь и удержать внимание зрителя разговорными жанрами и словесными баталиями.
  • В информационных выпусках государственного канала «Россия 24» количество «говорящих голов» заметно ниже;  в основном это ведущие рубрик, корреспонденты и интервьюируемые. В нашей выборке их количество составило 22 (по сравнению со 169 в выборке Си-эн-эн). Такая разница объясняется меньшей популярностью прямых включений и интервью, отсутствием дискуссий и бесед и отсутствием практики интервьюирования двух или трех героев одновременно. В условиях низкой конкуренции ставка государственного информационного канала сделана на меньшую (в сравнении с коммерческим каналом) степень аналитичности. Это достигается, во-первых, использованием информационных сообщений и репортажей в качестве доминирующих жанров. Во-вторых, отсутствием таких аналитических жанров, как комментарий, беседа и дискуссия, в информационных выпусках «России 24». В-третьих, преобладанием событийных репортажей над тематическими. На наш взгляд, это можно объяснить двумя возможными факторами: отсутствием необходимости привлекать и удерживать внимание зрителя в условиях низкой конкуренции (зритель не имеет выбора и смотрит то, что ему покажут) либо пропагандой, присущей любому государственному каналу (тексты информационных сообщений и репортажей проходят проверку на соответствие вещательной политике канала). Мы склонны считать более достоверной первую версию, так как пропаганда возможна в любом жанре, включая разговорные, что подтверждает пример канала «Фокс Ньюс», ведущего открытую консервативную пропаганду позиций республиканской партии.
  • В коммерческой модели Си-эн-эн нами были обнаружены примеры взаимопроникновения жанров: все более размытыми становятся границы между интервью и комментарием, выступлением и репортажем или выступлением и интервью. Эфир российского канала отличается меньшей диффузией и большей чистотой жанров. Границы между интервью, репортажем, выступлением являются более строгими. Среди жанровых инноваций нами были выявлены информационный фельетон и информационная зарисовка, сочетающие в себе черты информационной группы и художественной публицистики. Вопрос об их жанровой самостоятельности должен пройти проверку временем.
  • Исследование возможного влияния формы собственности на жанровые приоритеты позволило нам, помимо рассмотренного выше преобладания аналитичности, популярности разговорных жанров и жанровой диффузии в коммерческой модели, отметить и использование инфотейнмента (в частности, в рассмотренном нами информационном фельетоне) в условиях высокой конкуренции. Очевидно, что данные тенденции являются формами борьбы за зрителя. В модели государственного информационного канала с низкой конкуренцией мы наблюдаем более традиционные жанровые формы и отсутствие явной ставки на развлекательную составляющую информационного вещания.

 

Источник