Доставка ТВ-каналов: по земле или со спутника?
В конце сентября состоялся «Петербургский интернет-форум MSK-IX». В рамках мероприятия особый интерес «Теле-Спутника» вызвала панельная дискуссия: «Земля vs Спутник. Опыт распространения телеканалов по наземным сетям. Сокращение издержек вещателей и ТВ-операторов», участники которой обсудили преимущества и недостатки наземного и спутникового способа доставки ТВ-сигнала операторам платного ТВ.
РАЗНИЦА В ПОКРЫТИИ
В силу географических особенностей — огромной территории и низкой плотности населения за Уралом — Россия до сих пор не полностью охвачена наземными сетями связи. Может ли в таких условиях всерьез идти речь о наземной доставке телеканалов операторам, или пока эта прерогатива отдана спутнику? Какой из этих способов более предпочтителен?
Технический директор НАО «Национальная спутниковая компания» (торговая марка «Триколор») Юрий Резвяков напомнил, что существует два варианта доставки телеканалов — по земле и со спутника. По его мнению, нельзя говорить о том, что какой-то из этих способов лучше другого. «В каждом конкретном случае оператор выбирает более качественный, эффективный и доступный по цене способ доставки телеканалов до своего вещательного комплекса», — говорит Юрий Резвяков.
Он добавил, что Санкт-Петербург и Москва — не показательные города. В них уже 20 лет назад все было хорошо с оптикой. Если европейская часть России покрыта наземными линиями связи, то за Уралом сети проложены только по городам южной части — Новосибирску, Омску, Хабаровску, Владивостоку. «А в других городах люди не живут? Там нет операторов?» — задается вопросом Юрий Резвяков. И поясняет: «Что касается дистрибуции ТВ-каналов для операторов, существуют различные варианты. В каждом конкретном случае нужно ориентироваться на оптимальное решение», утверждает.
Директор проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX Григорий Кузин отметил, что на рынке есть распространенное заблуждение, что наземная доставка сигнала больше подходит для крупных городов — региональных центров и мегаполисов. «Я с этим согласен, но частично. Действительно, подключиться к сервису “Медиалогистика” для получения ТВ-сигнала можно в узлах MSK-IX, которые расположены как раз в крупнейших региональных центрах от Санкт-Петербурга до Владивостока. И большая часть потребителей сигнала из наземных источников подключается именно в крупных городах. Но это не означает, что только операторы оттуда пользуются “Медиалогистикой”. К нам подключены провайдеры из Челябинска, Уфы и многих других населенных пунктов», — заявил Григорий Кузин. Он уточнил, что к «Медиалогистике» подключены топ-10 ТВ-провайдеров, которые имеют охват почти по всей территории России, поэтому порядка 80% абонентов получают телесигнал, который операторы берут из наземных источников. «Мы работаем над тем, чтобы “Медиалогистика” пришла и в небольшие города и сравнялась по охвату аудитории и территории со спутниковой дистрибуцией», — поделился планами директор проекта.
В свою очередь продюсер телеканала «Наша Сибирь» Екатерина Кропотова уточнила, что задача вещателя далеко не всегда состоит в том, чтобы покрыть 100% территории страны. Главное — сотрудничество с операторами. «Чем с большим количеством крупных операторов мы сотрудничаем, тем лучше. Важен не охват территории, а охват аудитории. А основная аудитория проживает в крупных городах», — заявила Екатерина Кропотова.
Начальник отдела регионального развития телеканала РБК Ирина Станкевич придерживается иного мнения. Она считает, что пока никакая наземная доставка не может заменить спутниковую, так как те города и деревни, которые охватывает спутник, не всегда доступны для наземных сетей. «Я бы очень хотела, чтобы наша компания решала совершенно другие вопросы, которые не связаны с доставкой сигнала и охватом аудитории. Но для нас важна работа с регионами. Наши региональные партнеры делают свои региональные версии нашего канала. С раздачей сигнала у них бывают проблемы. Поэтому нам необходима технологическая платформа, которая поможет их решить. Очень бы хотелось для разных регионов это делать в режиме одного окна. Наземная доставка пока полностью не заменит спутниковую, но она годится в качестве резервного канала доставки сигнала», — сказала Ирина Станкевич.
КОСМИЧЕСКОЕ «КАЧЕСТВО»
Одной из главных проблем спутниковой доставки является чуткость спутникового сигнала к природным явлениям и другим помехам. Контролировать качество сигнала телекомпаниям и операторам при этом весьма проблематично.
Руководитель отдела продаж ЗАО «Первый ТВЧ» Любовь Василенкова рассказала, что все телеканалы «Первого ТВЧ», за исключением канала «Наша Сибирь» в формате 4К UHD, дистрибуцией которого занимается телекомпания, представлены на спутниковой платформе. При этом «Первый ТВЧ» сотрудничает с проектом «Медиалогистика» с момента его запуска. «Наша телекомпания более трех лет предоставляет операторам возможность выбора доставки сигнала. Мы не говорим о том, что они обязательно должны брать сигнал по земле, а информируем, что если они хотят получать отличное качество картинки без каких-либо преград, можно выбрать наземную доставку, так как на всех спутниковых платформах периодически происходят сбои», — комментирует Любовь Василенкова.
По ее мнению, основная проблема спутниковой доставки заключается в том, что контракт заключается только между вещателем и оператором. В этой цепочке нет спутниковой платформы. В результате всю ответственность за какие-то сбои несет телеканал, у которого не всегда получается оперативно реагировать на возможные проблемы с качеством сигнала со спутника. «У каждого способа доставки есть свои плюсы и минусы. Именно поэтому мы даем возможность операторам выбирать способ получения наших телеканалов. При этом “Медиалогистика” не является единственным проектом наземной доставки, с которым мы сотрудничаем. “Первый ТВЧ” работает с большим количеством операторов как в России, так и за ее пределами и предоставляет возможность наземной доставки сигнала им всем. В том числе и каналов в формате 4К», — уточнила руководитель отдела продаж телекомпании.
Григорий Кузин также отмечает, что наземная дистрибуция контента отличается от спутниковой тем, что платформа работает как в сторону вещателя, так и в сторону операторов, заключая договоры с обеими сторонами и прописывая SLA. В результате оператор и телеканал получают техническую поддержку и доступ к системе мониторинга, в которой могут наблюдать все параметры качества сигнала. Это позволяет экономить средства на приобретение собственных систем мониторинга.
ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС
Телевидение — это бизнес, который должен приносить прибыль участникам рынка. Соответственно, телекомпании и операторы при выборе способа доставки сигнала заинтересованы в оптимальном сочетании цены и качества.
Юрий Резвяков из «Триколора» сообщил, что оператор тоже получает каналы не только со спутника, но и по земле. «В каждом конкретном случае мы выбираем способ доставки исходя из экономической эффективности и политики телекомпании по распространению телесигнала», — подчеркнул он.
Григорий Кузин уточнил, что для того, чтобы телеканалу качественно охватить всю территорию России, ему нужно подняться минимум на два спутника, один из которых покрывает европейскую часть, а второй — Сибирь и Дальний Восток. А это влечет двойные затраты. «У нас уже есть кейсы, когда на европейской части РФ каналы распространяются через спутник, а Сибирь и Дальний Восток охвачены при помощи наземной дистрибуции. Таким образом достигается экономия на втором спутнике», — уточнил руководитель «Медиалогистики».
По мнению Екатерины Кропотовой, затраты на подъем телеканала на спутник ощутимы для любого правообладателя. «С точки зрения соотношения стоимости и качества доставки сигнала телеканала наземный вариант для нас оптимален. Мы это поняли, еще когда “Наша Сибирь” существовала только в HD-формате. Поэтому запустив UHD-версию, мы пошли таким же путем», — пояснила она.
Главный сетевой инженер ООО «БФА-Телеком» Илья Варченко рассказал, что оператор не так давно ушел от приема сигнала со спутника и перешел на наземный способ. Основная причина такого решения — разница в расходах. «Телевидение должно приносить деньги, иначе нет смысла в оказании этой услуги. Обслуживание и поддержка спутниковой части и арендная плата за антенный пост были для нас слишком велики. У нас был собственный бизнес-центр, на котором находился антенный пост. Потом хозяева бизнеса продали здание и нам пришлось платить аренду. Расходы резко возросли, а доходы уменьшились. Поэтому приняли решение перейти на получение сигнала по земле», — поделился он.
В то же время Илья Варченко признал, что если бы проблемы с бизнес-центром не возникло, компании имело бы смысл оставить прием сигнала и со спутника, и по земле. Он считает, что нужно ориентироваться на спрос абонентов: если востребованный зрителями канал распространяется только по земле, нужно постараться получить его этим способом. Это же касается и спутниковой доставки.
По опыту Ильи Варченко, затраты на доставку сигнала для разных операторов могут различаться. Если оператор обладает собственной сетевой инфраструктурой и линиями связи, ему будет проще и менее затратно наладить прием телеканалов по земле. Если для этого придется строить дополнительную инфраструктуру, затраты будут выше. Так же и со спутником — если антенный пост уже построен, проблемы с приемом сигнала со спутника не будет. Если антенного поста нет, нужно будет закупать соответствующее оборудование, что приведет к дополнительным тратам.
Любовь Василенкова дополняет, что как со спутниковой, так и с наземной доставкой затраты несут не только операторы, но и правообладатели. «Но при наземной доставке могут быть рассмотрены разные варианты затрат со стороны оператора, так как в каких-то случаях мы можем взять часть этих затрат на себя», — уточняет она.
ГДЕ БОЛЬШЕ?
Согласно статистике, которую привел Григорий Кузин, сейчас 440 телеканалов, имеющих лицензию на вещание в России, присутствуют на спутнике, а 270 — в наземных источниках доставки. 43% каналов есть и на спутнике, и на земле, 10% — только на земле, а 47% — только на спутнике. По словам руководителя «Медиалогистики», еще два года назад ситуация была совершенно другая: 95% телеканалов были на спутнике и только 5% распространялись по земле. «С приходом формата 4K стало появляться больше телеканалов, которые распространяются только по земле», — подчеркнул Григорий Кузин.
Также он обратил внимание на тот факт, что рост количества каналов, которые распространяются по земле, в основном происходит за счет появления их специальных версий для ОТТ-вещания. Нет необходимости поднимать их на спутник, так как потребителем является ОТТ-провайдер, у которого в принципе нет спутниковой инфраструктуры.
Любовь Василенкова уточнила, что из тех операторов, с которыми работает «Первый ТВЧ», около 40% берут сигнал только по земле, остальные в основном из двух источников.
«Мы находимся в той стадии развития вещательного рынка, когда необходимы любые способы доставки сигнала. Разные телеканалы решают совершенно разные задачи. Огромная территория России вынуждает применять различные способы доставки», — резюмировала Ирина Станкевич из РБК.