В какую сторону движется платное ТВ: итоги конференции АКТР

В конце мая Ассоциация кабельного телевидения России (АКТР) провела в Ялте четвертую общероссийскую отраслевую кабельной и медиа индустрии, тема которой была обозначена как «От платного телевидения к ОТТ: экономика кабельных сетей в переходный период». На ней операторы и вещатели решали, как больше зарабатывать и развиваться, а также предсказывали, каким будет платное телевидение. В первой публикации, посвященной этому мероприятию, «Теле-Спутник» приводит тезисы выступления замглавы Минкомсвязи Алексея Волина о состоянии отрасли платного ТВ и гендиректора группы компаний «Орион» Кирилла Махновского о подходе спутникового оператора к внедрению формата Ultra HD.

НЕ ВСЕ НОВОЕ ОДИНАКОВО ПОЛЕЗНО

Сессию, посвященную развитию телевизионного вещания в России, открыл Алексей Волин. Он сообщил, что в течение 2017 года на территории России закончится создание инфраструктуры цифрового эфирного телевидения. По его словам, сегодня свыше 95% населения РФ имеет техническую возможность приема десяти каналов первого мультиплекса, а 64,8% россиян могут принимать каналы первого и второго мультиплексов в цифровом качестве. «Цифровое эфирное ТВ очень сильно влияет на бизнес кабельных операторов, ведь наличие двадцати каналов в хорошем качестве в бесплатном пакете с 2019 года — это серьезная конкурентная среда», — отметил Алексей Волин.

Затем он коснулся практики антипономольного регулирования. Заместитель главы Минкомсвязи отвергнул опасения о том, что на кабельном и телевизионном рынках установилась монополия. С точки зрения Министерства это замечательно, когда значительную долю рынка держит 5-6 крупных компаний, в противном случае Россия никогда не станет конкурентоспособной на мировом уровне. «Без крупных холдингов мы никогда не будем иметь ни национального ТВ, ни национального продакшена, ни национальной кабельной и спутниковой индустрий. Мы категорически не приветствуем искусственное дробление, более того считаем, что консолидация рынка носит позитивный характер», — подчеркнул он. На последовавший из зала вопрос, остается ли в этой ситуации место для мелких и средних игроков, Алексей Волин ответил: вне всякого сомнения. По его мнению, у малого и среднего бизнеса есть очень серьезное преимущество — он более поворотлив в сравнении с крупным бизнесом, быстрее внедряет новации, всегда клиентоориентирован.

Одним из самых острых вопросов стал поиск справедливого способа распределения дохода между операторами и вещателями. По мнению Минкомсвязи, это тот способ, о котором игроки договариваются между собой. «Давайте смотреть на вещи объективно: сегодня у вещателей возможностей и шансов больше, чем у операторов, потому что количество [платформ, помогающим вещателям] дойти до своей аудитории очень велико, — рассудил Алексей Волин. — В этой ситуации кабельщики и спутниковые операторы оказываются в очень жесткой конкурентной среде».

Последние годы увеличивается количество путей распространения ТВ-контента. Это не только эфир, кабель и спутник – все больше контента доставляется по Интернету. Пользователь может смотреть ТВ-каналы в любой точке земного шара, где существует нормальное подключение к Интернету. Одновременно растет количество устройств, с помощью которых потребитель смотрит ТВ-контент. Телевидение уже давно не смотрят собственно по ТВ – для этого задействуют и смартфон, и планшет. Вместе с тем доля мобильного Интернета у пользователей вытесняет долю фиксированного доступа. По мере развития сетей 4G все больше людей переходит в мобильный Интернет, особенно это касается молодежи. У юного поколения большой объем телесмотрения занимает так называемый time-shift/catch-up и просмотр на портативных устройствах.

В связи с этим перед отраслью встает ряд задач. Первая – кабель получает шанс стать премиальной услугой, чему впрочем сильно мешает ситуация с ARPU. Для пользователя, конечно, хорошо, что данный показатель у нас один из самых низких, однако если говорить про развитие премиального сегмента, то совершенно ясно: в перспективе он не сможет развиваться на дешевой основе, уверены в Минкомсвязи. «Но это проблема сугубо психологическая, потому что не поменяв восприятие пользователя, мы ничего не добьемся», – сказал Алексей Волин.

Вторая задача – работа с молодой аудиторией. Будущее отрасли зависит от того, удастся ли ей приучить юного зрителя смотреть контент на телевизионном экране. Если молодежь останется на мобильных устройствах и будет ограничиваться невысоким качеством просмотра, то для индустрии это обернется серьезной проблемой, предупредил замминистра. Нужно, чтобы молодое поколение – когда станет платежеспособным – захотело получать премиальную услугу на большом ТВ-экране со всеми прибамбасами.

Алексей Волин (в центре) во время выступления на четвертой конференции АКТР. Фото: «Теле-Спутник»

В заключение Алексей Волин напомнил о том, как сильно поменялась ситуация между спросом и предложением на рынке. Если раньше производители реагировали на спрос, то сегодня они наоборот пытаются навязать спрос. «Здесь важно пройти между двумя опасностями. Первая — опоздать с внедрением новшеств и отстать от технического прогресса, вторая — потратить деньги на модное нововведение, которое через пять лет устареет. В этом плане роль регулятора заключается в том, чтобы донести до рынка мысль — не все новшества одинаково полезны», — подытожил заместитель главы Минкомсвязи.

КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ULTRA HD

Развивая мысль о своевременности новшеств, Кирилл Махновский, генеральный директор группы компаний «Орион», рассказал о практике внедрения стандарта Ultra HD в России. Компания получает много запросов от абонентов насчет сроков запуска Ultra-HD-вещания, а потому считает важным понять, стоит ли ввязываться в эту историю и как зарабатывать на новой технологии. С точки зрения оператора Ultra HD означает более высокую стоимость поддержки формата. Так, в сравнении с HD передача сигнала сверхвысокой четкости требует скорость в канале от 18 до 27 Мбит/с, что автоматически повышает стоимость доставки в 10-15 раз. Следовательно, возрастают и затраты на автоматизированные системы вещания (play out): стоимость хранения контента по сравнению с HD повышается в 11-40 раз, а инвестиции — в 30 раз, или до $120 тыс. (в случае с HD-системой play out – $7,5-19,5 тыс.).

Нюансы потребления UHD-контента есть и с точки зрения зрителя. Как отметил Кирилл Махновский, в большинстве случаев пользователь обманывает сам себя, так как не может оценить все преимущества картинки сверхвысокой четкости. Дело в том, что для раскрытия всех свойств Ultra HD требуется не только телевизор с крупной диагональю, но и большое пространство. Для оптимального восприятия контента сверхвысокой четкости на телевизоре с экранов 50 дюймов стоит располагаться на расстоянии 1,5-2,4 метра от экрана. В противном случае зритель не увидит разницы между HD и Ultra HD.

Другая проблема в том, что Ultra HD слабо распространен на рынке потребительского оборудования. Так, по данным J’son & Partners Consulting, наличный парк телевизоров в России составляет 100,3 млн устройств с прогнозом роста до 106,2 млн к 2020 году. При этом доля Ultra HD в наличном парке ТВ-приемников не превышает 1%. В 2016-м доля моделей с поддержкой стандарта UHDTV в общем объеме проданных телевизоров меньше 2%, из них только 11 % составили UHD-телевизоры с диагональю более 75 дюймов — они считаются наиболее оптимальными для просмотра контента сверхвысокой четкости.

В условиях ограниченного спроса единственным решением может быть формирование премиального телевидения на основе Ultra HD, убежден Кирилл Махновский. Если российский рынок перейдет к рыночной модели распространения UHD, то получит новый драйвер. Наряду с перечисленными препятствиями остается проблемой и то, что интересы производителей контента и операторов противоречат друг другу: первые заинтересованы создать продукт, чтобы продать его подороже, а вторые не готовы платить дополнительных денег, не обеспеченных дополнительным доходом от абонентов. По мнению главы «Ориона», решение здесь одно — генерация дополнительного дохода через формирование пакетов Ultra HD. Для этого необходимо достичь отраслевой договоренности о централизованной стратегии распространения UHD-формата операторами платного ТВ, провести просветительскую кампанию для абонентов, раскрывающую преимущества новой технологии, а также сформировать и использовать единые принципы пакетирования. Кирилл Махновский предложил создать на базе АКТР рабочую группу, которая занялась бы продвижением Ultra HD. «Я уверен, в этом заинтересованы как производители контента, операторы, так и изготовители телевизоров», — заявил он.

 

Источник