Бизнес в 2015 году: перспективы и реалии

Генеральный директор Astra Media Group Кирилл Александрович Кудинов рассказал о том, с чем пришлось столкнуться российским компаниям в кризис и в какой области сегодня выгоднее начинать свое дело.

Опишите общую ситуацию на рынке. Можно ли говорить о наличии кризиса?

Я думаю да. На сегодняшний день отрицать кризис невозможно – действительно он есть и более того, есть последствия. Достаточно большое количество, как наших клиентов, так и предпринимателей в целом переживают по этому поводу. Есть проблемы с платежами. Некоторые клиенты могут просить отсрочки или приостанавливать договоры, другие – оплачивать счета частично или не платить вообще. Наблюдается паническое состояние части игроков на рынке и это оправдано.

Для кого кризис представляет наибольшую опасность?

Я считаю, что есть две категории компаний, которые пострадают прежде всего. Первая – те, кто напрямую зависит от  курса евро и доллара – это такие виды бизнеса, как автодилеры, банки, туристические компании, брендовая одежда. Уже сейчас путевки подорожали в два раза, выросла стоимость большинства зарубежных автомобилей, банки стали  меньше давать кредиты и под существенно больший процент. Большинство таких игроков в зоне риска, у них определенно будут сложности.

Есть вторая категория компаний, на которых будут экономить. Это фирмы, которые предоставляют некие избыточные услуги, которые в текущих реалиях будут не оправданы, например, дорогие корпоративы, элитные салоны красоты и рестораны высокой кухни и так далее.

Как вы думаете, кому сложнее придется – крупному бизнесу или малому?

Я думаю, что здесь все очень индивидуально и зависит, в первую очередь, от сферы деятельности и от того, попадает ли бизнес в список тех компаний, которые подвержены кризису. Так маленькая компания, занимающаяся, к примеру, продажей айфонов, может быстро перестроиться, поменять поставщиков, начать продавать отечественного производителя, минимизировав ущерб, а большим это сделать будет сложнее.

Как будет складываться ситуация на кадровом рынке?

Менее всего будут подвержены сокращениям те позиции, которые имеют отношение к увеличению продаж — менеджеры, маркетологи. Также останутся востребованными сотрудники IT-сферы. Охотнее станут брать на работу студентов или людей с небольшим опытом, потому что они будут стоить существенно дешевле, а на фоне текущей рыночной ситуации это станет весомым аргументом.

Я думаю, что сотрудники, понимая всю ситуацию,  не будут стремиться менять работу. Сейчас они должны наоборот усерднее работать, проявлять себя перед компанией, перед руководством, чтобы укрепить свои позиции.

Какие еще основные моменты стоит учесть при создании стратегии развития компании в кризис?

Кризис — это, с одной стороны, сильный удар, с другой стороны  — и шанс, и вызов. В таких условиях нужно максимально мобилизовать усилия. Конечно, имеет смысл минимизировать необязательные статьи затрат. Нужно, к сожалению, сокращать и неэффективных сотрудников, которые не дают хорошего результата. В первую очередь, нужно сосредоточиться на продуктивности, на повышении результатов компании. Очень серьезно стоит задуматься о том, стоит ли делать скидки и понижать цены. Это не совсем правильный путь и обычно он ни к  чему хорошему не приводит. Понизив цену один раз, поднять ее на тот же уровень будет сложно.  Кроме того, понижая цену, мы, скорее всего, понижаем качество  продукта или услуги, которые производим.

Вместе с тем, в кризис клиент становится избирательнее, и когда он платит деньги, то хочет получить максимально качественный продукт. Повышать цены  сейчас тоже крайне неразумно, потому что найдутся те, кто оставит цены  на прежнем уровне и за счет этого сохранит лояльность своих клиентов. Хорошим решением в такой ситуации я вижу продажу услуг или товаров в большем объеме, но за те же деньги. Это может стать хорошим конкурентным преимуществом с минимальными вложениями с вашей стороны.

Какие перспективы в этом году у тех, кто открывает свой бизнес?

Перспективы, на мой взгляд, не хуже, чем были раньше. Рынок поменялся, появилась определенная специфика, но, зная ее, можно принимать решения о бизнесе, которым вы хотите заниматься исходя из текущих реалий, что значительно проще, чем пытаться это сделать до кризиса. Открывая новый бизнес сейчас, стоит обратить внимание на собственное производство, потому что все, что мы ввозим из-за границы, попало под санкции  или стало запредельно дорого. Это действительно хороший шанс, потому что внимание нашего внутреннего покупателя приковано к тем товарам, которые не вырастут в цене. Очень хотелось бы, чтобы производимые товары были хорошего качества и могли заменить тот импорт, который был у нас раньше. Сейчас достаточно удачное время для того, чтобы начать что-то делать, но делать это надо вдумчиво и осторожно.

Какую нишу или сферу вы бы посоветовали выбрать?

Я думаю, что сейчас абсолютно неперспективно открывать бизнес из серии «купи-продай», то есть покупать что-то заграницей и продавать здесь. Стоит задуматься о производстве чего-то в нашем регионе, в нашей стране. Я думаю, что хорошо будет развиваться  сельскохозяйственное направление – мясо, сыры, фрукты и овощи, которые после санкций у нас либо серьезно подорожали, либо исчезли с полок. Также, полагаю, есть неплохие шансы у производителей одежды и обуви.

Какие технологии помогут справиться с кризисом?

Основной акцент стоит сделать на увеличении продаж. Можно на чем-то экономить, можно сокращать расходы, но грандиозного результата это не принесет. Нельзя сократить 80% издержек и остаться на том же уровне качества. Прежде всего, нужно думать и вкладываться в развитие и продажу собственных услуг или товаров. Здесь важно учитывать две составляющих — привлечение клиентов в компанию и  качественную работу с ними. Для привлечения клиентов как никогда актуальным будет интернет-маркетинг. Ведь при правильном выборе стратегии продвижения, увеличить продажи можно уже через несколько дней после старта. А регулярное применение таких инструментов как SEO, SMM и e-mail-маркетинг позволит снизить затраты на привлечение клиентов.