«Иногда события, происходящие в кадре, важнее качества съемки»: Максим Иванов об интеграции зрительского контента на ТВ

Почему на ТВ используют любительские съемки, как привлечь и удержать перед экраном мужскую аудиторию, сможет ли интернет потеснить телевидение и каким станет телевидение в будущем рассказал главный режиссер телеканала Т24 — Максим Иванов.

— Максим, какие трансформации телеканал Т24 претерпел с момента создания?

— В 2015 году на телеканале произошел ребрендинг, после чего появилось больше русскоязычного контента и документальных фильмов собственного производства. Сейчас в эфире осталась иностранная закупка, но в меньшей степени. Прежде всего, нам интересно рассказывать про отечественные разработки, технику и технологии, и, конечно, про наших героев.

— Назовите программы, которые вы считаете визитной карточкой канала.

— В линейке наших топовых продуктов — программа «Полигон». Она рассказывает о современной армии, последних военных разработках и технологиях. Помимо этого мы выпускаем другие тематические проекты для мужчин на тему спорта, строительства, и даже кулинарии. Например, в нашей программе «Самый — самый» речь идет о самой крутой технике, сооружениях, открытиях, научных разработках, о том, как они были изобретены, как работают, чем отличаются и т.д. Отдельная тема — тачки. В проекте «Дай порулить» показано на чем можно покататься и полетать.

— Какие передовые технологии используете для создания оригинального контента телеканала?

— В проекте «Гражданское оружие» возникла идея пострелять под водой. И когда мы столкнулись с тем, что надо погрузить высокоскоростную камеру под воду, то пригласили людей из кино. Вместе с нами они разрабатывали специальные боксы под эти камеры, которыми мы не могли рисковать. Подготовка была долгой и скрупулезной, и все для того, чтобы просто снять выстрел под водой. Ведь для таких съемок используется определенный свет, нанимаются опять же операторы-дайверы. Инновационные технологии и изобретательность позволяют нам показать сложные процессы на съемочной площадке нетривиальным способом.

Матрица – это идеальный телевизор будущего.

— Сколько человек входит в съемочную команду?

— Наши съемочные группы разъезжают по всей стране. На данный момент в моих полномочиях, как главного режиссера, курировать продакшн и постпродакшн. Обсуждать с режиссерами приемы съемки и следить за нашим стандартом качества. Поэтому мне реже удается снимать самому, больше приходится помогать проектам на этапе разработки и подготовки съемки. На проекте «Полигон», куда мне еще удается ездить, средний состав съемочной группы — 7-8 человек. Стандартно в нее входит автор, режиссер, 2-3 оператора (в зависимости от сложности), звукорежиссер, инженер и продюсер.

— Какое время занимают съемки одного сюжета?

— Фильм обычно снимается 5 дней. Многое зависит от темы и дальности локации. Зачастую мы вынуждены подгадывать съемки под события, которые происходят в стране. Ведь, например, старт ракеты под нас никто не организует, поэтому мы ждем старта и снимаем об этом фильм, где кульминацией или началом является полет в космос.

— Вспомните ваши самые экстремальные съемки.

— Чисто психологически для меня самой сложной была съемка в Сирийской Арабской Республике, куда мы поехали снимать цикл документальных фильмов. Конечно, предварительно мы были максимально проинструктированы военными и всегда были под их чутким наблюдением. И, тем не менее, когда ты знаешь, что происходит в стране, то едешь в такие горячие точки, опасаясь за все. Помню свои ощущения, вокруг тебя пустыня и вот на горизонте появляется некий слепок ушедшей жизни — дом, разрушенный миной или взрывом, где ты находишься рядом. Переживания от увиденного сложно передать словами.

Инновационные технологии и изобретательность позволяют нам показать сложные процессы на съемочной площадке нетривиальным способом.

Остальные моменты достаточно рядовые. Так или иначе, но программы телеканала Т24, тот же «Полигон», «Гражданское оружие» или «Дай порулить» сопряжены с некой опасностью, где постоянно что-то взрывается, стреляет или быстро движется. Но под каждый опасный кадр мы придумываем свои механизмы защиты для съемочной группы и обговариваем все детали заранее, потому что безопасность для нас первостепенна.

— На вашем счету, помимо телевизионных проектов есть корометражка «Витька вор и дядька его Егор», а также криминальная комедия «Пассажир». Есть ли у вас свой режиссерский почерк, может, какие-то любимые приемы?

— Появился еще короткометражный фильм — «Холод» по мотивам одноименного романа Андрея Геласимова. Недавно фильм был отмечен на фестивале экранизаций «Читка».

Наверное, я бы не сказал, что есть какой-то почерк, потому что все эти фильмы очень разные. Скорее мне нравится применять те или иные методы съемки, искать что-то новое в режиссуре. Если в какой-то момент мне интересно снимать одним планом, то я обычно фокусируюсь на этом приеме до тех пор, пока не пройду этот этап для себя и не интегрирую его в продакшн. К работе над собственными фильмами стараюсь привлекать команду Т24. Ведь собрать свою съемочную группу — это почти половина дела.

Помню свои ощущения, вокруг тебя пустыня и вот на горизонте появляется некий слепок ушедшей жизни — дом, разрушенный миной или взрывом.

Вы упомянули писателя Андрея Геласимова. Насколько помню, предыдущая работа у вас была поставлена по его же произведению. Почему вновь к нему обратились?
Мне очень нравятся его произведения за глубину мысли и человеческие истории. Его читать несложно, но в нем чувствуется, какая-то мощь, после прочтения становишься как будто на один level выше и добрее.

— В чем для вас главное отличие работы режиссера в кино и на ТВ?

— В сценарии. В игровом кино есть режиссерский сценарий. И на площадке ты максимально ему следуешь. Как говорил Рене Клер — «кино уже придумано, осталось его только снять». А в документальных проектах на телевидении это не работает. Конечно сценарий здесь тоже пишется до съемок, но мы зависим от многих явлений, которые не можем контролировать. Поэтому если что-то идет не так, то нам приходится «здесь и сейчас» менять задуманное.

— Расскажите о конкурсе «Взлетай и снимай». Как возникла идея использовать любительские съемки на телеканале?

— В прошлом году на конкурс «Взлетай и снимай» зрители прислали очень много работ со всей страны и не только. И, в какой-то момент, мы поняли, что в нашем архиве лежит огромное количество интересного материала. В результате лучшие работы решили поставить в оформление телеканала. Они вполне отвечали нашему формату и стали хорошим дополнением. Конечно, любительская техника все равно не позволяют делать контент телевизионного уровня. Но иногда события, происходящие в кадре, важнее качества съемки. И все же, в основном, мы стараемся снимать сами, с разных камер, чтобы это было смотрибельно.

Если что-то идет не так, то нам приходится «здесь и сейчас» менять задуманное.

— Требования к участникам не изменились? Съемка по-прежнему осуществляется на квадрокоптер?

— Верно. Остаются основные номинации — города, красивые пейзажи и экшн, где проверяется не только фотогеничность картинки, но и техника исполнения. Перед запуском прошлого конкурса мы записали несколько обучающих роликов, где рассказывали о разных приемах съемок на квадрокоптер. В этом году прием работ стартовал с 8 июля.

— Как вы думаете, с чем связано повальное увлечение съемкой с квадрокоптера?

— Желание увидеть мир с другого ракурса. Люди с самого развития человечества хотели забраться куда-то повыше, на какую-нибудь гору и посмотреть на мир с высоты птичьего полета. С помощью съемочного дрона теперь каждый человек получает такую возможность. Не исключаю, что скоро появятся любительские съемочные аппараты, которые смогут лететь еще выше. У нас тогда будет много видео из космоса (смеется).

Многие кричат, что интернет победит телевизор. Как площадка, может быть, но с точки зрения производства качественного продукта — нет.

— Какой процент любительской съемки от общего контента вы используете на своем телеканале?

— Небольшой, примерно 1-2%. Опять же это связано с тем, что все научились снимать, но есть ряд технических нюансов в обращении с камерой. Основа телевизионной съемки — профессионализм.

— На ваш взгляд, как телевидению конкурировать с новшествами социальных сетей, например, таких как YouTube, Instagram, Tik Tok и других, куда так быстро уходит цифровое поколение Z?

— Настало то время, когда телеканал вышел за рамки вещания просто по телевизору. Есть определенные сдвиги в вопросах потребления контента. К примеру, помимо YouTube, контент телеканала Т24 теперь выходит в приложении «Моя планета», которое можно смотреть на смартфоне в отличном качестве без рекламы. Продукт должен доходить до зрителя разными путями. В том числе и через телевизор, и через интернет. Поэтому одно другому должно только помогать. Многие кричат, что интернет победит телевизор. Как площадка, может быть, но с точки зрения производства качественного продукта — нет.

Люди с самого развития человечества хотели забраться куда-то повыше, на какую-нибудь гору и посмотреть на мир с высоты птичьего полета. С помощью съемочного дрона теперь каждый человек получает такую возможность.

— Какими передовыми возможностями вы бы наделили кибертелевидение новой эры?

— Ощущением. Может быть, скоро на телевидение придут новшества из мира VR-технологий, которые сильно подменят реальность. Если обмануть все наши 5 чувств, то, рано или поздно, произойдет полное погружение в матрицу.

Матрица — это идеальный телевизор будущего. Например, ты сидишь, а на самом деле ты не знаешь об этом, потому что ментально ты живешь в другом измерении.

— Не опасно ли потерять себя в таком телевизоре?

Конечно, опасно. Здесь нужен какой-то баланс. Нужно реальную жизнь насыщать всякими интересными штуками.

— Как вам кажется, могут ли подобные цифровые технологии в корне изменить профессию режиссера?

— В корне — нет. Потому что задача режиссера все равно останется прежней, просто поменяется механика. Мы рассказываем истории про людей. Все остальное — это декорации. Был же пример, когда показывали в Каннах фильмы на 360 градусов. И в зале не могли понять, куда смотреть. В этом и состоит задача режиссера — сначала направить внимание своего зрителя, а потом дать эмоцию. А какими технологиями все это будет достигнуто не так уж важно.

Все научились снимать, но есть ряд технических нюансов в обращении с камерой. Основа телевизионной съемки – профессионализм.

— Какой фильм с неизбитым сюжетом особенно впечатлил.

— Сериал Breaking Bad Во все тяжкие» — прим. tvkinoradio.ru). До сих пор помню, как посмотрел первую серию. В ту ночь я так и не лег спать, а потом поехал на съемки. Все происходящее в сериале меня так захватило, что я был таким бодрым, будто выпил литр кофе.

— Главный режиссер телеканала Т24 — это….

—  …работа дома, работа в поездках, работа ночами. Много смотрю и стараюсь все лучшее привносить к нам на телеканал. Самое плохое — стагнация. Для меня работа и хобби — это одно.

Источник