Насколько российские пользователи заинтересованы в UHD-контенте, готовы ли сети отечественных провайдеров «переварить» такой вид трафика, каковы точки роста для телеком-рынка — об этом и многом другом мы побеседовали с Виталием Шубом, советником президента компании ТТК.
Интервью с сайта Кабельщик (cableman.ru)
Кабельщик: Какую долю видеотрафик занимает в общей структуре интернет-трафика ТТК? Как эта цифра меняется?
Виталий Шуб: Мы не анализируем детально трафик, который получаем от абонентов, поскольку системы контроля трафика (DPI — Deep Packet Inspection) на сегодняшний день все еще слишком дороги для тех задач, которые они решают. Но по большому счету, пропорции нашего трафика не отличаются от общерыночных.
ТТК является одним из членов большой пятёрки на магистральном рынке и играет на равных с другими игроками, имея близкую топологию сети, протяжённость, пропускную способность и количество стыков с партнерами.
К.: Как, на ваш взгляд, оператор в принципе может использовать такие данные?
В. Шуб: Есть такая концепция — Big Data или «Большие данные», в соответствии с которой считается, что результаты сбора и анализа большого количества информации, вплоть до сведений о наборе и объеме используемых потребителями товаров, например, стирального порошка или собачьего корма, — коммерчески востребованный продукт. На мой взгляд, теоретически монетизация такой информации возможна, другое дело, что те сервис-провайдеры и VOD-платформы, которым эти данные были бы интересны, сейчас находятся не в самом блестящем финансовом положении. Те же онлайн-кинотеатры, по крайней мере, в России, пока в основном представляют собой loss-центры, а не profit-центры, то есть центры генерации убытков, а не прибыли, они больше тратят деньги, чем зарабатывают.
Поэтому на сегодняшний день на Big Data в России реальный коммерческий спрос невелик, хотя в перспективе это достаточно интересное направление, под которое рано или поздно появится и маркетинг, и коммерция. В частности, могла бы быть интересна и наша статистика, потому что у ТТК гигантская география присутствия — 250 городских сетей по всей стране.
К.: Понятно, что Москва и Питер являются лидерами по потреблению видеотрафика, а какие ещё регионы лидируют?
В. Шуб: Любое потребление видеотрафика совершенно точно соответствует демографическим данным. Видеотрафик, точно так же, как весь телекоммуникационный трафик, тяготеет к крупным и средним городам, то есть городам-миллионникам и с населением 500 тысяч +, потому что в них живут одни и те же люди и смотрят они, в принципе, одно и то же.
К.: Давайте поговорим о технологиях. В этом году на выставке IBC практически на каждом стенде либо показывали, либо говорили об Ultra HD, 4К, 8К и прочих форматах видео. Получается, что компаний и людей, которые видят в этом направлении точку роста для телеком-операторов — достаточно. А какие точки роста для нашего рынка видите вы?
В. Шуб: Для фиксированного телекоммуникационного сегмента точка роста — это повышение разрешения видео до UHD/4К, S-UHD/8К и так далее. Технологических предпосылок для чего бы то ни было другого просто нет. Рост разрешения — объективный процесс, который сейчас невозможно ни оспорить, ни остановить. После провала «очковой» стереоскопии индустрия нашла новую золотую жилу, поэтому вокруг 4К действительно нагнетается настоящий ажиотаж. Я читал обзор IBC этого года, так что прекрасно понимаю, о чём идёт речь.
В беспроводном же сегменте точка роста — это, конечно, конвергенция и передача сотовым компаниям функций универсального оператора, то есть развитие мобильного triple-play и quadro-play.
Теоретически есть ещё одна возможная точка роста — это конвертация однонаправленного спутникового DTH-вещания в двунаправленный телемедийный сервис, с реализацией всех функций IPTV (в первую очередь это касается VSAT-операторов и тех провайдеров, которые вложились в развитие Кa-диапазона, спутниковых платформ и сети терминалов, в том числе и персональных). Здесь минимально влияние задержек, обусловленных высотой подвеса спутника на орбите, которое для IPTV не критично — 0,3-0,5 секунд. Да, голосовая связь и видеоигры с такими задержками будут испытывать некоторые проблемы, но интерактивное телевидение их вполне «переварит».
Конечно, здесь есть определенные рыночные реалии, корректирующие радужные планы спутниковых операторов по переходу на новое качество, но рано или поздно эта плотина будет пробита.
Кстати, возвращаясь к наземному сегменту, можно отметить еще одну тенденцию, наряду со стремлением к повышению разрешения телевизионной картинки идет работа над увеличением иммерсивности, вовлеченности зрителя в видеоизображение. А этого, в том числе, можно добиться и за счет все того же увеличения разрешения.
В свое время «священным Граалем» было стереотелевидение (3D): наделали телевизоров с очками, пренебрегая тем фактом, что людей очки раздражают. В итоге покупатели рублём, долларом, евро проголосовали против этой идеи, а «безочковая» аутостереоскопия до сих пор не может выйти из катотонического состояния. Тем не менее, отрасль должна развиваться, вовлеченность телезрителя в картинку должна расти.
К.: Насколько потребитель нуждается в этом?
В. Шуб: Потребитель нуждается в этом ровно настолько, чтобы перестать отличать искусственную картинку на экране от реального изображения. В конечном счёте, речь идет о создании «альтернативной» реальности, неотличимой от «реальной» реальности. Поэтому все разговоры на тему «вот сейчас надо остановиться, все кончилось, отрасль закрылась, потому что картинка хороша до невозможности, развиваться дальше некуда» — это чистой воды бред. В реальности потенциал развития технологии увеличения разрешения ещё далеко не исчерпан. Существует колоссальное маркетинговое давление со стороны производителей телевизоров (а это гигантские корпорации), которым необходимо обеспечить определённую цикличность замены телеприёмников у телезрителей, поэтому пока картинка не дойдёт до уровня полной неотличимости от реального изображения, интенсивное развитие телеиндустрии будет продолжаться.
К.: А на ваш взгляд, Ultra HD или 8К неотличимы от реальности?
В. Шуб: Нет, отличимы. Вот, например, компания Haier — это крупный китайский производитель бытовой техники и электроники, недавно анонсировала телевизор с разрешением 10К. При большой диагонали экрана (103 дюйма), пространственное разрешение экрана в нем составляет всего лишь порядка 150 рpi, это очень далеко от пределов физического разрешения глаза. Понимаете, в смартфонах мы уже вышли за пределы физических возможностей глаза, 300 рpi — сто микрометров на пиксел, это тот предел, при котором глаз среднестатистического пользователя, как считалось ранее, перестает видеть отличия. Казалось бы, гонка в смартфонах должна была остановиться на 300 рpi, то есть на уровне Full HD-разрешения (1080р), но она не остановилась. Sony недавно анонсировал новый смартфон с разрешением экрана 4К — Z5 Premium, порядка 800 ppi. Почему? Потому что выяснилось, что у человека существуют и другие психофизиологические механизмы восприятия изображения зрением, более сложные, чем просто способность различить две точки на экране, и они дают существенный вклад в субъективное восприятие качества картинки и в эту самую вовлеченность. Поэтому сейчас эмпирическим пределом разрешения экранов считается 10 микрометров, а не 100! Поделите метровую или полутораметровую ширину экрана телевизора на 10 мкм, и вы получите предельное разрешение экрана. Но на огромном экране, где большой пиксел, эта кривая не пройдена даже наполовину, потенциал гигантский.
К.: Разве изображение, которое дают 4K и 8K-телевизоры, не перешагнуло зрительные возможности человека в плане насыщенности красками? Скажем, картинка, которую показывал канал NHK на выставке IBC-2015, была очень яркая, я бы даже сказала чересчур — гораздо ярче, чем то, что привыкли видеть в действительности.
В. Шуб: Это уже вопрос вкусовщины. Существует огромный статистический разброс в физическом разрешении зрения и цветовосприятии людей. У окулистов, например, за 100%-ное зрение берется вовсе не предельная острота человеческого зрения в принципе, а среднестатистический показатель остроты зрения у людей.
Лично я вижу пиксель на Full HD-экране размером 60-70 дюймов с полутора-двух метров, это при моём среднем зрении, а на 80-ти дюймовом экране UHD 4К я вижу пиксель с одного метра. С учётом того, что современные плоскопанельные телевизоры LCD и OLED не имеют санитарных ограничений на близость к экрану, в отличие от кинескопных телевизоров, до тех пор, пока люди физически будут видеть пиксель, буквально бороздя носом экран, гонка разрешения телевизоров будет продолжаться, можете мне поверить. Это неизбежный процесс, предел которого простой: либо полная реалистичность картинки, либо полиграфическое её качество.
К.: А что насчет размеров экрана? Ведь говорят, что полностью прочувствовать эффект Ultra HD-картинки можно только на больших экранах, а у нас самая ходовая диагональ — от 32 до 40 дюймов.
В. Шуб: Если говорить о UHD-телевизорах, то их покупают, пока такие цены, в основном с диагональю экрана 50–60 дюймов. Это продиктовано кризисом отрасли, в результате которого строительство заводов по производству стеклянных подложек для экранов остановилось. Если я правильно помню, единственный действующий завод стеклянных подложек десятого поколения пока есть только у Sharp, поэтому у их продукции при одинаковой с конкурентами диагонали меньше цена.
Что касается физических пределов для телевизионного экрана, то я думаю, это размер простенка. В разных квартирах он разный, но, как правило, это где-то 60–80 дюймов.
К.: Не резонно ли в таком случае активизировать развитие проекторов?
В. Шуб: Нет. Как показывает практика, у проекторов низкая контрастность, они требуют затемнения, и специальных экранов из специальных материалов. Кстати, те телевизоры, которые Вы видели на IBC, специально включают на демонстрационный, сверхъяркий режим, с тем, чтобы в условиях яркого освещения в выставочных павильонах у производителей была возможность демонстрировать высокий контраст.
Впереди следующий технологический барьер — (AM)-OLED (Active Matrix Organic Light Emission Diodes). По мере того, как такие телевизоры будут падать в цене и увеличиваться в диагонали, мы получим приближение к идеальной картинке, потому что ОLED является предельным случаем развития телевизионных технологий и экрана с точки зрения того, что у него экран с бесконечным контрастом (черное всегда абсолютно черное, потому, что соответствующий пиксел не светится вообще и не засвечивается соседними пикселами).
Эта технология со временем обречена стать массовой, все усилия к этому уже сейчас активно прикладывает, в первую очередь, компания LG, последний анонс инвестиций — под 9 миллиардов долларов. А когда ОLED станет индустриальным стандартом де факто, развитие пойдёт в сторону увеличения разрешения и размеров экранов телевизоров.
Скажу и о другом. Года три назад одна компания на закрытом показе на IBC демонстрировала мне ТВ-решение, которое было предвосхищено еще Рэем Бредбери в романе «451 градус по Фаренгейту» — «видеостену». Мало того, мне показали очень интересную ее модификацию — вертикально ориентированный монолитный поли-экран. Он гибко сегментирован на несколько горизонтальных и вертикальных зон просмотра, в каждой из которых идёт свой контент, т. е. идёт параллельное вещание нескольких потоков видеоконтента. Верхний сегмент экрана показывает, скажем, фильм, средний — новостной канал, а нижний — прогноз погоды или какую-то программу передач. И вы можете, меняя видеоопотоки, концентрировать своё внимание на том или ином изображении.
К.:А как насчёт количества информации, воспринимаемой человеком?
В. Шуб: Помните фильм «Назад в будущее — 2″? Там всё это было уже показано. Практически все те технологии, которые мы обсуждаем, были давно придуманы.
К.: Это даже у Оруэлла было…
В. Шуб: Да, технологии, о которых мы с вами сейчас говорим, уже давным-давно были предложены фантастами. Последние лет 25, а то и больше, технологические компании по сути, занимаются тем, что создают стандартные, серийные продукты из того, что было описано в фантастических романах и показано в фантастических фильмах за несколько десятилетий до этого. Люди, которые занимаются дизайном и разработкой всевозможных продвинутых вещей, может быть даже неосознанно, стараются реализовать в качестве серийных продуктов то, что однажды увидели, или о чем прочитали в детском или подростковом возрасте. Поэтому дальнейшее развитие телевидения, как мне кажется, будет идти абсолютно по Бредбери: заполнение жилого пространства видеопанелями сверхвысокого разрешения с картинками, неотличимыми от реалистичной, или полиграфического класса, сегментированными в том или ином порядке, удобном потребителю.
К.: В России сейчас насчитывается свыше 400 каналов, включая небольшие, в мире их около 7000. Если представить, что все они со временем перейдут в UHD-формат — готовы ли будут сети справиться с таким объемом тяжелого контента?
В. Шуб: Я последние два года пугаю аудиторию на всех конференциях апокалиптическими пророчествами о том, что сети «заткнутся» уже при увеличении разрешения картинки всего лишь в два раза. Ведь от FHD до UHD/4K, и от UHD/4K до S-UHD/8K пространственное разрешение (расстояние между двумя соседними пикселами) увеличивается в два раза, а число пикселов — в четыре. При этом видеопоток увеличивается пропорционально количеству пикселов, то есть квадрату разрешения, но что хуже всего, сейчас стали вводиться новые режимы, так называемые HDR (High Dynamic Range — расширенный динамический диапазон), WCG (Wide Color Gamut — широкая цветовая палитра), и более высокие частоты смены кадров (HFR — High Frame Rate), которые призваны придавать картинке максимальную реалистичность, и это все — дополнительные биты в коде, который описывает видеопоток. А это, как вы понимаете, приводит к тому, что «вес» потока ещё больше увеличивается.
Учитывая, что на рынке растет скорость передачи данных, сети теоретически действительно могут начать «трещать». Эту проблему должны решить новые кодеки. Введение кодека HEVC (он же H.265/MPEG-5), к примеру, позволяет где-то в два раза «ужать» поток относительно четырёхкратного повышения скорости передачи данных при переходе от Full HD к UHD 4K, в случае использования стандартного сейчас кодека AVC/H.264/MPEG-4. Беря дополнительно в расчет HDR, WCG и HFR, мы говорим о битрейтах от 15 до 100 Мбит/сек для UHD/4K и от 35 до 200 Мбит/сек для SHD/8K. Т. е. речь идет о переходе от десятков Мбит/сек к сотням на один видеопоток.
Кстати, недавно выяснилась очень интересная вещь: разработчики HEVC хотят очень много денег за роялти, то есть за право использования каждого устройства с таким кодеком, что может стать дополнительным барьером для его вхождения в индустрию. Корпорация Google же, напротив, планирует на горизонте двух лет разработать кодек, который будет открытым, и еще в два раза более эффективным по сжатию, чем HEVC. Google интересно, чтобы люди качали все больше контента, ему неинтересны новые барьеры в индустрии, которые будут создаваться на пути «битовых труб».
Возвращаясь к отечественному рынку. Мы, например, не видим проблем привести требования по передаче UHD 4K потока в наземных линиях связи где-то близко к FHD. Мы обладаем практическим опытом по строительству сверхширокополосных магистральных сетей 10-терабитного класса, и, плюс к тому, уже два года назад освоили технологию гигабитного симметричного доступа в каждый дом по витой паре 5-й категории. Абсолютно по той же самой революционной схеме пошли и другие наши партнёры и конкуренты. Поэтому сейчас, если и когда рынок ШПД будет готов за это платить, мы фактически можем начать массовое предоставление гигабитного симметричного доступа во все домовладения в регионах нашего присутствия.
Строго говоря, технологически мы уже сейчас достаточно агностичны к видео-трафику, будь это FHD, UHD/4K или UHD/8K — наши сети «переварят» и пропустят всё, что угодно. Основные проблемы сейчас заключаются не в проводном, а в беспроводном секторе, где возможности радиоспектра по пропуску видеопотоков крайне ограничены, потому что радиоспектр крайне лимитирован по объему предоставляемых операторам радиочастот, а так называемая спектральная эффективность, которая описывается в бит/сек/Гц, растёт не так быстро, как хотелось бы.
Получается, что серьёзного прироста пропускной способности в беспроводных сетях по сравнению с проводными нет, но, вместе с тем в проводных сетях мы — короли.
Интересно, что сейчас в Штатах, на фоне появления гигабитного доступа Google Fiber, AT&T U-Verse, Comcast, образовались стартапы, которые проводят в дома 10-гигабитные индивидуальные проводные «трубы» (за скромную плату «всего» в 300 долларов в месяц). Видимо, коммерческий спрос на такой сервис есть, иначе они просто не стали бы этого делать.
Далее наша беседа коснется влияния ARPU на развитие технологий, тарифной политики, дополненной реальности и перспектив цифрового эфирного вещания.
К.: Для чего в обычных домах использовать интернет со скоростью 10 Гбит/сек?
В. Шуб: Хороший вопрос! Мы не форсируем развитие гигабитных сетей доступа как раз потому, что пока не видим на них массового платежеспособного спроса. Но технически наша инфраструктура готова к видеопотокам практически любого разрешения и объема, и в случае значимого конкурентного давления, мы на такой гигабитный сервис, по своей ли воле, или воле рынка, перейдём.
К.: Не может ли такой услугой стать ОТТ?
В. Шуб: Да, конечно, может, теоретически. Понимаете, в случае с ОТТ, и тем же IPTV ситуация играет на нас. Потому что транспортные сети — это делимый ресурс, больше определённого количества каналов единовременно они физически пропустить не могут, и все это знают. Скажем, в аналоговом кабельном телевидении — это порядка 60 ТВ-каналов, в цифровом кабельном телевидении — 200, 300, 400 и всё. Прелесть IPTV вообще и, ОТТ, в частности, состоит в том, что с технологической точки зрения в этих средах подобное ограничение снимается, до узла сети доходит полный пакет телеканалов, но абонент в каждый момент времени выбирает только один или несколько из них. Если у абонента, скажем, четыре телевизора в доме, он может выбрать четыре телеканала, но четыре — это не 100 и не 1000. Переход на IPTV/ОТТ-модель не связан для нас с технологическими ограничениями, которые заставили бы нас бояться роста количества телевизионных каналов и увеличения разрешения. Этот вопрос актуален только для тех, у кого есть только однонаправленные телевизионные опто-коаксиальные HFC-сети.
К.: Всё это очень красиво выглядит, но как коррелирует с ARPU?
В. Шуб: Следует чётко разделять технологии и бизнес. Я говорил о технологической реальности, и о том, какие технологии на сегодняшний день технически и коммерчески доступны абонентам.
К.: Но разве демпингуя и за счет этого снижая ARPU, операторы не лишают себя возможности предоставлять любые новые услуги?
В. Шуб: Ну, почему же. Мы, к примеру, можем себе это позволить. Повторюсь, технологически мы готовы ко всем существующим решениям, другой вопрос, что пока на них нет достаточного платежеспособного спроса.
Последнее поколение проводных технологий позволило в десять раз увеличить скорость передачи данных в сетях ШПД при сохранении цен на услуги. Но отечественный телевизионный рынок настолько беден, что не создаёт маркетингового давления на операторов. У нас нет очередей из людей, которые бы говорили: у меня в четырёхкомнатной квартире в каждой комнате по сет-топ-боксу, плюс один на кухне, и я хочу иметь возможность на каждом из них один канал смотреть, а другой — записывать (то есть — 10 телеканалов одновременно), и готов за это платить.
К.: Вы можете предположить, с чем это связано, кроме финансов?
В. Шуб: Есть несколько факторов. Первый — исключительно бедное контентное предложение на рынке. Второй — экономическая ситуация в стране и очень низкий ARPU, причём не только в рублёвом, но и в долларовом эквиваленте.
Согласно общепризнанной «стандартной модели потребления», 3–5% среднего дохода домовладения тратится, как правило, на телекоммуникации плюс телевидение. Россия из этого закона не выбивается, и стандартная модель потребления у нас работает в полном объёме. Но с учётом исторических традиций и реалий, Россия относится к числу стран с очень низким ARPU.
При этом соотношение качество-цена телекоммуникационных и медийных услуг в России фантастически высокое. Если сравнить объем услуг, доступный за одни и те же деньги в долларовом эквиваленте в России и на Западе или Востоке, то окажется, что наши абоненты имеют возможность получать телекоммуникационные услуги в огромном объёме за очень скромную плату. Для того, чтобы изменить существующее положение вещей, необходимы революционные трансформации в телемедийной индустрии в целом.
К.: Так не от операторов ли должна исходить инициатива брать больше денег?
В. Шуб: Одно время я работал в компании «Система Масс-медиа», где нами была создана уникальная ситуация: мы одновременно были и контент-оператором, и контент-агрегатором, и контент-дистрибутором, поэтому я понимаю, как этот рынок устроен изнутри. Операторы не работают в вакууме, в каждом сегменте телемедийного рынка в России существует сложившаяся устойчивая олигополия. И если оператор является частью этой олигополии (и уж тем более, если не является), он должен играть по ее правилам.
Я хочу сказать, что сейчас никто, находясь в здравом уме, не начнёт повышать тарифы, если они схожи с теми, что предлагает конкурент, за аналогичный пакет услуг. Это безумие! Никто не будет демпинговать, потому что некуда. На видеорынке также сложилась олигополия. И я не вижу пока так называемых «разрушителей рынка», которые могли бы эту ситуацию переломить, ни в одном сегменте.
К.: А иностранные каналы-мейджоры могли бы простимулировать рынок? Те же Discovery, National Geographic. Они же ведь достаточно хорошего качества.
В. Шуб: Да, ну и что? Вы уверены, что люди в российских домовладениях готовы 24 часа в сутки смотреть передачи про животных?
К.: Как показывает опыт, они смотрят русские сериалы — с чудовищным качеством работы сценаристов, чудовищными работами актёров.
В. Шуб: Вы подтверждаете мои слова! Да, на рынке есть контентные предложения высокого качества. Есть прекрасные операторские работы ВВС, считающиеся эталоном, передачи National Geographic, Discovery, но для российского зрителя это не достаточно релевантно. Российскому зрителю нужны фильмы и сериалы, причём в исполнении блестящих актёров, с великолепным светом и звуком, великолепным битрейтом, и так далее, и, разумеется, за копейки. И отрасль даёт ему то, что он хочет, за те деньги, которые он готов за это платить.
В каком-то смысле мы наблюдаем в отрасли гармонию по советскому образцу: вы будете делать вид, что вы нам платите, а мы будем делать вид, что мы за это работаем.
Поэтому за те небольшие деньги, которые зрители готовы платить и платят, они, в общем-то, получают адекватный по качеству продукт. Для того чтобы отрасль заработала по-другому, она должна быть определённым образом сломана, должны прийти другие игроки, которые будут действовать по другим правилам. Например, Netflix даёт великолепные сериалы за $200 млн, но это сериалы не для российского зрителя, они не релевантны, там действие происходит где-то в Майами или в Сиэтле.
К.: Но «Игра престолов», тем не менее, у нас тоже в лидерах.
В. Шуб: Дело вкуса. Я могу говорить об этом, опираясь на свое понимание и видение индустрии, и на сегодняшний день оно таково. Для меня, например, после прочтения всех пяти книг в оригинале, это всё как-то схематично и упрощенно.
К.: Как вам кажется, для России вообще реален сценарий, когда появится некий игрок и переломит ситуацию?
В. Шуб: На мой взгляд, если это и произойдет, то не сейчас, поскольку мы оказались в достаточной степени погруженными в инфраструктурный бизнес, в некую общую макрополитическую и макроэкономическую ситуацию, или контекст, если хотите. Поэтому пока я не вижу предпосылок того, что это состоится, по крайней мере — в ближайшем будущем, как бы мне самому этого не хотелось.
По уровню генерируемого дохода отрасль находится на уровне плинтуса. В долларовом выражении мы уже приближаемся к уровню Индии. Но своего Болливуда в России нет.
К.: Некоторые эксперты утверждают, что эфирное телевидение в мире «отомрёт» в районе 2030 года. Что вы могли бы сказать про эфир, как технологию передачи ТВ-сигнала и про происходящую сейчас его цифровизацию?
В. Шуб: Ситуация следующая: есть такой бог, на которого молятся все телекоммуникационщики, — спектральная эффективность, измеряемая в бит/сек/Гц. Это параметр, используемый для расчёта пропускной способности любых сетей, в том числе — и эфирных телевизионных сетей для каналов SD, FHD, 4К и 8К-качества, он не зависит ни от рынка, ни от желаний того или иного оператора, регулятора, и почти 100%-но определяет перспективы развития той или иной технологии.
Так вот, спектральная эффективность существующих телевизионных сетей (порядка 1-4 б/с/Гц), совершенно чётко нам говорит, что эфирные вещательные технологии, независимо от того, реализуются ли они через стандарт DVB-T, DVB-T2 или любой другой, зашли в тупик. На одной цифровой эфирной телевизионной несущей, в используемом в настоящее время кодеке AVC/MPEG-4/H.264 возможно уместить максимум 10 каналов SD-качества, 2-4 канала FHD-качества, 1-2 канала UHD/4K и, с трудом, один, «пережатый» канал SHD/8K. Но это всё, приехали. Скорость смены поколений и разрешений, от FHD до UHD и так далее, и динамика увеличения скоростей передачи на телевизионных каналах обогнала развитие технологий в том, что касается роста спектральной эффективности.
Те, кто в теме, прекрасно знают, что сейчас беспроводные технологии работают на технологической базе 90-х годов, это комбинация OFDM и QPSK или QAM-16/64. Прорыва за последние 20 лет в том, что касается резкого увеличения спектральной эффективности, так и не произошло.
Поэтому далее, на мой взгляд, есть два пути развития. Либо технологический мастодонт по имени DVB-T2 будет заморожен в том виде, в котором он существует сейчас, то есть два мультиплекса цифровых эфирных каналов в SD-качестве, либо нам честно скажут, что впереди тупик, и предложат конвертировать эфирные частоты в частоты для сетей мобильного triple-play, в которых IPTV будет просто одним из сервисов, наряду с «голосом» и интернет-доступом. Для начала, стоит конвертировать «первый цифровой дивиденд» (694-790 МГц), в соответствие с решениями ВКР-2015.
По разным официальным оценкам, на сегодняшний день первый мультиплекс в России доступен 89–94% населения, при этом количество пользователей пакета РТРС-1 варьируется от 400 до 800 тысяч абонентов. То есть мы получили ситуацию, когда первым мультиплексом у нас покрыто порядка 130 млн человек, но при этом проникновение услуги составляет доли процента. По второму мультиплексу техническое покрытие составляет около 53%, а вот по его проникновению, к сожалению, никакой информации пока нет.
К.: Хотелось бы задать несколько вопросов о новых технологиях. На той же выставке IBC я видела интересные штуки с дополненной реальностью. Как Вы смотрите на эти новинки, а также на интернет вещей?
В. Шуб: Что касается дополненной реальности, то впервые с этой технологией мне довелось поработать в рамках проекта DVB-H в СММ. Это были 2006-2007 годы, мы получили первые пилотные образцы очков виртуальной реальности производства компании Samsung. Надо сказать, что уже тогда, почти 10 лет назад, это неплохо работало.
Сейчас дополненная реальность развивается со страшной скоростью, и можно выделить несколько основных направлений ее развития: есть инициатива Google Glass, есть Oculus Rift, есть технология дополненной реальности от Samsung и есть проект HoloLens Microsoft. Последний считается очень перспективным, Microsoft рассчитывает его монетизировать через 2-3 года.
С моей точки зрения, рано или поздно мы действительно придём к коммерческому использованию технологий дополненной реальности, вопрос — как это будет реализовано.
Вариантов два — «очковый» и «безочковый». В первом случае мы упремся в проблему, с которой сталкиваются все очковые технологии: такие устройства виртуальной реальности должны быть удобными, не надоедать, не вызывать тошноты, головокружения, «морской болезни», не быть запредельно дорогими и так далее.
Вместе с тем, надо понимать, на какую аудиторию это рассчитано. И тут хотелось бы вспомнить о такой компании-пионере в этой отрасли, как Kopyn Sinar. Она сделала первые такие мониторы для монтажников, наладчиков и сервисного персонала, чтобы те не таскали за собой несколько килограммов инструкций, а имели возможность «в поле» вывести на экран соответствующую страницу и прочитать информацию о конкретном узле, как он устроен и что с ним нужно делать. Похоже, Google пошёл как раз в этом направлении — компания явно собирается реализовывать Google Glass-2 в корпоративном секторе. Поэтому оставим технологии Google в стороне.
Что касается очков Oculus Rift, то они готовятся к коммерческому запуску в ближайший год, а технология Samsung Gear VR, если я не ошибаюсь, уже доступна для коммерческого использования в рамках комбинации смартфонов Galaxy S6 и Galaxy S6+ и специальной гарнитуры.
HoloLens на фоне этих проектов отличается, как минимум, принципом работы. В отличие от виртуальной реальности, которая формируется за счёт полного блокирования фона и проекции на сетчатку зрителя только самой картинки, HoloLens обеспечивает так называемый «режим истинности» — mode of reality, накладывая сгенерированную виртуальную картинку на то, что вы видите. Получается, что он встраивает виртуальные объекты в телесный угол вашего зрения.
Компания Microsoft делает на этот проект большие ставки и надеется через несколько лет сорвать большой куш, но для начала ей необходимо преодолеть барьер бытового неудобства. Вообще, огромное количество новейших технологий, считающихся перспективными, не «выстреливают» именно потому, что на бытовом уровне людям их просто неудобно применять, как это было в случае с «очковой» стереоскопией.
Если когда-нибудь будут созданы новые устройства, лёгкие, тонкие, которые можно будет часами держать на носу и смотреть либо генерируемую картинку, либо комбинацию реальности с виртуальностью, тогда это может «выстрелить».
Поживём — увидим. Технологии развиваются очень быстро, все компоненты, которые необходимы для успеха этой технологии либо есть, либо вот-вот появятся. Вопрос в том, как их собрать в пакет, привлекательный для потребителя по виду, по цене, и самое главное — какой контент будет туда вложен, ведь это всего лишь оболочка. Кстати, с контентным наполнением в дополненной реальности полное непонимание.
К.: А что касается «интернета вещей»?
В. Шуб: C «интернетом вещей» всё очень сложно. Во-первых, совершенно понятно, что основная идея была задана производителями различных частей и систем интернета, которым нужно продавать, и продавать как можно больше. Концепция интернета вещей была придумана, с моей точки зрения, искусственно, чтобы обеспечить всё более разрастающийся рынок всевозможных гаджетов для интернета, начиная от инфраструктуры и заканчивая абонентскими устройствами.
Второй аспект: если мы говорим об интернете вещей в варианте Machine-to-Machine (M2M), то часто забывают, что пока машины не начали обмениваться друг с другом видеоинформацией, для операторов с точки зрения генерации дополнительного трафика ничего пугающего и/или интересного не происходит. Потому что различные датчики, какие-то выносные устройства обмениваются друг с другом очень короткими пакетами информации и не создают никакой избыточной нагрузки на сеть.
Недавно представитель «МегаФона» делился своим опытом в M2M и рассказывал, почему их проект коммерчески успешен. Потому, что GSM и прочие сотовые абонентские устройства, которые они используют, генерируют трафика на копейку, а в рамках комплексной услуги, в пакете с сервисом, он продается корпоративным клиентам за рубль. Получается изумительная маржинальность.
Ситуация резко изменится, если и когда сегмент M2M начнет обмениваться видеотрафиком. Если каждое из 4 триллионов устройств М2М начнёт генерировать видеопотоки на уровне 10 Мбит/сек, никакие сети этого не выдержат.
К.: О какого рода трафике идет речь?
В. Шуб: Уже несколько лет как мы запустили сеть широкополосного доступа в интернет, и я могу смело говорить о том, что проникновение этих сервисов — доли процента.
С моей точки зрения, дискуссия, которая сейчас ведется вокруг «интернета вещей» во многом генерируется для того, чтобы обеспечить определённый рост интереса к этой теме. Если говорить о технологической стороне вопроса, то как оператор мы абсолютно готовы к этому вызову, наши оптоволоконные сети широкополосного доступа обладают колоссальной резервной пропускной способностью, и когда IoT станет реальностью, мы будем первыми, кто предложит для этого свою инфраструктуру.
Недавно я видел отчеты ООН, в которых чётко сказано, что всё дальнейшее развитие IoT — это оптоволоконные сети широкополосного доступа, поскольку только такие сети обладают пропускной способностью, достаточной практически для любого объема трафика, за исключением той ситуации, когда десятки устройств в доме будут постоянно шпионить за хозяином, снимая его в UHD-качестве и постоянно обмениваясь видеопотоками друг с другом, попутно сливая всю информацию в Сеть.
Надеюсь, мы до этого не дойдём, это будет полный кошмар. Хотя технически это возможно, не будем далеко ходить: охранная система имеет различные датчики, фото- и видеокамеры, и оператору этой охранной системы теоретически ничто не мешает снимать картинки с той частотой, с какой он хочет, и абонент никогда не будет об этом знать. Другое дело — будет ли оператор злоупотреблять этой технической возможностью или нет? Но если эти возможности перейдут из плоскости решений, которые принимают люди, в плоскость автоматической функциональности «по умолчанию» устройств, ситуация выйдет из-под контроля. Недаром Илон Маск, которого я очень уважаю как визионера, сказал, что машины не должны получить право принятия решения. С моей точки зрения, IoT — это нужная и важная вещь до тех пор, пока «красная кнопка» остаётся в руках человека. Мы не можем допустить, чтобы технологии становились агностичны к людям.
Ну и никуда не девается финансовый аспект. В 2003 году я был в Милане в демо-квартире первой в своём роде городской оптоволоконной сети, которую построила компания Cisco, там была полностью реализована концепция «умного дома». В коридоре стояло несколько шкафов, они были закрыты панелями, там находились активаторы, которые делали абсолютно всё: открывали и закрывали окна, двери, включали и выключали электричество, кондиционеры, контролировали расход газа, поддерживали температуру по всем помещениям, представляли IPTV всем и каждому, тогда всё это выглядело очень футуристично. Система эта стоила тогда бешеных денег, по сути это были промышленные образцы контроллеров, перетянутые в сектор быта, и выглядели они очень здорово, но очень дорого и как-то громоздко и сложновато.
За последние 12 лет технология прошла колоссальный путь, и сейчас мы можем сделать подобную систему для всех и каждого за не очень большие деньги, подключить, и это всё будет работать. Дальше возникает вопрос: кому это нужно, и кто и сколько готов будет за это платить? В потребительском секторе на этот вопрос ответа пока нет. В технологическом секторе ответ один: до тех пор, пока у человека есть «красная кнопка», это имеет смысл.
Кстати, Чернобыльская катастрофа, когда атомная электростанция была взорвана собственным сервисным персоналом, отключившим, для проведения своих экспериментов на ядерном реакторе, систему автоматической защиты, создала очень опасный прецедент, я считаю, глобальный и совершенно катастрофический: когда у человека появляется возможность отключить «красную кнопку», это несёт не менее опасные последствия, чем бесконтрольное функционирование электроники и компьютеров.
К.: Спасибо!