Ирина Захарова, Media4You: «Только молодежный контент остановит подростков от побега в Интернет»

В 2017 году на российском рынке платного телевидения появилась компания Media4You, которая на данный момент предлагает операторам телеканалы Clubbing TV, Eurochannel и C4K360. «Теле-Спутник» задал директору по дистрибуции Media4You Ирине Захаровой вопросы о контенте телеканалов, развитии компании и текущем состоянии отрасли платного ТВ.

 Расскажите, как появилась компания Media4You? Почему вы решили заняться дистрибуцией телеканалов в России?

Все началось с электронной музыки. Мы заметили, что эта ниша в России и СНГ пока пуста — у нас нет музыкальных телеканалов, посвященных направлению EDM (Electronic Dance Music), в то время как на Западе это музыкальное направление уже давно стало самым популярным. Идея предоставить российской молодежи канал электронной музыки — Clubbing TV — и объединила вокруг себя команду, в которую входят профессионалы медийного рынка с опытом работы более 15 лет.

Далее мы начали увеличивать количество дистрибутируемых нами каналов, подбирая каналы с актуальным, современным контентом, который еще не представлен на российском рынке.

 Можете коротко рассказать о каждом телеканале в вашем портфолио? В чем их особенность и уникальность?

Мы предлагаем операторам три телеканала разной тематики, а скоро наше портфолио пополнится еще двумя. Все телеканалы мы отбираем по принципу эксклюзивности и новизны контента для России и СНГ.

Clubbing TV HD — первый в мире развлекательный канал, посвященный стилю жизни поколения Y (15—35 лет), электронной музыке, диджеям и танцевальной музыкальной культуре. Канал доступен на 5 континентах, и его смотрят более 100 млн абонентов. Наша команда проводит съемки фестивалей электронной музыки в 4К по всему миру с девяти камер, а также съемки VR-контента. Весь контент собственного производства, для России это эксклюзив. На канале более 800 часов уникального контента, 30 часов премьер каждый месяц.

C4K360 — развлекательный телеканал в формате Native 4K о стиле жизни поколения Y: об экстремальном и электронном спорте, играх и геймплее, путешествиях, фестивалях, концертах и других увлечениях молодежи.

Каждый месяц мы закупаем и снимаем новые шоу. Сейчас на канале более 300 часов уникального контента, каждый квартал добавляются 50—60 новых часов. Контент на 100% эксклюзивен для России, его нет на других каналах и в Интернете. Сейчас осуществляется перевод контента в формат HDR — это следующая ступень после 4K.

Eurochannel HD — телеканал рейтинговых европейских фильмов и сериалов последних лет с 1080 уникальными часами контента, ежегодно на канале добавляется 360 новых часов контента. Несколько раз в год в течение целого месяца Eurochannel посвящает основную часть своего контента одной европейской стране. Также на канале выходят эксклюзивные программы о путешествиях и всех важнейших кинофестивалях в Европе, которые открывают перед зрителями неизведанные стороны европейской культуры. Аудитория сериалов канала — 18—35 лет, аудитория фильмового контента — любители иностранного кино 35+.

 Расскажите о маркетинге телеканалов. Что вы делали и делаете, чтобы о них узнали дистрибьютеры и зрители?
Наша компания принимает участие в международных выставках, форумах и других мероприятиях индустрии. Мы проводим акции с операторами, а также со зрителями в социальных сетях. Готовим и рассылаем анонсы по передачам наших телеканалов.
 Проводили ли вы совместные маркетинговые акции с операторами? Можете привести интересные кейсы?
Пожалуй, наиболее масштабная акция и съемки будут приурочены к музыкальному фестивалю Alfa Future People, который пройдет 10—12 августа в Нижегородской области. Мы расскажем вам подробнее об акции после фестиваля, чтобы не раскрывать интригу.
 Какие сейчас существуют сложности в продвижении телеканалов? Насколько платное телевидение, и в частности телеканалы вашей тематики, востребованы у зрителей?
Российским операторам доступны около 550 телеканалов, кроме того, в нашей стране очень сильное государственное телевидение, что, конечно, усложняет продвижение платных телеканалов. Тем не менее каналы с эксклюзивным и актуальным для России контентом всегда найдут своего зрителя. Наша миссия — вернуть молодежь к экранам телевизоров, иначе операторы, заявляющие, что их аудитория 45+, и подбирающие контент под эту аудиторию, могут через несколько лет столкнуться с сокращением аудитории по естественным причинам. Поэтому наша задача — объяснить операторам, что лояльных абонентов нужно «взращивать» смолоду.
 Какой из ваших телеканалов наиболее востребован у дистрибьютеров и зрителей. Почему?
Более востребованы у нас телеканалы Clubbing TV и Eurochannel просто в силу того, что они доступны в HD- и SD-версиях и любой оператор может их принять. Как только у операторов появляется возможность принять и отдать абонентам 4К-каналы, они берут у нас C4K360 как наиболее разноплановый, яркий и динамичный телеканал.
 Кто занимается локализацией ваших телеканалов? Какие есть сложности в этом направлении?
Наши телеканалы озвучивают несколько студий, в каждой из них работают профессионалы своего дела, и у нас нет сложностей с переводом. Бывают нюансы с переводом сленговых выражений, но это интересный рабочий процесс.
 Eurochannel вещает в разных странах. По какому принципу отбираются фильмы и сериалы для канала, чтобы они были интересны зрителям из разных частей света?
Eurochannel рассказывает зрителям разных стран о европейской культуре. Даже если зритель из Европы, ему будет интересно узнать больше о культуре стран, где он еще не бывал. Канал подбирает фильмы и сериалы по следующим критериям: высокий рейтинг, разноплановость жанровой тематики, отличное качество, эксклюзивность, возможность семейного просмотра, современный контент последних четырех лет выпуска, разнообразие стран-производителей. Например, в июле наши зрители увидят картины 12 европейских стран.
 Телеканал C4K360 предлагает возможность просмотра контента в формате VR. Расскажите подробнее, как работает эта технология?
Каждый час мы предоставляем зрителю возможность увидеть около 10—15 минут VR-контента, являющегося продолжением или расширением передачи на канале. В углу экрана появляется QR-код, который можно считать любым приложением для считывания QR-кодов в мобильном телефоне и посмотреть контент как на экране телефона, так и через VR-очки. Конечно, российская молодежь не упускает эту возможность, мы видим это по отзывам операторов и зрителей.
 Во время запуска Clubbing TV в России вы говорили, что будете делать локальные программы для канала. Расскажите, сколько часов контента в месяц получается производить и что это за контент?
Внимательный зритель смог заметить, что нами было выпущено несколько локальных программ, но после пилотных выпусков мы решили доработать концепцию и качество съемки. Так что вскоре зритель увидит обновленные локальные передачи, снятые по лучшим международным стандартам.
 Можете рассказать, какими инструментами вы пользуетесь для сбора данных о смотрении?
Мы получаем эти данные от операторов и очень радуемся хорошим рейтингам наших каналов в их сетях. Также косвенные данные мы получаем от абонентов из социальных сетей. Приятно, что они активны, задают нам интересные вопросы и рассказывают о своих впечатлениях о контенте.
 Насколько востребованы 4K-телеканалы у региональных вещателей?
Они востребованы, чему мы очень рады. Каждый месяц к вещанию С4К360 подключаются новые российские города.
 Какие сейчас существуют препятствия для развития 4K-вещания в стране?
Разве что необходимость переоснащения парка приставок, которые должны поддерживать UHD с частотой 50 кадров/с. Также количество абонентов с 4К-телевизорами, поддерживающими кодек HEVC (H.265), растет не такими высокими темпами, как ожидалось. Но качественного контента в 4К становится все больше, и технология востребована, так что перспективы развития 4К-вещания в стране хорошие.
 Я слышал мнение, что качество передачи 4K-сигнала по спутнику хуже, чем в IP-среде. Вы согласны с этим?
Да, конечно же, в случае 4К-телеканалов качество передачи по земле — по выделенному оптическому каналу, а не по открытому Интернету, — значительно выше, чем со спутника. Во-первых, даже в случае HD-каналов вещатели зачастую сжимают сигнал в целях экономии на оплате за спутниковую емкость. Это не наш случай, но так часто бывает. При передаче по земле необходимость в сжатии отпадает. Во-вторых, чем «тяжелее» сигнал (обычно 4К-каналы передаются в HEVC со скоростью 18—20 Мбит/с), тем более он подвержен влиянию погоды в местах как аплинка, так и даунлинка. Поэтому в идеале спутник лучше использовать как резервный источник сигнала.
 Еще в самом начале вещания телеканала C4K360 вы говорили, что один региональный оператор «спиратил» у вас этот канал. Насколько остро стоит это проблема?
Я не считаю, что проблема с нашими телеканалами стоит остро. Таких случаев с каждым годом все меньше, и в большинстве из них удается договориться о заключении договора. Тем более что наши каналы хорошо защищены и ихдостаточно сложно «спиратить».
 «Цифровое телевидение» предлагает привязать стоимость телеканала к его аудитории. Как вы относитесь к этой инициативе?
Сама по себе идея привязки стоимости канала к его аудитории и рейтингам хорошая, только формула тут должна быть сложная. Во-первых, телесмотрение одного и того же телеканала зачастую очень отличается у разных операторов, во-вторых, иногда меньшая аудитория может принести оператору больший доход, а значит, ее привлечение будет для оператора важнее привлечения иной аудитории, пусть и большего размера. К примеру, молодую аудиторию с высокими доходами легче убедить воспользоваться многими другими услугами операторов, поэтому ее привлечение дает высокий ARPU, и оператор будет готов включать молодежные каналы для привлечение этой аудитории.
 Какие еще вы видите проблемы на рынке платного ТВ?
Высокая конкуренция среди телеканалов и операторов платного телевидения порождает демпинг и у телеканалов, и у операторов, что, конечно же, является одной из основных проблем отрасли. Зато вроде как выигрывает абонент.
 Как, по вашим прогнозам, изменится отрасль в течение пяти лет?
Надеюсь, что телеканалы и операторы будут предлагать больше интерактивных форматов. Линейное ТВ будет все больше сдавать позиции другим форматам потребления медиапотребления, при этом популярность и просмотры контента будут только расти. И тут главное телеканалам меняться вместе со зрителем, предлагать операторам расширенные права, работать на различных площадках и ассоциироваться не столько с линейным ТВ, сколько с любимым брендом своей аудитории.
 Останется ли спрос на молодежные телеканалы?
Надеюсь, он только возрастет. Если операторы поймут, что лишь молодежный контент остановит подростковую аудиторию от окончательного побега в Интернет и удержит ее у экранов до перехода в «средний возраст», проблем с оттоком абонентов у них не будет.
 Есть ли у вас планы развития телеканалов в онлайне?
Да, такие планы есть. Уже сейчас подписка на интернациональную версию канала Clubbing TV доступна на сайте и в приложении для мобильных телефонов, мы планируем сделать аналогичную подписку на русскую версию канала. Также мы намерены увеличивать количество VR-контента на канале C4K360, который доступен абонентам онлайн.
 Media4You — прибыльная компания?
Любой бизнесмен ответит вам, что бизнес нужен, чтобы зарабатывать деньги. Ситуация на нашем рынке сейчас непростая, есть проблемы и особенности, поэтому скажу честно, что изначальные прогнозы по выходу на окупаемость не оправдались. Тем не менее мы продолжаем работать, чтобы оправдать ожидания зрителей, российских и зарубежных партнеров.