Кадры для ОТТ-рынка
О кадрах в ОТТ-направлении мы поговорили с экспертами в области подбора персонала для вещательного рынка Анастасией Овчаренко, руководителем департамента, и Дарьей Фадеевой, ведущим консультантом хед-хантинговой компании “Агентство Контакт”.
Фадеева
Овчаренко
ВС: Анастасия, Дарья, какие тенденции в целом вы отмечаете сейчас в этом направлении?
Анастасия Овчаренко (А.О.): Начну с того, что именно в этом году на российский рынок вышли международные игроки, такие как Netflix, китайская компания LeEco и многие другие. Эта тенденция говорит о том, что конкуренция на ОТТ-рынке будет только расти. Из-за кризиса ОТТ становится более актуальным и с точки зрения потребителя, потому что сегодня у многих есть соответствующая техника, домашние кинотеатры, широкоформатные плазменные телевизоры, и становится удобным остаться дома и за небольшие, кстати, деньги посмотреть киноновинки. Кроме того, вы можете начать смотреть видео, например, в метро или автомобиле с помощью планшета, а продолжить уже дома на большом экране.
Дарья Фадеева (Д.Ф.): Добавлю, что в последнее время в связи с кризисом наметилась тенденция размещать рекламу в интернет-вещании, так как там она дешевле, чем на ТВ, а видеотрафик в Интернете постоянно растет. Еще одна тенденция связана с доставкой контента – оборудование для ОТТ производят за пределами Российской Федерации, и в текущей рыночной ситуации становится невыгодно закупать его за рубежом. В связи с этим у российских компаний возникает потребность аутсорсить инфраструктуру для доставки контента, поэтому на смену приходит более дешевый способ доставки, так называемый CDN, который позволяет платить только за израсходованный трафик и не требует затрат на обслуживание оборудования.
ВС: А каким образом и где готовят кадры для ОТТ?
А.О.: На самом деле специально их пока нигде не готовят. То есть сегодня нет какой-то отдельной специальности, посвященной именно интернет-телевидению и интернет-вещанию. Для людей, которые сейчас хотят пойти в эту сферу или уже там работают, это некий “океан” с большими возможностями и одновременно не менее большими “подводными камнями”. При этом те, кто все же получил опыт, могут рассчитывать на его монетизацию.
ВС: Специалисты каких смежных рынков могут быть востребованы в ОТТ?
Д.Ф.: Все специалисты из медийной, Интернет- и телевизионной сферы, у телеком-компаний часто есть направление ОТТ. Также это может быть ритейл и FMCG, если речь идет об общении с конечным потребителем.
ВС: Какие специалисты наиболее востребованы сейчас на рынке?
Д.Ф.: Это product-менеджеры, имеющие опыт по выводу и продвижению продуктов на рынок, а также опыт участия в разработке этих программных продуктов. Такие люди должны быть достаточно аналитичными и быть в курсе основных тенденций.
Следующая категория – это специалисты по закупке контента: в условиях высокой конкурентной среды возрастает потребность в данных специалистах, так как необходимо закупать качественный контент по низким ценам. Человек в этой роли обязательно должен иметь опыт развития отношений с существующими правообладателями, заниматься поиском и заключением договоров с новыми.
Востребованы сейчас и специалисты по маркетингу, которые будут заниматься исследованиями целевой аудитории, медиапланированием и участвовать в подготовке и проведении медиамероприятий, а также отвечать за разработку маркетинговой стратегии продукта.
А.О.: Кроме того, безусловно, рынок нуждается и в разработчиках. Тем более сегодня из-за курсовых разниц российские специалисты стоят намного дешевле европейских и даже китайских. Они хорошо говорят по-английски и обладают отличными компетенциями.
Также востребованы сегодня дизайнеры, а именно в направлении UX/UI. Аудитория стала очень искушенной и требует максимальной простоты от интерфейса и самого девайса или приложения и широких возможностей. Пользователь останется с тем, у кого удобнее. Особенно это касается мультиплатформенных игроков.
Пользуются спросом и аналитики, которые помогают разрабатывать средства для отвоевывания пользователей друг у друга, а также ненавязчиво, но эффективно использовать таргетированную рекламу.
ВС: Какими качествами должен обладать ОТТ-специалист?
Д.Ф.: Люди в этой области должны быть очень подвижными, коммуникабельными, с активной жизненной позицией.
А.О.: Да, они должны быть очень современными. Даже если это сотрудник бэк-офиса. Специалисты ОТТ-направления ежедневно буквально ловят из воздуха все модные веяния сегодняшней эпохи. Они должны быть стрессоустойчивы и гибки. Так как каждую минуту что-то может измениться и пойти не по плану, и нужно уметь быстро реагировать на изменяющуюся среду.
ВС: Давайте поговорим о финансовой составляющей. На какой уровень дохода может рассчитывать востребованный специалист?
Д.Ф.: Все очень сильно зависит от роли сотрудника. Так, хороший product-менеджер может рассчитывать на доход примерно в 200 000 руб. в месяц с учетом бонусов, руководитель блока по закупке контента также может рассчитывать на зарплату около 150 000–200 000 руб. Уровень зарплаты директоров по продукту может варьироваться от 200 000 до 400 000 руб.
ВС: Влияет ли нестабильное экономическое положение на таких специалистов или они всегда нужны?
А.О.: Большинство компаний этого рынка – все еще инвестиционные продукты. Да и сам рынок по-прежнему на стадии становления. Поэтому, безусловно, в текущих условиях кризис оказывает определенное влияние на все направления и на отдельных специалистов в частности. Начинают сокращать бюджет, не берут новых сотрудников, предпочитают многофункциональных кандидатов. Однако кадровый рынок ОТТ-направления в основном состоит из молодых специалистов, и кризисные тенденции их не сильно пугают. К тому же, чуть позже эти люди будут очень востребованы.
Д.Ф.: Что касается руководящих позиций, то на них, конечно, сказывается экономическая ситуация, и кандидаты предпочитают работать в качестве консультантов-экспертов на проектах, при этом имея гибкий график работы и возможность распоряжаться своим временем, не сильно теряя в деньгах.