Михаил Демин, МКС: «Мы хотим вернуть понятию “кодекс” его первоначальный смысл — “свод законов”»
Кто будет отвечать за софт реестра указателей страниц с пиратским контентом, куда будет развиваться рынок платного ТВ, когда на смену закону «О связи» придет «Инфокоммуникационный кодекс», «Телеспутнику» рассказал президент Медиа-коммуникационного союза (МКС) Михаил Демин.
Одна из задач, которую курирует МКС, — разработка «Инфокоммуникационного кодекса». Предполагалось, что он заменит собой закон «О связи» и прочее отраслевое законодательство. Работа по разработке кодекса идет уже больше года, но о результатах давно ничего не слышно. В чем основные сложности?
За прошедшее время была проделана серьезная работа с привлечением большого количества экспертов, как внутренних, так и внешних. В результате мы получили сотни страниц постатейно проработанных документов. По мере продвижения стало понятно, что перечень вопросов для регулирования настолько широк, что процесс кодификации займет несколько лет. После обсуждения участники Медиа-коммуникационного союза приняли решение одновременно с продолжением работы над Инфокодексом сосредоточить усилия на подготовке поправок для внесения изменений в ключевые законы, которые актуальны для отрасли на сегодняшний день. Это в первую очередь закон «О связи», закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Мы хотим вернуть понятию «кодекс» его первоначальный смысл — это свод законов. Наш кодекс — это отраслевое законодательство, которое нуждается как в новой кодификации, так и в значительной актуализации.
В каких еще законотворческих проектах вы участвуете?
На базе Медиа-коммуникационного союза функционирует правовой комитет, в который входят представители всех членов МКС. Этот орган практически на ежедневной основе участвует в проработке ключевых законотворческих инициатив, касающихся медиакоммуникационной отрасли. Так, мы участвовали в подготовке законопроекта о недискриминационном доступе операторов связи к инфраструктуре жилых домов для установки оборудования, которое используется для оказания услуг связи жителям домов. Мы глубоко проработали эту тему собственными силами, а также обратились для подготовки заключения по данному вопросу к экспертам — Институту законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Почему я считаю законопроект важным? Равный и недискриминационный доступ лицензированных операторов к инфраструктуре ЖКХ, исключающий явные и неявные поборы, прежде всего обеспечит развитие здоровой конкуренции, а следовательно, и новые возможности развития бизнеса для операторов. Кроме того, будут улучшаться условия предоставления услуг связи для граждан.
Общее мнение профессионального сообщества состоит в том, что к функциям управляющей компании не должен относиться зачастую непрозрачный выбор коммерческих поставщиков услуг связи. Это искусственно созданное ограничение конкуренции, которое в конечном счете приводит к завышению цен. Сегодня для этого нет никаких оснований. Законопроект — это серьезный шаг в направлении ликвидации таких монополий, создаваемых на локальном уровне руководства управляющих компаний.
Можно ли сводить все ограничения лишь к произволу конкретного лица, наделенного функциями управления?
Нет, это, конечно, недопустимое упрощение. Доступ к инфраструктуре ЖКХ внешних поставщиков услуг — это сложная проблема. Скажем, для целой категории жилищного фонда существуют объективные причины для ограничения количества операторов. Я имею в виду старый жилой фонд, где ресурсы слаботочных электрических систем имеют серьезные физические ограничения. В такие дома просто невозможно пустить 10—20 операторов.
На сегодняшний день в рабочем порядке идет обсуждение и согласование возможных решений, включая разработку подзаконного акта для решения подобных вопросов, в том числе в части взаимодействия управляющих компаний и операторов связи.
МКС является держателем реестра указателей страниц с пиратским контентом, созданного в рамках антипиратского меморандума. Он был запущен как механизм саморегулирования. Но к 1 сентября 2019 года должен быть принят закон об антипиратском реестре и определен владелец этого реестра. Предполагается, что им станет Роскомнадзор. Это так?
В соответствии с подписанным меморандумом мы должны обеспечить полноценное функционирование реестра на базе МКС. Эта работа должна быть завершена в мае 2019 года. Примет ли регулятор решение о необходимости передачи его государству? Сложно сказать. Из тех обсуждений, которые идут в формате рабочих встреч, не следует, что регулятор намерен взять на себя функции поддержки данного реестра. Если же такое решение будет принято, значит, оно будет исполнено. Могу однозначно сказать, что МКС готов и в дальнейшем оставаться держателем реестра.
Соответствующие технические системы, например портал реестра, МКС тоже готов создать?
Да. Сегодня реестр функционирует в формате онлайн-таблицы, куда правообладатели вносят ссылки с пиратским контентом, а администраторы интернет-сервисов ежечасно обращаются к таблице и удаляют у себя из поисковой выдачи данные ссылки. Такой формат работы был согласован участниками меморандума на переходный период (шесть месяцев).
Мы взяли на себя обязательство создать специальный софт. Сейчас в этой части закончен сбор бизнес-требований с участников рынка. Это была непростая задача, но нам удалось аккумулировать всю необходимую информацию. Собранные бизнес-требования положены в основу технического задания, которое было предъявлено потенциальным разработчикам программного решения. Это были 3-4 компании.
Кого вы выбрали?
Мы провели переговоры с потенциальными поставщиками услуги. Они представили собственное видение реализации задачи в формате презентации с ответами на вопросы. Это было похоже на защиту проекта. Затем путем голосования участники МКС выбрали компанию-разработчика. В данный момент мы находимся в активной стадии работы над созданием софта, рассчитываем в мае провести презентацию для участников МКС, начать полноценное использование.
МКС принимает участие в большом проекте цифровизации российского телевидения. Какие задачи вы решали?
МКС взял на себя разработку сценария взаимодействия и отчасти операционного управления между операторами спутникового вещания и регулятором. Поскольку я пришел в МКС со стороны спутникового оператора, были основания полагать, что и технические, и коммерческие условия функционирования спутникового ТВ мы хорошо понимаем. В результате после обсуждения инициатив с Минкомсвязью на базе МКС была создана рабочая площадка, на которой четыре оператора согласовали базовые принципы взаимодействия и регламент решения спорных ситуаций. Мы, кроме того, определили перечень вопросов, по которым необходимо достичь соглашения с операторами, и перечень вопросов, по которым нет необходимости в достижении соглашения.
Кроме того, Медиа-коммуникационный союз обеспечивал методологическую помощь. На базе МКС мы обсуждали текущие операционные задачи: от механизмов доставки оборудования в удаленные районы до разработки скриптов, обучения операторов контакт-центров.
Как вы оцениваете российский рынок платного ТВ?
Рынок находится в стадии насыщения, проникновение превысило 75%, при том что рынку органически расти уже некуда, показатель ARPU (среднемесячный счет на одного абонента, — прим. «Теле-Спутника») предельно низкий. На рынке PayTV присутствуют все виды конкуренции, включая ценовую, хотя именно этого операторы стараются в последнее время избегать.
Нынешнее бесплатное телевидение можно назвать условно-бесплатным, а платное — условно-платным. Потому что зачастую, особенно в крупных городах, за розетку в стене, то есть за доступ к бесплатному телевидению, вы отдаете больше, чем за платное телевидение. Например, мои родители, которые живут в старом доме в одном из районов Москвы, платят почти 200 рублей в месяц за обычную бесплатную антенну. В то время как предложения операторов платного спутникового телевидения начинаются от 100 рублей. За 150 рублей можно получить доступ к полутора сотням качественных ТВ-каналов, в том числе в HD- и 4К-качестве. Как видите, «бесплатное» телевидение в данном конкретном случае существенно дороже «платного».
В чем вы видите особенности развития услуг OTT (Over the Top), то есть видеоуслуг, предоставляемых по Интернету?
Сегодня это самый сложный и самый быстрорастущий сегмент. Крупнейшие и самые успешные проекты — ivi.ru, «ТНТ Премьер» — рапортуют об аудитории более 600 тыс. каждый. При этом практически во всех случаях это существенные инвестиции владельцев в будущую рентабельность. Сама по себе техническая платформа — давно коммодити (распространенный предмет потребления или товар, — прим. «Телеспутника»). Многие крупные операторы владеют и собственными сетями распространения — CDN. Определяющим фактором остается качественный эксклюзивный контент.
Я жду, во-первых, слияний и поглощений, укрупнений на рынке операторов платного ТВ, во-вторых, движения крупных операторов связи в направлении создания вертикально интегрированных платформ. Не только дистрибуции, но и собственного производства некоторых видов контента. Боюсь, что в некоторых контентных сегментах, например в платном спортивном ТВ, демонополизация — уже свершившийся факт.