Татьяна Киреева, телекомпания “Енисей”: “Жители края будут лишены возможности смотреть своё, местное телевидение”
Broadcаsting продолжает серию интервью с руководителями региональных телеканалов –совместный проект с компанией “Мастер решений”.
Обсудили с Татьяной Киреевой, директором и главным редактором телекомпании “Енисей” , особенности вещания в Красноярском крае, работу на “Универсиаде”, возможные потери канала из-за перехода на цифру и важность регионального вещания для зрителя.
– Что сегодня представляет из себя телеканал “Енисей”? В чём его специфика и уникальность?
– Красноярский край – второй по величине округ России, причём с очень сложным ландшафтом и большой удалённостью городов и районов. Технический охват нашего канала –три млн зрителей, мы вещаем в самых труднодоступных уголках нашего края. На данный момент у нас эфирное аналоговое вещание в 546 населённых пунктах, это 397 передатчиков. Ядро нашей аудитории –это женщины 40+, но в последнее время контентный продукт позволяет нам повысить всплеск интереса аудитории среди мужчин и женщин 25+.
Наш телеканал производит 30% контента от всего объёма вещания, плюс мы проводим прямые трансляции со значимых мероприятий и событий края. Остальной объём мы частично закупаем у федерального контент-агрегатора –компании “Мастер решений”, частично получаем бесплатно от местных студий-производителей. Наш закупной контент –популярные фильмы, сериалы, познавательные программы и концерты. Это помогает нам удовлетворить интересы нашего зрителя и существенно расширить аудиторию и её возрастной диапазон.
Наш собственный контент –это утренняя трёхчасовая программа, новостные выпуски, отраслевые программы, специальные проекты и прямой эфир, а также новости районов края, причём районные новости –как раз специфика краевого телеканала. Красноярский край огромный, и для сбора информации у нас создана широкая сеть–четыре собственных корпункта и партнёрская сеть из небольших районных телекомпаний, которые поставляют уникальный контент о жизни своего района. Эта синергия даёт аудитории телеканала “Енисей-ТВ” информацию не только о жизни столицы и края, но и о жизни своего маленького района или города. Именно такой контент делает наш телеканал уникальным в своём регионе и выгодно отличает от остальных.
Мы освоились и уверенно себя чувствуем в digital-среде. У канала есть свой сайт и все основные digital-площадки–соцсети и потоковые сервисы. Понимая, что везде есть свои законы потребления контента, мы переупаковываем наш продукт под требования платформы размещения. Телевизионные форматы перерабатываем в инфографику или короткие ролики для соцсетей или сразу производим специальный контент для сайта. На этой платформе можно не только посмотреть свежий выпуск новостей, но и прочитать дополнительную информацию –заметку или статью, специально написанную на заданную тему. YouTube мы используем как хранилище, где можно посмотреть все вышедшие у нас программы. И эта работа даёт существенный прирост молодой аудитории. Наш результат по этому направлению –более одного миллиона просмотров событий Универсиады.
– “Зимняя универсиада – 2019”. Как она повлияла на развитие телевидения в Красноярске и Красноярском крае? Как проходила подготовка и сама работа на этом событии? Что нового вы вынесли для себя как телекомпания?
–Такого большого спортивного телемарафона с прямыми эфирами у нас никогда не было. Для коллектива телекомпании “Енисей” Универсиада стала вызовом нашему мастерству, организованности и творческому потенциалу. Универсиада подарила нам уникальный контент, который привлёк новую аудиторию и бесценный опыт для каждого, а также огромное удовлетворение, что мы смогли справиться с таким большим делом.
Телеканал стал официальным региональным вещателем “Зимней универсиады –2019”. Для того чтобы получить этот статус, мы больше чем за год начали работу по подготовке к этому событию: изучали требования устроителей по механизму действий и форматам вещания, готовили техническую базу и новую сетку вещания, провели ребрендинг эфирного оформления. К чести коллектива, мы справились собственными силами. Велись трансляции спортивных и околоспортивных событий. Были организованы постоянно работающие эфирные студии, где наши корреспонденты встречались с участниками и победителями соревнований, тренерами, организаторами, экспертами. Мы смогли организовать трансляцию повторов особо красочных моментов в прямом эфире не хуже, чем на федеральных каналах, с их огромным опытом и отличной технической базой. Весь коллектив работал почти в круглосуточном режиме: заканчивался один эфирный день и тут же нужно было готовить следующий. Это был настоящий калейдоскоп спортивных событий. Но мы справились! И справились самостоятельно!
– Какие у вас отношения с кабельными операторами региона? Существуют ли разногласия? Изменится ли что-то в жизни вашего телеканала после перехода края в “цифру”?
– У нашего телеканала, имеющего 21-ю кнопку, существуют определённые преференции, которые избавляют нас от проблем. Мы гарантированно распространяемся в составе пакетов всех кабельных операторов региона. С этим у нас никаких проблем нет. Проблемы есть по другому вопросу – недоступность местного телевидения при грядущем отключении аналогового вещания. В нашем крае нет глубокого проникновения кабельных сетей и проблема отказа от аналогового вещания становится очень болезненной.
Сейчас жителям удалённых населённых районов нашего края доступны всего три телеканала в аналоговом вещании: Первый,“Россия-1” и Енисей”. При отключении аналога население многих районов края, особенно северная часть, в скором времени останется совсем без телевидения. По численности это не гигантское количество телезрителей, но сам факт того, что у людей не будет доступа к телевидению в наше время, очень тревожит. Руководство Красноярского края понимает эту проблему, и принимаются действия по смягчению перехода в “цифру”. По планам отключение аналогово вещания в крае намечено на 3 июня, при этом телеканал “Енисей” останется в аналоге до конца этого года, чтобы оценить эту буферную зону: сколько людей остаётся без доступа к эфиру и что дальше с этим делать.
Сейчас ведется большая разъяснительная работа с населением, объясняют, где и как купить приставки и спутниковые “тарелки”. Однако для нашего канала, как и для других схожих с нами телеканалов, эти меры нисколько не решают проблему сокращения охвата аудитории, потому что нас нет в пакетах вещания спутника. И эти приставки не будут транслировать региональные телеканалы, а значит, жители края будут лишены возможности смотреть своё, местное телевидение. Понятный и ожидаемый выход из этой ситуации – создание третьего или регионального мультиплекса, но никаких действий со стороны Минкомсвязи не предпринимается.
Нам также предлагают врезки в вещание ОТР, по два часа утром и вечером, причем не прямой эфир, а только запись. Но это лишь частичный выход из проблемы информационного вакуума для зрителей. Говорить о том, что это панацея для регионального ТВ, я бы не стала. Телеканал “Енисей” – это канал с 24-часовым вещанием и собственным контентом, и те четыре часа, что нам может выделить ОТР, не удовлетворяют наши запросы и возможности. Да, мы присутствуем в кабельных пакетах, но получать их могут далеко не все в Красноярском крае. При отключении аналога мы потеряем часть зрителей, но зритель потеряет гораздо больше – доступ к информации о жизни края, в котором он живёт.
– Какие ещё насущные проблемы есть у телеканала и как вы с ними справляетесь?
– Как для всех региональных каналов, проблема кадров – технических специалистов, творцов, управленцев – есть всегда. Молодые ребята долго не задерживаются. Они приходят, получают минимальный опыт и быстро исчезают. Конечно, их увеличивающиеся запросы по зарплате справедливы. Но в связи с тем, что не всё ладно с рекламным рынком, мы не можем поддержать финансовое состояние компании в таком объёме, чтобы оперативно удовлетворять запросы по увеличению оплаты. Потому и теряем молодые кадры. Это тенденция последнего десятилетия. Молодёжь рассматривает региональный канал как старт на короткий забег, чтобы потом найти себе другое применение. Так что в основном держимся на фанатах телеиндустрии. У нас есть “старый костяк”, специалисты, собранные с разных телеканалов, с огромным бэкграундом. Они способны показать высший класс работы и готовы поделиться своим опытом с молодёжью.
Другая “вечная” проблема регионального ТВ – техническое переоснащение. Переоснащаться хочется всегда. Техническая индустрия развивается семимильными шагами и всё время предлагает что-то новое. Но мы вынуждены смотреть на вещи реально. Наши финансовые возможности и бюджет несопоставимы с федеральными каналами. Поэтому мы как можно бережнее относимся и поддерживаем в актуальном состоянии то оборудование, что имеем. Комплексное перевооружение канала — это колоссальные деньги. По необходимости обновляемся частично, в первую очередь парк съёмочного оборудования, руководствуясь двумя критериями – технологичностью и ценой.
Мы поэтапно готовимся к переходу на вещание в HD-качестве. Интернет, кабельные, спутниковые операторы уже готовы и заинтересованы получать от нас HD-картинку. Но в данный момент нам приходится совмещать два цикла производства – SD-и HD-контент, так как в первую очередь это связано с нашим техническим оборудованием. Вопрос сроков и денег, но это вопрос обозримого будущего.
– Какой основной плюс вашего телеканала и регионального телевидения в целом? Почему оно продолжает привлекать зрителя?
– Самое главное – это связь со зрителем. Мы уделяем большое внимание обратной связи. У нас открыты все каналы, начиная с почты, телефона и сайта до мгновенной связи в социальных сетях. Из отдалённых уголков края мы получаем рукописные письма и звонки и мониторим информацию о чистоте сигнала приёма, о проблемах и просьбах зрителей. Большой поток информации к нам приходит через новостную редакцию. В период утреннего прямого эфира наши телефонные линии перегружены от потока звонящих. Люди рассказывают о своих житейских проблемах, спрашивают совета экспертов студии, рассказывают о новостях своего города или района. Бесценную информацию мы получаем из социальных сетей. Зрители сами предлагают нам информацию и видеоконтент о событиях края, и мы делаем репортажи с участием очевидцев событий. Никакой федеральный канал не даст этого аудитории!