Ирина Краева, «М2С»: «Каждый год нам приходится отбивать атаки вещателей, которые пытаются увеличивать стоимость контента»

О том, как региональные кабельные операторы работают в реалиях современного российского рынка, «Телеспутнику» рассказала заместитель генерального директора по развитию ООО «М2С» (торговая марка «Мурманские мультисервисные сети») Ирина Краева. 

Какие услуги, помимо кабельного телевидения, вы предоставляете? И какую часть города обслуживаете?

Когда в 2011 году я пришла в компанию, у «Мурманских мультисервисных сетей» было лидирующее положение на рынке города, несмотря на то, что параллельно существовали еще три маленьких оператора. Два из них закрылись, но в связи с большими вливаниями выросли сети «Ростелекома», который является основным конкурентом.

На данный момент мы предоставляем кабельное аналоговое и цифровое телевидение в большей части г. Мурманска и г. Колы, доступ к Интернету — на меньшей территории. Для оказания услуг построена сеть по технологии «оптика до здания».

Распределительные сети внутри отдельных домов — FastEthernet и коаксиальный кабель. На что вы делаете акцент в позиционировании компании, чтобы конкурировать с крупными федеральными игроками?

Ранее на рынке у нас было лидирующее положение. Естественно, мы пытаемся его сохранить, противостоять «федеральному гиганту». С точки зрения абонентов, у нас есть ряд преимуществ на фоне федеральных игроков. Во-первых, им не приходится докупать оборудование для просмотра основного пакета — аналогового и цифрового в формате DVB-C. Во-вторых, на протяжении долгих лет мы сохраняем абонентскую плату на том же уровне, в отличие от федеральных игроков, которые повышают ее пару раз в год. У нас предусмотрены льготы по абонентской плате, например для одиноко проживающих пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной войны и т. п. Наверное, благодаря этому у нас много абонентов именно пожилого возраста, которые не любят менять свои привычки или осваивать какие-то новые устройства. Еще благодаря совместимости кабельных стандартов мы лидируем там, где у семей несколько телевизоров в одной квартире, так как мы не требуем строго одного абонентского отвода для каждого телеприемника. 

При такой позиции, наверное, на бесплатную эфирную цифру после запуска второго мультиплекса перешло не так много абонентов?

Действительно, массового оттока именно на бесплатный эфир у нас не было. Но в целом ежемесячно происходит сокращение абонентской базы. Там есть процент тех, кто переходит на эфирное телевидение, но это не основной конкурент. Мне кажется, это происходит из-за насыщения рынка платного телевидения и смещения зрителя в сторону Интернета. Мы анализируем причины оттока, в частности просим заполнить небольшую анкету. И примерно половина отключений вызвана либо тем, что человек не пользуется телевидением — уходит в Интернет, либо тем, что по телевидению смотреть нечего.

Особенно острая ситуация с оттоком наблюдается в последние два года. В этот период почти по всему городу была построена сеть GPON «Ростелекома», наши зоны обслуживания частично совпали. Имея большую абонентскую базу по стационарной телефонии, они начали рекламировать пакетные тарифы triple play. И учитывая низкую абонентскую плату, пошел очень большой отток именно к «Ростелекому».

Все это, к сожалению, происходит на фоне снижения общей платежеспособности населения, миграции жителей в другие регионы. Мы реально видим, что люди начинают экономить, в том числе и на телевидении. 

Пытаетесь ли вы людям, которые не руководствуются соображениями экономии, а отключаются с формулировкой «ничего не интересно», предложить какой-то премиальный контент? Или их уже не вернуть?

Конечно, мы пытаемся предлагать все, что можно. Но, как правило, решение уже принято. Когда человек говорит, что ему уже ничего не интересно, крайне тяжело разговаривать. Передумает в лучшем случае один из десяти. 

Пытаетесь ли вы сотрудничать с сервисами трансляции видео через Интернет, чтобы привлечь тех, кто уже не смотрит обычное ТВ?

Как маленький интернет-оператор мы трафик приобретаем, и это основная наша затрата. А все попытки работы с крупными OTT-сервисами заканчиваются на том, что нужен определенный канал до точки обмена трафиком. Это никогда не окупится, даже если мы найдем финансовую возможность покрывать убытки первое время. 

Есть ли у вас какая-то ярко выраженная сезонность?

Да. Летом у нас низкий сезон. Пенсионеры, мамочки с детками, жены военных уезжают к родственникам в среднюю полосу или на юг, приостанавливая подписку на три-четыре месяца — с середины мая до сентября. В итоге у нас очень сильно проседает сбор денежных средств. 

Не рассматривали ли вы возможность организации услуги IPTV?

В свое время рассматривали. Но в нашем случае IPTV требует капитальных финансовых вложений, поэтому мы пошли по пути цифрового кабельного ТВ. Цифровой пакет у вас открытый или закрытый?Часть телеканалов мы вещаем в открытом пакете, и есть закрытые тематические пакеты, на которые можно подписаться. 

Предлагаете ли вы абонентам дополнительное оборудование для приема цифры? И как вы их распространяете — продаете или предлагаете в аренду?

Да, конечно, оборудование у нас есть. На сегодняшний день это прежде всего CAM-модули.

По поводу распространения — у нас есть разные предложения. Вплоть до того, что сомневающимся мы предлагаем срочный договор на определенный срок (2-3 месяца) с CAM-модулем по договору хранения.

Но если честно, с отдельно тарифицируемым цифровым телевидением на сегодняшний день не все хорошо — с него большой отток. Есть, конечно, доля абонентов, которые пользуются тематическими подписками (у нас есть спортивные каналы, каналы для взрослых и т. п.). Нельзя сказать, что мы здесь сильно теряем финансово, за каждого подписчика мы отчисляем владельцу канала, и совсем небольшая часть остается нам. Исходя из политики владельцев премиальных каналов и получается такая итоговая стоимость подписки, что она «не стоит того» для наших абонентов.

Еще, на мой взгляд, это связано со смещением зрителя в Интернет. В таких условиях выиграет тот оператор, который предложит больше разных возможностей. Люди хотят смотреть контент на разных устройствах. Поэтому цифровой пакет интересен, только когда есть единое информационное пространство сервисов для всей семьи за приемлемую цену, то есть когда контент доступен с любого устройства, в любом месте, в любое время. Начал смотреть что-то на телевизоре — продолжил на любом из своих гаджетов. 

А вы идете в мобильные устройства?

К сожалению, нет. У нас нет таких технологических возможностей, разработка стратегий в эту сторону не ведется. Мы присматриваемся к партнерам в этом направлении, но не можем найти достойных. 

Каналы высокой и сверхвысокой четкости как-то помогают удержать интерес?

К сожалению, нет. У нас нет таких технологических возможностей, разработка стратегий в эту сторону не ведется. Мы присматриваемся к партнерам в этом направлении, но не можем найти достойных. Каналы высокой и сверхвысокой четкости как-то помогают удержать интерес?

Каналы сверхвысокой четкости мы пока не запустили. Мы пытались просчитывать экономику, но сам контент этих каналов достаточно дорогой. А в этом смысле нам и так непросто. Про тенденцию оттока подписок на платные цифровые каналы я уже говорила.

Каждый год нам приходится в буквальном смысле отбивать атаки вещателей, которые пытаются увеличивать стоимость просмотра их контента. Например, сейчас, после повышения НДС, от некоторых крупных вещателей нам прилетели новые расценки, на 20—22% выше. Причем зачастую идет жесткое давление с целью вынудить оператора взять целый пакет каналов бешеной стоимости. И бороться с этим крайне тяжело. Это могут спокойно пережить мега-операторы — такие, как «Ростелеком», «ЭР-Телеком». Но для маленьких компаний, которые в буквальном смысле выживают в нынешней сложной экономической ситуации, это невозможно.

Контент — это ведь не единственная статья расходов оператора. Например, недавно мы строили линии связи и заменяли приемное оборудование, чтобы обеспечить требуемое законом присоединение к РТРС. Все это постоянные вложения. При этом мы понимаем, что население не будет платить большие деньги за телевидение. 

Вы упомянули присоединение к РТРС. Насколько гладко у вас все прошло с точки зрения реакции абонентов?

Совсем не гладко. Хотя население информировали заранее о том, что нужно будет произвести перенастройку оборудования в автоматическом режиме, нам поступало огромное количество звонков по этой теме.

24 линии и автоинформатор не выдерживали. Техподдержка была перегружена, на выезде работали все бригады с 8 утра до 22 вечера, включая специально организованные дополнительные, а абоненты продолжали звонить и в коммерческий отдел, и в бухгалтерию, и секретарю — какие только телефоны узнавали, по таким и звонили. Все предприятие работало на звонки. А 90% обращений — это люди пожилого возраста, которые просто не понимали, как все это сделать.

Для оператора это все выливается в огромное количество жалоб и негатива. Я думаю, отголоски этого еще долго будут. Многие обещали жаловаться во все инстанции.

К слову, мы понимали, что так и будет, оттягивали этот этап, как только могли, большое спасибо за поддержку в этом нашей Ассоциации организаций связи и информации (АОСИ) и ее директору Денису Лукашу. 

Мне кажется, реальных жалоб будет гораздо меньше, чем угроз… Как вы считаете?

Неизвестно. Есть же у каждого оператора определенный процент «жалобщиков», которые в принципе этим живут. Пишут по любому поводу. 

Раз уж мы заговорили о сложностях для оператора, как вы смотрите на периодически возникающую на разных уровнях инициативу местной 22-й кнопки?

Если ее примут, будем что-то решать, поставим. Но на самом деле все это происходит в ущерб интересам наших абонентов. На примере 21-й кнопки: мы поставили ее в пакет, но ведь в регионе может быть несколько местных каналов. К тому же наша 21-я кнопка — это вещатель, созданный специально для конкурса и поддерживаемый в «губернаторских кругах». На мой взгляд, есть региональные каналы с более качественным контентом.

Кнопка разыгрывается на основании конкурса, в то время как все это — разговор о частных предпочтениях. Кто-то любит, кто-то не любит. И специальным статусом этого не изменить. Но при всем при этом кнопку канал занимает.

Это явление из той же серии, что и когда вещатели нам предлагают жесткие условия: либо берете три канала, либо мы с вами не работаем. Каждый раз приходится объяснять: аналог — не бесконечный. Это не IPTV. Мы не можем поставить 300 или 400 каналов. Это кабель, у которого есть частотный план. Мы не можем поставить каналы ближе, чем позволяет технология, физика. И 21-я кнопка уже занята. С помощью оставшихся 25-26 кнопок мы должны как-то удовлетворить интересы всего населения. Там должен быть какой-то спортивный канал, развлекательный контент, что-то интересное для молодежи, что-то для эстетов, познавательные программы. И когда даже в этих стесненных условиях приходится работать с пакетами «в нагрузку», ощущение, что тебе навязывают, что смотреть. 

Какие еще законодательные нововведения в последнее время сильнее всего отразились на вашей работе?

На первом этапе — все, что касалось блокировок сайтов по спискам. Эта тема до сих пор вызывает некоторые вопросы. Больной вопрос для меня — хранение персональных данных абонентов. Каким образом я могу собрать базу, в которой обязательно должны присутствовать все контактные телефоны и т. д.? Как эту информацию можно будет получить у пожилого населения? Еще одна странная инициатива — реализация требований об онлайн-чеке. Какие могут быть онлайн-чеки для бабушки, которая даже номер своего телефона не может назвать с формулировкой: «Я себе не звоню»?

 Строится ли у вас в городе новое жилье и удается ли туда заходить, расширяя свою сеть?

В Мурманске как такового расширения города не происходит. Новые дома строятся на месте сноса деревянного старого фонда. Там возводятся социальные дома, но зайти в них крайне тяжело — с управляющими компаниями и ТСЖ работать очень сложно. У них есть какое-то понимание, что раз оператор заходит, с него нужно содрать просто неимоверное количество денег. А некоторые просто говорят «нет», объясняя это тем, что у них уже есть «Ростелеком». Кстати, не видела, чтобы так реагировали где-то на крупных федеральных игроков. 

Спекулируют ли у вас в городе тем, что аналоговые каналы будут постепенно отключаться?

Да, недобросовестные конкуренты как раз и занимались тем, что ходили по отдельным районам и говорили о том, что никакие аналоговые операторы не будут работать и абонентам надо переключаться. Мы, конечно же, пытались разбираться.

Но проблема не только в конкурентах. Один наш старый абонент рассказал такую историю. Он обратился в крупный сетевой магазин, чтобы приобрести второй телевизор. Первый подключен к кабельному телевидению, как он и сказал консультантам. Консультанты поинтересовались, сколько лет первому телевизору. И узнав, что около десяти, пытались настоять на том, чтобы он именно к первому телевизору обязательно купил приставку, иначе ничего смотреть не сможет уже с января.

Я сначала не поверила. Попросила коллег под видом тайного покупателя сходить в другой крупный магазин. В принципе, то же самое. И это странно, потому что, по моим представлениям, главной задачей продавца должна быть продажа современного телевизора, а не приставки или антенны. А они по незнанию мешают все в одну кучу: спутниковое, аналоговое, цифровое телевидение, платное и бесплатное, забывая о том, что город на самом деле расположен на сопках и здесь свои особенности приема сигнала, различные даже для соседних домов. Поэтому исторически население больше привыкло к кабельному телевидению. 

Какие перспективы вы видите для «Мурманских мультисервисных сетей» в таких сложных условиях?

Не такие уж печальные. Слухи о том, что кабельное телевидение в ближайшее время умрет, я не могу назвать оправданными. Да, конечно, снизится абонентская база, значит, надо будет думать о том, какие дополнительные услуги предложить населению и как еще мы можем развить свое предложение. Но полностью кабельное телевидение в ближайшее время не исчезнет. Как минимум есть сила привычки — мы к чему-то привыкаем, тем и живем.

Нужно также понимать, что в разных регионах все по-разному. Наверное, в столице все более динамично. Но Мурманская область — это закрытые территориальные образования: гарнизоны, военные городки. Их население то прибывает, то убывает. Эфирный прием усложняет рельеф. Со спутниковым сигналом все хорошо только летом. А зимой, когда бушуют вьюги, тарелку надо все время поправлять и чистить от оледенения. В этих условиях востребовано кабельное телевидение. И здесь присутствуют маленькие операторы, которые как жили, так и будут жить. Когда офицера с семьей перенаправляют в другой регион, он выезжает из квартиры, а вслед за ним въезжает другая семья. Для них кабель уже есть — можно включить телевизор и смотреть.

Источник