Есть ли разница в работе художника-постановщика над кино и сериалом?

Действительно ли растет художественный уровень сериалов, чем отличаются кинодекорации от сериальных и зачем художникам-постановщикам разбираться в объективах камер.

СЕРГЕЙ
ФЕВРАЛЕВ

Художник-постановщик («Братство», «Белый тигр», «Дорога на Берлин»)

В нашей киноиндустрии есть художники-постановщики, которые работают только на сериалах и редко участвуют в съемках кино. Но есть и те, кто работает только в кино. Работа одновременно и там, и там практически всегда ведет к художественным неудачам.

Сериал показывается на небольших экранах телевизоров и других носителях, и это один тип восприятия изображения. Представьте, что вы смотрите на картину художника Павла Федотова «Завтрак аристократа». В ней есть определенные композиция, крупность героя, соотношения героя и пространства, работа художника с фоном.

То же и с изображением в сериале: размер телеэкрана заставляет художника выбирать объекты и строить декорации определенного масштаба, в которых герой будет хорошо компоноваться в небольшом формате.

Качество и масштаб телевизионного вещания позволяют работать не очень подробно с фактурами, цветами и реквизитом. Психология восприятия небольшого формата диктует, в основном, средние планы. Зрителю важны эмоции героя, поэтому все заточено под небольшой формат изображения.

К тому же, при домашнем просмотре существует некая небрежность: зритель может отвлечься в любой момент. Это часто влечет за собой отношение к декорации как к обозначению места действия, а не как к пространству со своей атмосферой. И еще, сериал — это произведение, растянутое во времени, а длинный рассказ требует определенного подхода к выстраиванию истории через последовательность объектов.

Киноэкран из-за своих размеров позволяет видеть декорации очень подробно, а при крупном плане — как будто через увеличительное стекло. Создавая масштабные декорации, их приходится строить подробно, детально и фактурно. Используются иной тип мышления, иные технологии и методы. А тот факт, что зритель сидит в темном зале и у него меньше причин отвлекаться от экрана, диктует и другой подход к декорации: она должна быть образной и атмосферной.

В среде живописцев есть монументалисты, а есть — работающие с миниатюрами. Если у художника рука поставлена на крупную широкую линию, ему сложно рисовать детали. И наоборот. Так же и в сфере кино: художнику-постановщику, который долгое время работает в сериалах, нелегко перейти на большой экран. Это другое ощущение пространства, другие технологии, другая манера работы.

Обратный переход не менее болезненный. По сути, художник-постановщик сериала и художник-постановщик в кино — это две разные профессии.

АДДИС
ГАДЖИЕВ

Художник-постановщик («Похищение», сериал «Черная комната»)

Кинофильм предполагает показ на громадном экране, где зритель может разглядеть все детали кадра. Соответственно, предполагается очень подробное наполнение, которое рассчитано на восприятие самых мелких деталей и предметов. А также более внимательную работу с цветом.

В сериалах история развивается в течение многих серий и это по-своему влияет на изобразительную драматургию. Размер телеэкранана не позволяет увидеть множество деталей, и художественная постановка, учитывая это, решает пространство более аскетично, но при этом более графично и контрастно. Телевизионный экран любит усредненные цвета, сближенные, но опять-таки, с большим контрастом между собой.

В последнее время происходят позитивные перемены: качество телевизионного контента становится лучше, требования приближаются к киноизображению. Телесериал, практически, становится кинофильмом, растянутым во времени.

В целом, растут и требования к художественной постановке. Художнику-постановщику уже надо разбираться в объективах, в разрешении камер, в особенностях операторского света. Свою специфику накладывают и съемки телесериалов в интерьерах: надо переосмыслять интерьеры, реальные объекты и по-новому выбирать натуру.

Художественная постановка, как творческая наука, которая вышла из театра и прошла через кино— на телеэкран и гаджеты, постоянно развивается: в этом ее прекрасная особенность.

ПАВЕЛ
РОМАНОВ

Художник-постановщик («Вакантна жизнь шеф-повара», сериалы «Анна-детективъ» и «Петля Нестерова»)

Работа на сериале в противовес полному метру традиционно является чем-то непрестижным. При этом специфика работы ни там, ни здесь ничем не отличается. Более того, пример сериала «Игра престолов» доказывает, что сериалы могут быть выразительнее многих полнометражных картин.

С развитием интернет-вещания, когда крупные компании кабельного телевидения стали вкладываться в качественный контент, уровень сериалов значительно вырос.

Творческие вызовы существуют всегда, вне зависимости от технологий кинопроизводства. И использование компьютерной графики не снижает значения декораций или игрового реквизита.

Источник