Георгий Точечник, иллюстратор, мультипликатор: «Художнику достаточно просто работать и улучшать пространство своим творчеством».

В ноябре 2019 года в Абу-Даби прошла конференция Russia Creates, в ходе которой творческие компании из России презентовали свои проекты инвесторам региона. Мероприятие проводилось под эгидой департамента культуры и туризма Абу-Даби в рамках программы по превращение Эмирата в центр мировой креативной мысли.

AdIndex задал несколько вопросов российским участникам конференции Russia Creates 2019, предложив поделиться впечатлениями и оценить перспективы задуманного. Первое интервью в рамках серии – с художником, автором собственной концепции в изобразительном и анимационном искусстве Георгием Точечником.

Расскажите, как живется художнику в современном мире.

Это смотря какой у него характер. Я, к примеру, домосед, очень скрупулезный и мелкашный человек. Мне тяжело общаться, высылать свое портфолио, потом что у меня картины, которые совершенно не передают свое впечатление, когда они сфотографированы или отсканированы.

А в принципе, может ли настоящий художник быть успешным?

Конечно, сейчас художники прекрасно живут. Сейчас вообще лафа для иллюстраторов, есть все эти планшеты, синтики и т.д. Конечно, идут всякие клановые войны, кого считать художников, кого нет, войны эта развиваются в разных жанрах. Естественно, остаются такие, как Ван Гог, которые не могут себя продавать, тусоваться. У меня, к примеру, нет времени куда-то ходить, потому что приходится решать проблемы банального выживания. Особенно тяжело, когда ты не профессиональный художник.

Вы считаете себя креативным человеком? 

У меня есть свой стиль, он и в графике, и в мультяшках, я не могу просто на рынке труда найти себе работу, потому что я могу делать только свое. Из тысячи кнопок Фотошопа я нашел для себя три-четыре, которых мне хватает. На рынке ты должен обладать, конечно, более богатым инструментарием. Но мне, я считаю, повезло, многим художникам тяжело найти свой стиль.

Вообще мои картины – это тест Роршаха. Если показать одну картину разным людям, каждый интерпретирует ее совершенно по-разному.

Назовите три условия для создания креативного продукта.

Талант, труд и перебор вариантов. Не рекомендовал бы обращать внимание на рынок, нужно строить свой мир на чувстве художника. Углублять его, шлифовать, лелеять, любить. Главное, чтобы все это делалось с любовью. Тяжело воспринимать работы художников, у которых на сердце боль и страдания. В той е Перми есть художник, который создал огромное полотно с изображением Ивана Грозного. Смотришь на это него и представляешь, как автор на протяжении, наверное, года, приходил к этому полотну и Грозный на него все это время грозно так смотрел. Искусство должно быть миром, в который хочется нырнуть, а не наоборот, выпрыгнуть и вдохнуть воздуха. Если изображено что-то страшное, нивелировать это может только мастерство, когда ты смотришь на технику понимаешь, как это невероятно круто сделано. 

Можете дать свое определение креативности? Глядя на чужую работу, вы всегда можете определить, вот это – креативно, а это – поделка? 

Я сам по себе очень детальный человек. И я не очень понимаю работы, которые делаются мазками, и выдаются за что-то креативное и концептуальное. Я, в общем, за труд. Я люблю, когда человек трудится, я вижу, когда человек старался, думал, долго сидел, корпел – это сразу видно. А когда я вижу работы некоторых художников, мне хочется подойти к ним и обнять, сказать, брат, все нормально, не страдай. И хотя жизнь у меня не самая простая, я не унываю. Творчество, мне кажется, должно нести добро. Я за то, чтобы художник серьезно трудился над добрыми работами.

Добро и труд гарантируют успешность?

К сожалению, не всегда. Я, к примеру, знаю девушку в Перми, Марину Харламову, которая рисует на дереве. Иголочкой оттирает мастику и создает такие шедевры, которые за границей стоили бы миллионы. В Перми ее вообще никто не покупает, ей приходится жить ремесленничеством. Она бы могла заняться искусством, но она просто физически не может добраться до места, где бы ее оценили. 

Дайте свое определение творчеству.

Творчество это когда ты садишься за работу и тебе нравится процесс. Этот процесс тебя увлекает, тебе в нем уютно. Я вообще не понимаю мастерских художника, когда все навалено, кто-то ходит. Я сажусь, наливаю чай, зажигаю благовония и погружаюсь в процесс. Я топлю за добро. 

Какой город, на ваш взгляд, сейчас является креативной столицей мира?

Назову не город, а фестиваль  — Burning Man.

Представьте, что вас только что назначили главой департамента культуры Абу Даби и перед вами стоит задача перенести креативную столицу сюда. С чего бы вы начали? Назовите три главных шага. Можно ли, на ваш взгляд, сделать креативной конкретную географическую точку?

Я бы сделал какой-то, что называется, хиппи-городок, только без маргинальной составляющей. Причем на этой территории собрал бы действительно креативных людей, но не раскрученных и попсовых, а вытащил таких, как эта Марина Харламова из Перми. Таким художникам даже платить не нужно, им просто нужно создать условия для жизни и работы. Им достаточно просто творить и улучшать пространство своим творчеством. Таких людей найти не проблема. Искать просто нужно не сверху. Я, к примеру, видел сотни миллионов картинок, это моя вредная привычка – смотреть картинки. Есть столько художников, которые не в мейнстриме. Есть художник, который живет в каком-нибудь в маленьком городке в Техасе. И он никуда не едет, чтобы показать свои работы. Но когда он садится за стол, он садится как мастер. Ему даже учиться не надо, ему просто надо дать возможность создавать. 

Какие работы в современной арт-индустрии вы считаете креативными?

Есть потрясающие примеры в стритарте. Есть современные художники, в Европе особенно, которые, к примеру, вешают несколько гитар в огромной комнате с птицами. И эти птицы, садясь на струны, играют на этих гитарах музыку. Есть поразительные мастера на Украине, «Интересные сказки» называются. Про эти работы даже старые мастера сказали бы, что это настоящее искусство. 

А есть работы, которые, когда ты на них смотришь, вызывают чувство пустоты и безысходности. Я не придерживаюсь мнения, что любой, кто называет себя художником, им является. 

Почему вы так печально отзываетесь о современном искусстве?

Вообще, во всем Пикассо виноват, он всех рисовать разучил. Я надеюсь, что у меня получится обратное развитие. Пикассо, умея рисовать, взял и начал рисовать хвостом осла, как говорится. Я хочу, чтобы все, кто не умеют рисовать, научились это делать. Я бы сам хотел рисовать каких-то уютных стариков, которые сидят в тени деревьев и читают книги. И чтобы это было нарисовано так, чтобы, посмотрев на картину, человеку захотелось стать умным и начать читать.

А не наоборот, когда смотришь на картину и думаешь, что со мной не так, я же так же могу, но ведь не рисую.  

Почему ваш псевдоним — Точечник?

Все полотна я выкладываю точками. Каждая из них может стать началом фигуры. А может остаться частью фона. Это непредсказуемо.

Сколько времени занимает работа над одной картиной?

Это самый частый вопрос. Отгадайте второй самый частый вопрос.

Сколько они стоят?

Вручную ли проставлены точки. Что касается времени, то, если есть заказ, дней за пять получается выполнить.

Должен ли художник, как это принято считать, быть голодным, чтобы быть творчески продуктивным?

Не должен, но может.  Чего он точно не должен делать, так это спиваться. Художник должен стараться трудиться и развиваться. Он должен свое творчество растить, а не просто эксплуатировать то, что уже умеет.

Справка

Георгий Точечник

Родился в 1983 году в Иркутске. Рос в художественных кругах, что оказало серьезное влияние на его творческое развитие. Занятия графикой художник начал случайно в 2010 году. Несколько лет он оттачивал технику, принимая участие в региональных выставках в Перми, Краснодаре, Иркутске. Его работы разных лет складываются в единый нарратив, объединенный группой мифологических персонажей и повторяющимися гротескными образами. По мотивам своих графических произведений художник разрабатывает игру, сценарий и книгу с собственными иллюстрациями.

Каждая работа Гоши Точечника − это отдельный мир, населенный духами, шаманами и мифологическими существами, встречающими друг друга на разных рисунках. Все эти миры тесно взаимосвязаны не только темами и персонажами, но и пространственно-временными рамками.

Техника рождения произведений – бессознательное письмо. Начиная работу с методичного повторения точек, художник не знает, куда приведет его поток ассоциаций. Произведения Точечника состоят из множества оригинальных деталей и предметов, прорисованных с виртуозной тонкостью, каждый из которых несет свой смысл. Мир, созданный автором, балансирует на гране фантастики и реальности.

Russia Creates

20-23 ноября 2019 года в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби состоялась первая встреча участников комьюнити Russia Creates, цель которого объединить самых ярких и талантливых представителей российской креативной индустрии, открывая уникальные возможности  на динамично развивающихся рынках стран Персидского залива и Азии. Участники комьюнити — это предприниматели, бизнесмены и творческие люди, чье творчество и предпринимательские инициативы изменили целые индустрии, затрагивающие такие сферы, как дизайн, искусство, архитектура, фуд-индустрия, образование, киберспорт, мода, музыка, кино, реклама и брендинг, банковский сектор, медиа, IT  и многие другие. Участников Russia Creates приветствовал председатель департамента культуры и туризма Абу-Даби Мухаммед Аль Мубарак. В программе Russia Creates приняли участие: основатель Mildberry и Yummy United Олег Бериев, директор Центра искусств Нью-Йоркского Университета в Абу-Даби Билл Брагин, основатель и генеральный директор компании «Платформы и Решения» и основатель первого российского онлайн-кинотеатра Tvigle Егор Яковлев,  директор по стратегическим коммуникациям социальной сети ВКонтакте Константин Сидорков, исполнительный директор по индустрии здравоохранения в Сбербанке Юрий Крестинский, директор по развитию бизнеса Ginza Project Гюнель Исмаилова, соавтор мультсериала «Смешарики» и президент Ассоциации анимационного кино России Илья Попов, основатель сети ресторанов Fresh Ирина Азарова, кинооператор и продюсер Михаил Мукасей, директор Московского музея современного искусства (ММОМА) Василий Церетели, художник Михаил Цатурян,  фотограф Саша Гусов, основатель фонда «IN ARTIBUS» и инициатор культурных проектов Инна Баженова, редакционный директор журнала Forbes Николай Усков, музыкальный продюсер Андрей Резников, основатель лектория «Прямая речь» Светлана Большакова, художник и скульптор Даши Намдаков и многие другие.

Russia Creates прошло при поддержке Департамента туризма и культуры Абу-Даби.

Организатор – Eventica Communications.

www.russiacreates.com

РАБОТЫ ГЕОРГИЯ ТОЧЕЧНИКА