Оператор: Дмитрий Карначик
Как снимать с рук однокадровые бои и скрывать склейки, в чем преимущества 12 мм объектива и устройства Fig Rig, какие опасности таят осенние съемки в Крыму и при чем здесь Питер Брейгель — оператор исторического кинокомикса «Скиф» к выходу фильма рассказывает о его экстремальных съемках.
Стиль: комикс и ручная камера
«Скиф» изначально не позиционировался как историческое кино. От этого понятия мы специально хотели уйти, в том числе через стиль. Режиссеру понравилась фактура скифов, мифическая и малоизвестная, мы зацепились за этот народ и на его основе придумали сценарий. Это, скорее, исторический боевик или комикс, где есть исторические образы, но нет исторической конкретики.
Кадр из фильма «Скиф» (2018) / Фото: компания «Наше кино»
Ручную камеру мы решили использовать, потому что хотели снять бои не так, как большинство делало до этого. Они должны были идти однокадрово или длинными кусками, без склеек под удары, без дублеров и прочих вещей, принятых в академической традиции. В свою очередь однокадровость диктовала ручную камеру, которая находится как бы непосредственно внутри самого боя. А потом мы решили снимать так и весь фильм.
Подготовка: раскадровки, референсы и хореография боев
Подготовительный период занял около четырех месяцев. Мы полностью закончили раскадровку, кроме, может быть, некоторых диалоговых сцен. Раскадровка, конечно, сильно помогала и экономила время: мы знали, куда ставить камеру и какой кадр надо готовить дальше.
Дмитрий Карначик, оператор / Фото: Ольга Наседкина
Также мы полностью отрепетировали хореографию всех боев. Художник Сергей Февралев сделал все эскизы и потрясающий макет декораций, который позволял создавать раскадровки с моделями героев, что было очень удобно. Кроме того, мы выезжали на все локации и были на приемке всех декораций. То есть времени на подготовку было достаточно.
Для подготовки экшн-сцен мы нашли замечательного хореографа боев Федора Старых, который участвовал, например, в съемках «Хардкора». Он тоже хотел сделать что-то новое, так что идея однокадровых боев ему понравилась. Далее был долгий кастинг: кроме актерских данных исполнителям необходимо было иметь определенную физическую подготовку.
Кадр из фильма «Скиф» (2018) / Фото: компания «Наше кино»
После того, как мы нашли актеров, еще три месяца шли репетиции боев в гимнастическом зале. Федя придумал бои, показал их со своей командой, а затем мы с актерами выучили их по кускам.
Мы вдохновлялись, в частности, «Рейдом». То, как там сняты бои — это новый уровень каскадерской хореографии. Все кино, по сути, — это сплошная драка, но сделано просто мастерски. В нашем фильме мы соединили мощную драму с ураганным экшном.
На съемках фильма «Скиф» (2018) / Фото: компания «Наше кино»
Для меня в этой подготовке было две цели. Во-первых, я должен был выучить каждое движение, потому что, если ты не знаешь хореографию боя, невозможно следить за скоростным действием, то есть у тебя все будет выпадать из кадра. Поэтому на все бои мы сняли превизы. А во-вторых, мне, как и актерам, было нужно пройти физподготовку. Когда мы все отрепетировали, стало понятно, в каких местах бои необходимо разбивать склейками. Мы, конечно, хотели делать все однокадрово, но где-то это было невозможно, потому что, например, нужно было цеплять или снимать риги, добавлять раны и кровь. В итоге у нас есть явные склейки, но в большинстве мы старались делать их незаметными. А первая сцена — вообще пять минут непрерывного честного однокадрового боя.
Съемки боев: Fig Rig, 12-мм объектив и незаметные склейки
Все бои я снимал с помощью устройства Manfrotto Fig Rig. Это такое колесо, в центр которого вставляется камера. Центр тяжести камеры смещается, а рычаг увеличивается, благодаря чему можно делать более хлесткие, резкие движения. Характер движения камеры получается совершенно иным, нежели при съемке с плеча. С ручной камерой движения будут более остановочные, не получится успевать за ударами, а риг позволял за ними следить.
Дмитрий Карначик, оператор / Фото: Ольга Наседкина
Что мне больше всего нравилось — камера была еще одним героем. За счет того, что постоянно происходит переход от субъективной камеры к объективной, а ты находишься близко к дерущимся, создается эффект присутствия. Это в духе картины Сергея Урусевского «Я — Куба», еще одного источника вдохновения.
То, что камера так близко — заслуга прекрасного объектива Ultra Prime 12 мм. Для меня этот объектив открыл нереальные возможности: ты можешь снять портрет, а потом сделать три шага назад — и все уже будет на общем плане. В основном все снималось на широкие объективы. Длиннофокусной оптики было мало, и использовалась она на второй камере.
На съемках фильма «Скиф» (2018) / Фото: компания «Наше кино»
По поводу склеек. Есть несколько основных способов сделать незаметную склейку. Самый простой — переброска. Второй — склейка через небо или через землю. То есть когда уходишь в небо или в землю, по ним можно склеить на графике. И еще несколько раз мы делали склейки через спину, то есть через перекрытие по переднему плану.
Локации: осень и малоизвестные места Крыма
Мы специально выбрали осень, достаточно тяжелую и мрачную пору, чтобы уйти от зелени. По энергетике и атмосфере осенний период лучше всего подходил под сюжет. У нас был замечательный художник Сергей Февралев. Он ищет в каждой локации концепт или, как он называет, смысл. За этот смысл он цепляется и из него уже делает некую производную, определенный стиль. С ним мы объездили весь Крым вдоль и поперек. Поскольку в Крыму снимают очень много, хотелось уйти от всем известных мест, вроде горы Демерджи или Долины Привидений. При этом все три мира фильма нужно было постараться разнести по стилю.
Одно место — генеральские пляжи — за Керчью на Азовском море. Второе место — высаженный сосновый лес для вымышленного народа берендеев. Его мы нашли на склоне Ай-Петри за Ялтой. Мне этот лес не очень понравился. Но дело в том, что лесов в Крыму в принципе мало, а те, что есть — лиственные, то там нельзя сделать необходимые постройки на стволах деревьев. В итоге сосновый лес на склоне Ай-Петри был, по сути, единственным вариантом. Третье место мы тоже искали долго. Для скифов нам нужна была степь. Но не просто степь, в которой обычно глазу не за что зацепиться, а такое место, чтобы веяло духом одиночества, запустения и вымирания. В итоге мы нашли в степной части Крыма устье высохшей древней реки со скалистыми оврагами. Вдоль этого устья мы и разместили декорации для скифов.
Сложности: логистика и сюрпризы погоды
Хоть все бои мы и отрепетировали, но спортзал и площадка — это две большие разницы. Несмотря на всю подготовку, на съемках все оказалось иначе. Тут выяснилось, что драться и делать трюки в потрясающих и аутентичных костюмах, сделанных прекрасным художником Надеждой Васильевой, очень сложно. Ноги у актеров, как правило, скользили по грунту, который почти всегда был сырой. Дубли длинных однокадровых связок выматывали очень быстро. Но многое познается на шишках и на ошибках, так что этот опыт нужно учесть в будущем.
Вообще, основные сложности были с графиком и с погодой. Поскольку стояла осень, световой день был очень короткий. А за счет того, что каждый день огромное количество времени уходило на грим, на съемку оставалось не больше пяти часов. Погода — самая непредсказуемая, которую только можно представить, — была главной моей головной болью. Режиссер даже прибегал к древней языческой методике призыва погоды, но, похоже, это только злило богов. Ждать подходящих условий возможности не было. Это доставило хлопот не только на съемках, но и на последующей цветоустановке.
На съемках фильма «Скиф» (2018) / Фото: компания «Наше кино»
В сценах славянского мира я планировал больше использовать стедикам, но, к сожалению, в условиях съемок от этого пришлось отказаться.
Например, первый съемочный день, сцена похищения героини. Сложная мизансцена, идет дождь, носятся лошади, массовая драка, и все это одним кадром. Для начала оказалось, что лошади боятся дождя. Потом земля от влаги превратилась в вязкую глину, по которой просто невозможно ходить. Далее случайно вода попала на аккумулятор, и каждый дубль мы теряли по одной «банке». Плюс к этому на площадке был дичайший ветер, который не то что стедикам сдувал, но и просто ходить и смотреть было тяжело. Вся моя группа купила специальные горнолыжные очки, чтобы защититься от ветра с пылью. Актеры так сделать не могли. В общем, камеру приходилось брать в руки.
Кадр из фильма «Скиф» (2018) / Фото: компания «Наше кино»
Также были логистические сложности. Например, с оптикой. Мы не могли держать все три комплекта на месте. Оптику нужно было привозить и увозить. КПП составили одним образом, но вышло так, что снять в срок не успели, из-за чего одна оптика наложилась на другую, и так далее. В итоге на то, чтобы увезти и привезти нужное оборудование, ушло больше, чем на саму оптику.
Съемки заняли сорок две смены, но снимали не каждый день, потому что много было переездов.
Цвет: Брейгель, фильтры и цветокоррекция
Я всегда стараюсь уходить от стандартных цветовых решений. На «Скифе» я сразу зацепился за концепцию трех миров, и захотел их разделить цветом. Славянский мир вышел в фиолетовых тонах. На такое решение натолкнул меня художник Питер Брейгель-младший: пасмурная погода, чуть фиолетовые тени и зеленоватые света, яркая сине-голубая одежда, которая создавала цветовой акцент и не позволяла уйти в монохром. Мне не хотелось делать все в холодной гамме, а в теплой гамме был мир скифов. Фиолетовый же — это смесь красного и синего, то есть соединение чего-то яростного кровавого и спокойного. Это как раз соответствовало концепции славянского мира — на первый взгляд тишина, но на самом деле бушуют внутренние склоки и перипетии.
Скифский мир я снимал с тепло-пурпурным фильтром Corаl и оттененными фильтрами Sunset. В декорациях присутствовал красный цвет, цвет крови. Земля в степи была выжженная, за счет чего появлялся контраст. Горный мир делался более холодным, самым приближенным к реализму. На протяжении всего фильма также я использовал фильтр T1 при съемках с огнем и факелами, и фильтры Ultra Contrast.
На цветокоррекцию ушло очень много времени, и тут спасибо продюсерам, что они не ставили какой-то жесткий лимит. Колорист Дима Стельмах фактически расписывал каждый кадр, как художник. Тут требовалось большое терпение, потому что многое приходилось постоянно переделывать. Когда хочешь уйти от реалистичного изображения, глаз постоянно адаптируется под непривычное цветовое решение, и в итоге, когда смотришь свежим взглядом, понимаешь, что получился перебор. То есть сложно понять, где грань допустимого. Но больше всего проблем было с тем, что снято все в разных погодных условиях — приходилось сводить все к одному.
Оптика и камера: три набора и преимущества ALEXA Mini
Все миры также разделялись с помощью оптики. Славянский мир мы снимали на Cooke Anamorphic. Он тогда только появился в Москве, я сделал тесты, и оптика мне показалось идеально подходящей для съемки бескрайних просторов и моря, то есть для пейзажного славянского мира. Скифы снимались на старый High Speed, подходящий для такого затухающего, блеклого мира. Master Prime, жесткая реалистичная оптика, подошла для горного мира. Еще я много использовал накамерные фильтры. Я не люблю реалистичное и вылизанное изображение. Поэтому все кино снято в такой грязноватой, неаккуратной стилистике. Мне кажется, когда ты снимаешь идеализированное изображение, ты теряешь образ, а когда добавляются шероховатости в изображении — появляется жизнь, оно начинает дышать.
Конечно, мы с режиссером хотели снимать на пленку, но это были мечты. Я выбрал камеру ALEXA Mini как основную и ALEXA XT для второй группы. ALEXA мне очень понравилась по передаче света от огня на лицах и по проработке при малом освещении.
Операторская группа: подвиг фокус-пуллера и механик-спаситель
Операторская группа была небольшая. Два механика, ассистент по фокусу, второй оператор, он же гафер, пять осветителей, оператор second unit. Еще в какой-то момент у нас был оператор стедикама, оператор ронина, коптер Inspire 2 и для съемок селения берендеев приехала команда, натянувшая канатную дорогу с управляемой трехосной системой стабилизации. Мы натянули ее на уровне домиков на деревьях длиной порядка пятидесяти метров, так чтобы камера могла летать между деревьев и домов.
Отдельно стоит отметить ассистента по фокусу Дениса Ковалева. На съемках он был в наколенниках и каске, потому что в боях ему все время доставалось — если я успевал в последний момент уйти от ножа, меча или руки, то ему иногда приходило. И еще — поскольку съемка у нас была на 360°и деться частенько было некуда, иногда ему приходилось одеваться в скифа, который на самом деле тайком стоит и крутит фокус.
Механик камеры Стас Масленков из Paap Rental меня постоянно выручал и спасал от падений и опасностей в суровых крымских ландшафтах, потому что я не всегда мог видеть, куда иду по сложному горному рельефу. В фильме есть сцена на скале, где главный герой подходит к самому краю, и мы показываем пропасть — дальше идти некуда. Страховку сделать для меня не могли, потому что в кадре все на 360°. Так что держать меня сзади пришлось механику. Подобных экстремальных моментов во время съемок было много. Хорошо, что все закончилось благополучно, и я надеюсь, зритель почувствует на экране морской ветер с солью, горный ледяной воздух и дух настоящих воинов.
Тизер фильма «Скиф» (2018)
Дмитрий Карначик
Оператор
Работал над фильмами: «Криминальные обстоятельства», «Скиф». |