Оператор стедикама: Игорь Вотинцев
Как выбирать оборудование, работать с пространством и светом, какую носить одежду на съемках и почему надо соблюдать субординацию в группе. Важными принципами делится востребованный специалист в востребованной профессии.
Как стать стедикамщиком?
Есть удивительные люди в нашей профессии. Ларри Макконки в свои «за шестьдесят» делает потрясающие кадропланы, которые можно просматривать бесконечно. Тэд Черчилл был последовательным популяризатором стедикама до конца жизни. А Игорь Черных еще в 1977 году сделал самодельный аппарат, на котором снимал прекрасные кадры. Глядя на этих людей, я все больше уважаю и люблю свою профессию.
Как выбирать оборудование?
На съемках фильма «Елки»
Обратите внимание, что стедикам со времени патента Гарретта Брауна 1973 года практически не изменился. Есть производители, где лучше изготовлена рука, где-то удобней жилет или функциональнее консоль. Большинство топовых операторов в мире имеют «франкенриги», когда части некогда бывшего целого волею нового хозяина соединяются воедино. Это идеальный вариант, но трудоемкий и затратный. Поэтому я купил свой Artemis у немцев в рассрочку в 2005 году. Они мне сделали предложение, от которого я не смог отказаться. Хорошо, что стабилизатор оказался достойным, а обслуживание отменным. С тех пор произошла революционная смена носителя изображения с кинопленки на цифру. Пришлось вынужденно сменить часть оборудования. Тем не менее, я до сих пор использую аналоговый монитор с ламповой подсветкой! Это уже «прадедушка» нынешних HD мониторов, но он отлично работает. Однако для «видеодеревни» пришлось купить дорогой и стабильный комплект передачи HD сигнала, это важнее. Также оказался очень полезным ручной монитор со встроенным приемником, позволяющий режиссеру быть рядом с актерами и видеть изображение. Замечательная вещь — головки на бесколлекторных двигателях! С их помощью можно снимать необычные кадры. Однако в реальном производстве стедикам пока лучше. Сейчас есть тенденция слияния двух систем в одну, и за этим гибридом большое будущее.
Разнообразие съёмочных камер в России невелико. Необходимо установить камеру на стедикам, запитать её, закрепить на оптику фокус-контроль и передать сигнал режиссеру. Даже с 3D-ригами имеющиеся нюансы решаемы. Однако нет ничего хуже «сюрпризов» на площадке. Поэтому я стараюсь согласовать все вопросы заранее.
Как и с кем работать в команде?
На съемках фильма «Консервы»
Во взаимоотношениях в группе на первом месте стоит субординация. Я выполняю задачу оператора-постановщика. Согласовывается композиция, ритм движения, скорость панорам и так далее. Оператор-постановщик всегда значительно больше в материале, чем оператор стедикама. Я в данном случае — его «руки», поэтому стараюсь быть максимально точным. Но режиссер иногда обращается ко мне напрямую, меняя с актерами мизансцену или чтобы сократить время на обсуждение, — это нормальная ситуация, но я стараюсь ею не злоупотреблять. Есть еще отношения со вторым режиссером, которые весьма важны, так как от них зависит четкость работы, отсутствие «провисаний». Что касается актеров, то я всегда стараюсь давать им полную свободу в движении и только если не успеваю или важны точные положения по мизансцене, делаю поправки, но чаще через второго режиссера. Актер — существо тонко организованное, и если загрузить молодого актера поправками по движению, пропадает легкость игры.
Оператору стедикама Ларри Макконки Мартин Скорсезе присылает сценарий заранее, чтобы тот «покреативил». Затем, если требуется, под эти кадры изготавливаются специальные приспособления. Это высший пилотаж. Недавно я услышал интересный термин — «режиссер стедикама». Это значит, что оператор стедикама — это личность на площадке, использующая свой опыт для активной помощи режиссеру и оператору в разведении мизансцен. Но не всегда этот опыт востребован. В рекламе, к примеру, каждый кадр утверждается заказчиком и контролируется агентством, и советы не приветствуются.
Как готовиться к съемке?
На съемках фильма «Суперменеджер, или Мотыга судьбы»
Длинные и сложные мизансцены в России теперь также репетируют с дублерами, чтобы сэкономить время, особенно, если актеры дорогие или капризные. Однако, если сцена «живая» и открытая для импровизаций, без участия актеров это невозможно. Как-то раз я приехал на смену, где сложная шестиминутная сцена до этого репетировалась пару дней, снималась на видео и анализировалась. Мне осталось только снять её. Но это в идеале. Иногда приходится терпеливо объяснять режиссеру, что репетиция без камеры — не моя прихоть, а необходимость.
На съемках фильма «1612»
Павильоны в кино строятся с учетом движения в них и легко трансформируются. Интерьеры же всегда выбираются под конкретные сцены. В любом пространстве я должен реализовать любую мизансценическую задачу режиссера и оператора, поэтому ограничений с моей стороны должно быть минимум. Актеры движутся в соответствии с действием их персонажа, меняя ритм и перестраиваясь, а я просто должен оказаться при этом в нужном месте вовремя.
Работа со светом — прерогатива оператора-постановщика. Это всегда сложно, так как движется и объект, и камера, причем иногда достаточно продолжительно. В интерьере подготовка занимает много времени: крепится свет под потолок, разносится и прячется коммутация. Часто синхронно с камерой движется мобильный осветительный прибор. Там, где технически не удается сократить яркостные перепады, я ставлю второй мотор на управление диафрагмой объектива. Также приходится следить во время движения за отражениями от приборов в кадре.
Что носить и как работать в сложных условиях?
Одежда просто должна быть соответствующей и удобной. Но главное — не создавать проблем для других. Я много использую трикотажа и одежды для охотников просто потому, что она не шуршит. Кроссовки со светлой подошвой не оставляют следов в музеях и дорогих квартирах. А вот яркая цветная одежда будет везде отражаться и давать рефлексы, лучше оставить её для финальной «шапки».
К сожалению любая погодная «ненормальность» в кадре смотрится отлично. Под проливным дождем даже плохой актер вдруг становится правдив, а на шквальном ветру его взгляд оказывается острее. Ну, а технике все это не нравится. Приходится зачехляться и заматываться, от ветра использовать защиту и ставить гироскоп, на морозе греть монитор и батареи, но работать!
Стоит ли рисковать?
Риск существует всегда, но ограничитель — разумность. Эффектность кадров – в их зрелищности, и нельзя отказываться от сцены под предлогом того, что это опасно. Например, здорово съехать со стедикамом на снегоходе с горы параллельно лыжникам. Нужно просто сначала сделать тесты, определиться с допустимой скоростью, закрепить стедикам на жестком креплении (ни в коем случае не на себе!) и вперед. На квадроцикле необходим «противовес» с обратной стороны для предотвращения опрокидывания. Также, если нет хоккейного или горнолыжного прошлого, лучше не обращаться к этому со стедикамом — для реализации подобных кадров существуют другие инструменты. Зимой я вожу с собой «кошки» для предотвращения падения в гололед. Всегда есть защитные очки от пиротехнических взрывов и маска от пыли.
Игорь Вотинцев
Оператор стедикама, оператор-постановщик. Работал над фильмами: «72 метра», «1612», «Черная молния», «На игре», «Ёлки», «Два дня», «Шпион», «Измена», «ДухLess», «Москва 2017», «Искупление», «Сталинград», «Училка», «12 месяцев. Новая сказка» и другими. |