Профессия в рекламе: саунд-дизайнер

Вадим Колосов о том, почему звуковое оформление так важно для восприятия рекламы.

Cаунд-дизайнер — сегодня одна из самых востребованных и, в то же время, непонятных профессий в рекламе. За что именно отвечает при производстве ролика, почему звуковое оформление так важно для его восприятия, рассказывает Вадим Колосов – саунд-дизайнер и композитор, выпускник факультета медиа-арта Школы Родченко, за плечами которого – 7 лет работы в рекламной индустрии и более 200 роликов в портфолио.

Звуком я интересовался с самого детства – сочинял музыку, экспериментировал с сэмплами, записывал свои треки на кассеты. В старших классах школы организовал рок-группу, с которой много ездили по России с гастролям. Позднее я учился на факультет медиа-арта в Школе Родченко, занимался саунд-артом и экспериментальной музыкой.

Но свою профессиональную жизнь я связал именно с рекламой – здесь я работаю более 7-ми лет. Я начинал как штатный звукорежиссер в Park Production, затем стал работать также как саунд-дизайнер и композитор.

Саунд-дизайн — это процесс создания и организации различных звуковых элементов для создания нужного эффекта или настроения. Используется в кино- и телепроизводстве, театре, компьютерных играх, живых выступлениях и других областях. Включает в себя комбинации из ранее составленного или записанного аудио, часто – с применением различных эффектов.

Саунд-дизайнер в рекламе – это своеобразный человек-оркестр, а не просто тот, кто накладывает на видеоряд пресловутые звуковые эффекты. Он оценивает концепцию ролика и предлагает комплексное звуковое решение. Часто в российских реалиях звуковой техник, режиссер озвучания, саунд-дизайнер – один и тот же человек. К примеру, мне иногда приходилось даже самому озвучивать персонажей – так, в ролике «Сникерс» гигантские человекообразные белки говорят именно моим голосом.

Основная задача, с которой саунд-дизайнер сталкивается буквально каждый день, – связывание в единое целое разнонаправленных элементов – музыки, голоса и шумов. У каждого из этих компонентов своя цель – диктор доносит преимущества рекламируемого продукта, музыка задает ритм и настроение, SFX – создают эффект присутствия. В итоге то, как это все будет вместе звучать, решает саунд-дизайнер.

Один из примеров такого ролика, где я использовал шумы не только для передачи эмоций, но и для создания музыкального ритма – реклама лекарственного препарата, которую мы сделали совместно с Ball-Park Production.

SFX в саунд-дизайне (не путать с визуальными SFX) – широкая категория звуковых эффектов, которые нельзя определить как голос или музыку. SFX позволяет дополнить трек различными звуковыми элементами, а также – расставить акценты в монтаже.

Как определить хороший саунд-дизайн? На мой взгляд, хорошо сделанный саунд- дизайн зритель обычно не замечает. Напротив, он настолько органичен, что создается создает ощущение, что все так и должно быть. Когда нет никаких специфических задач, то вас ничего в звуке раздражать не должно. Если вас что-то «цепляет», то это повод еще поработать над роликом. С другой стороны, бывают специфические задачи, когда звук должен выполнять роль какого-то яркого триггера, выводить зрителя из равновесия.

Один из таких нестандартных проектов – реклама Антивируса Касперского, созданная в стилистике “самопала” 90-х голов, где мне повезло работать и над музыкой, и над саунд-дизайном. Звуки старых самоиграек и восьмибитных приставок, от которых мы давно отвыкли, четко отсылают нас к определенной стилистике и даже вызывает определенную ностальгию.

Также важно «попасть» в существующую звуковую айдентику. У многих брендов сложилась определения звуковая легенда – кому-то важно воссоздать атмосферу сельского дома, кому-то – фирменный чувственный шепот, для кого-то важно, чтобы звук был одним стилистическим целым с джинглом. Зрители должны узнавать бренд не только по визуальным, но и звуковым маркерам. В этом плане показательной работой можно считать ролик для футбольной команды «Спартак», где с первых звуков зритель настраивается на тему гладиаторских боев.

Джингл – это короткая, законченная музыкальная фраза (в большинстве случаев не более 4-6 нот), часто с вокальной партией. Вокал обычно включает название рекламируемого бренда или слоган. Самые известные бренды, узнаваемые по джинглам – «Данон», «Coca-Cola», «Фольксваген», Макдональдс, Megafon.

 

Звуковой дизайн важен для восприятия ролика по двум причинам – с одной стороны, звук напрямую контактирует с инстинктивным началом, ведь в обычной жизни мы много информации мы принимаем на слух. Наш разум за 30 секунд ролика не всегда может понять, что происходит, а грамотный саунд-дизайн помогает донести идею.

В этом плане показателен ролик «Комар», созданный мной совместно с Ball-Park Production, агентством BBDO и режиссером Максимом Колышевом, который вошел в шорт-лист Каннского фестиваля рекламы. Он целиком построен на статичной картинке, а его идея раскрывается за счет звукового ряда.

Другой фактор можно условно назвать социальным. За время существования современной рекламной индустрии в России выросло целое поколение потребителей, появились “ветераны” креатива, у которых есть насмотренность и наслышанность. Выработалась определенная рекламная «глухота» – мы настолько привыкли к интонациям войсовера, что практически не воспринимаем его. Удачный саунд-дизайн помогает сделать акцент на информации, заложенной в ролик, пробить “медийную завесу”.

Важно понимать, что эпоха братьев Люмьер прошла, и контактировать со зрителем нужно через все каналы восприятия. И слух здесь – один из основных, поскольку помогает преодолеть барьер критичности.

Мой опыт работы с зарубежными агентствами показывает, что когда на звук выделяется больше времени и ресурсов, продукт получается на порядок качественнее. В совместном проекте Hype Production и британского агентства AKQA, где я работал также и композитором, на звук ушло несколько насыщенных сессий и полтора месяца работы. В итоге мы сделали более десяти версий трека, каждая из которых очень сильно влияла на восприятие ролика. В итоге мы получили звуковой ряд, на мой взгляд, близкий к идеальному.

В России же часто работа над звуком ведется гораздо в более камерной обстановке и несколько в другом режиме. Не так давно решение о том, какой звук должен был в ролике, часто принималось накануне эфира прямо на озвучке. Радует, что сейчас наметился новый тренд, и тритмент на саунд-дизайн не кажется чем-то странным.

Тритмент ( от англ. Treatment — дословно подход, трактовка) на саунд- дизайн – творческое видение звукового оформления ролика от саунд- дизайнера. Как правило, включает описание идеи и настроения аудиоряда, стилистики и громкости звуков, референсы, пожелания по голосу, шумам и иногда – музыке.

Продуманный саунд-дизайн приближает рекламу к кино. В моем портфолио есть серия промо-видео, созданных для таких клиентов, как Megafon, Google, журнал Esquire, которые по жанру можно скорее отнести к документальным фильмам. Один из моих любимых проектов – фильм о том, как пенсионер из Курской области Василий Ильин отправился в Нью-Йорк, чтобы сфотографироваться на обложку специального номера Esquire.

Часто возникает вопрос – что важнее в ролике – звуковые эффекты или музыка? На самом деле, все зависит от концепции. В роликах так называемого бытового жанра, на первом плане будет скорее музыка, шумы будут нужны для эффекта «реальной жизни». В видео, построенных на компьютерной графике, спецэффекты имеют очень важное значение, ведь с их помощью создается ощущение фантастического мира – как, например, в серии заставок для телеканала «История».

Или также полностью анимационного ролика, сделанного со студией ГРАД!

В профессии саунд-дизайнера, как и любой другой, важно постоянно совершенствоваться – как творческой части, так и технической. Возможно, у кого- то есть художественное видение, но не хватает навыков быстро воплотить их в жизнь. Или наоборот – вы быстро нажимаете на кнопки в пультовой во время записи и отлично владеет ProTools, но не можете найти контакт с диктором или теряетесь, когда нужно проявить творческую инициативу.

Чтобы этого не происходило, я регулярно посещаю мастер-классы, один из последних – Лондонский симпозиум School of Sound, где я познакомился с Кристианом Эйденсом Андерсеном – датским саунд-дизайнером с множеством профессиональных наград, который известен своей работой с Ларсом фон Триером в качестве и композитора и саунд-дизайнера еще со времени Догмы 95 (середина 90х). Такие встречи очень вдохновляют и показывают, к какому уровню нужно стремиться.

 

Источник