Скрипт-супервайзер: Константин Тищенко

Скрипт-супервайзер «Нелюбви» и «Левиафана» рассказывает о специфике своей работы: спектр задач, необходимые навыки, отношения в команде и важность деликатности и «занудства». Бонус — совет, как новичку попасть на съемочную площадку.

Задачи скрипт-супервайзера

Андрей Звягинцев и Константин Тищенко на съемках фильма «Левиафан» / Фото: Анна Матвеева

Спектр задач скрипт-супервайзера очень широк. Более того, я встречал коллег, которые свои задачи видят по-разному и исполняют их, вероятно, тоже по-разному. Формально мы отслеживаем монтажность по всем составляющим: грим, костюм, освещение, реквизит, положение актера. Второе — следим за текстом, то есть так называемым «покрытием сценария», когда ты должен не пропустить ни одной реплики и ни одного сюжетного элемента. Кроме того, я веду монтажные карточки. Поскольку единого шаблона нет, разные скрипт-супервайзеры используют разные их вариации. В своих я записываю все данные операторской техники (оптика, диафрагма, фильтры), за что мне, кстати, всегда благодарны CG-супервайзеры. Плюс, конечно же, все комментарии режиссера и все замечания о том, что случилось неправильного в кадре: например, если что-то нужно зачистить компьютерной графикой.

 

Роль скрипт-супервайзера в подготовительном периоде

Константин Тищенко, скрипт-супервайзер / Фото: Виктор Вытольский

Во время подготовительного периода я разбираюсь в сценарии и в КПП, вытаскивая какие-то важные для себя элементы. Очень полезны читки, потому что на них ты записываешь те режиссерские решения, которых нет в сценарии. Я стараюсь подключаться к фильму как можно раньше, хотя в нашем кино могут прикреплять людей к проекту за две недели, а то и за неделю до начала съемочного периода. Это не очень правильно, особенно если речь идет о сложнопостановочном проекте.

Начиная фильм, я стараюсь немного выходить за рамки обязанностей скрипт-супервайзера, занимаюсь форматированием сценария в американский стандарт, разбиением на сцены и производственным анализом. Например, на «Нелюбви» я работал с самого начала проекта и также занимался работой, не относящейся к тому, что обычно делает скрипт-супервайзер — в качестве оператора снимал актерские пробы, готовил разрезки для них же, снимал процесс выбора объектов, проб грима и работы над сценарием для будущего фильма о фильме. Все это помогло шире увидеть весь замысел и понять, чего хочет режиссер, а кроме того — изучить сценарий, который к моменту съемок я знал просто наизусть. Такой подход совмещения работы скрипт-супервайзера с какими-то еще обязанностями я считаю глубинно правильным. Но, конечно, он не всегда возможен.

 

Роль скрипт-супервайзера на постпродакшне

Монтажно-тонировочный период для меня важен, хотя на предварительный просмотр смонтированной версии скрипт-супервайзера приглашают не всегда. Конечно, режиссер с режиссером монтажа, когда монтируют, видят почти все ляпы, но, как показывает опыт, добавить в список «на затирку» еще немного деталей мне удается всегда.

 

Взаимодействие скрипт-супервайзера с командой

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Прежде всего, скрипт-супервайзер взаимодействует, конечно же, с режиссером. Но вообще приходится работать со всеми цехами: художник по костюмам, художник по гриму, ассистент по реквизиту, в наименьшей степени — со звуком. Важно понимать, что все цеха ведут свои записи, но у всех случаются ошибки. И вот моя роль как раз состоит в том, чтобы эти ошибки выявить и не допустить. Отсюда и взаимодействие с каждым из них. Важнейшая вещь здесь, конечно, — это взаимопонимание. Часто начинается с того, что ты приходишь на площадку, а цеха не знают твоей профессии и воспринимают тебя как чужака, который лезет в их работу. «Кто ты, зачем ты здесь и почему ты лезешь в мое дело», — это абсолютно естественная реакция, и я на нее не обижаюсь. Далее начинается плавная притирка, устанавливаются какие-то приятельские взаимоотношения и в итоге все становится хорошо. По крайней мере, у меня еще не было проектов, из которых мы бы вышли с недопониманием. Главное — действовать аккуратно. В вашей статье о скрипт-супервайзерах приведена совершенно верная цитата о том, что указывать на ошибку можно только в форме вопроса. Это правильно, потому что, во-первых, ты никогда не можешь быть до конца уверен, что это ошибка. Ведь ты не знаешь, по какой причине это было сделано. А во-вторых, вопрос сам по себе всегда звучит аккуратнее.

В работе с каждым режиссером и с каждой группой есть свои особенности. У всех свои подходы. Если говорить о работе с Андреем Звягинцевым, то его огромный плюс — давно сплоченная съемочная группа, работающая с невероятной самоотдачей. В ней работа чуть более расслабленная, потому что нет необходимости притирки и тебя окружают знакомые люди, которые знают, зачем ты здесь и что ты делаешь. Кроме того, ты всегда находишься на площадке и много знаешь, поэтому в каких-то технических моментах люди, чтобы не отвлекать режиссера, обращаются с вопросом или ко второму режиссеру, или к скрипт-супервайзеру.

 

Взаимодействие скрипт-супервайзера с актерами

Режиссер Елена Хазанова, оператор Азизи Жамбакиев, актер Евгений Миронов и Константин Тищенко на съемках фильма «Синдром Петрушки»

Актеры — это отдельный вопрос. Целая тема в работе с ними — наручные часы, потому что из дубля в дубль их необходимо переводить. Представьте, актер в работе над ролью, а тут подходит парень и начинает переводить часы на руке. Понятно, что это отвлекает и раздражает. Мне тут остается только быть как можно более деликатным. Актеры реагируют по-разному, но чтобы меня послали — такого не было. Некоторые из них даже сами просят подсказать им какие-то вещи: например, как именно они выполняли то или иное действие в предыдущем кадре.

 

Как стать скрипт-супервайзером

Кадр из фильма «Нелюбовь»

Я учился на режиссерском во ВГИКе, и мне очень повезло с мастером. Александр Иванович Богун, второй режиссер, работал в том числе и в Америке. Он преподавал нам очень системный, выверенный подход к кинопроизводству. Среди прочего он рассказал нам о профессии скрипт-супервайзера, о которой я не слышал от педагогов ни до, ни после. Я тогда сразу подумал, как классно было бы поработать этим человеком, потому что он всегда рядом с режиссером, он знает все его намерения и решения, он видит, как создается фильм. То есть это прекраснейшая практика. Не секрет, что все, кто учатся кино, мечтают попасть на площадку. Но кем? Часто люди говорят: «Возьмите меня кем-нибудь». Странный подход, ведь если ты говоришь «кем-нибудь», то это означает, что ты сам не знаешь, чем ты можешь быть полезен на площадке. Соответственно, зачем брать такого человека? Поэтому прежде чем попасть в группу в качестве скрипт-супервайзера, я на деле показал, чем могу быть полезен. Сейчас для меня эта профессия — возможность учиться, причем у тех людей, у которых действительно хочется. Конечно, с этим опытом нельзя потом взять и снять свой фильм, но практика каких-то навыков все равно существенная. Для себя я заметил, что с каждой съемочной площадки ты выносишь два типа опыта: как надо делать и как не надо делать.

 

Навыки и качества скрипт-супервайзера

Константин Тищенко и Андрей Звягинцев на съемках фильма «Левиафан» / Фото: Анна Матвеева

Важный навык для скрипт-супервайзера — говорить на языке кинопроизводства. Потому что если ты подойдешь к осветителю и скажешь: «У тебя эта штука находится в кадре», — ты будешь выглядеть как минимум непрофессионально. А вот если сказать: «Синефоль на киловатнике попадает в кадр», — тогда на тебя отреагируют адекватно. Но дело в том, что научиться этому навыку можно только на практике.

Еще один важный момент вновь касается деликатности. На своем первом проекте я часто мог сам что-то подвинуть по реквизиту или провода спрятать. Это было ошибкой. Подойти и указать, что что-то не так, гораздо правильнее, чем лезть самому, потому что все-таки ты вторгаешься в чужую зону ответственности. То же и в общении с режиссером. Даже если у тебя в кадр залез прибор, нельзя посреди дубля говорить об этом режиссеру, поскольку он все равно не станет тебя слушать — он поглощен происходящим в сцене. Все замечания корректнее сделать после дубля.

Конечно, необходимые качества для профессии скрипт-супервайзера — это системность и дотошность в деталях. Говоря простым языком, не имея склонности к занудству, в эту профессию лучше не идти. После «Левиафана» Андрей Звягинцев подарил мне только вышедшую книгу о создании «Елены» с подписью: «Спасибо за занудство». Для меня очевидно, что это был комплимент, поскольку наша профессия действительно ужасно занудная.

 

Почему скрипт-супервайзеров мало в российском кино

Константин Тищенко, скрипт-супервайзер / Фото: Виктор Вытольский

В нашем кино эта профессия не так широко востребована, как за рубежом, где, насколько я знаю, не бывает площадок без скрипт-супервайзеров. Обратите внимание, что в иностранных фильмах, где по сюжету показывается процесс киносъемок, всегда возле режиссера сидит персонаж скрипт-супервайзер. Почему у нас эти люди не так востребованы? Видимо, это связано с тем, что раньше в нашем кино просто не было этой профессии, а все цеха распределяли необходимые задачи между собой. Тем не менее сейчас необходимость в таких профессионалах постепенно начинает возрастать, становится больше сложнопостановочных проектов, в которых они очевидно необходимы. Конечно, работа у скрипт-супервайзера будет и на фильме с двумя актерами в одном интерьере, но на сложнопостановочном кино без них и вовсе не обойтись.

 

Константин Тищенко

Скрипт-супервайзер

Работал над фильмами: «Левиафан», «Синдром Петрушки», «Нелюбовь», «Ваш репетитор».

 

 

Источник