Звуковые клише и как их использовать

Порой чуткий зритель, смотря очередной фильм, замечает, что он уже слышал тот же самый звук открывающейся двери, телефона с вибровызовом или грома. Дело, с одной стороны, в том, что многие крупные киностудии используют одни и те же библиотеки звуков. Но виноваты также и звуковые клише.

Однажды, когда я работал со студенческим короткометражным фильмом, мне нужно было обработать звук так, чтобы реплика героя была похожа на голос, записанный из телефонной трубки. Я срезал некоторые частоты, поработал с динамикой и остался доволен результатом: голос персонажа теперь звучал максимально реалистично.

Когда мы вместе с режиссером послушали результат, он сразу обратил внимание на эту реплику, попросив все-таки сделать «эффект голоса из телефона». Признаться, я не сразу понял, что он имел в виду, ведь звук был уже обработан. Как выяснилось, режиссер хотел, чтобы реплика звучала не максимально реалистично, а так, как принято: с помехами и агрессивно поднятными средними частотами. Когда я откровенно ухудшил голос, режиссер принял работу.

Конечно, режиссеру вряд ли хотелось, чтобы реплики в его фильме звучали плохо — он просто стремился к определенным звуковым клише, то есть штампам, которыми пользуются сейчас все без исключения киностудии. Какие же бывают клише на практике?

Виды звуковых клише

1Животные

Пробегающая мимо мышь, скорее всего, издаст какие-то звуки. В таком случае вам стоит добавить писк или стук лапок о пол. То же самое можно сказать и о собаках, которые обязательно залают или будут громко дышать. Кошки точно заурчат или замяукают.

Вообще животные на экране не бывают тихими. Змеи обязательно будут шипеть, а сверчки петь свою песню под ночную панораму. Волки, конечно, завоют на луну, будь то фильм ужасов или драма. Ястребы или орлы пролетят с характерным криком, который в кино используется примерно с пятидесятых годов. Также этот крик может прозвучать во время панорамы гор, тем самым подчеркнув, что именно ястребы там и обитают.

Закрывая тему животных, упомянем сов, которые обязательно «ухают» и действительно звучат «не так, как кажутся». Характерный звук относится именно к большим особям, а другие виды едва ли подают голос.

2Неодушевленные предметы

Как-то раз мне довелось заниматься саунд-дизайном для ролика одного благотворительного мероприятия в Великобритании. Основным действием там был велопарад.

Несмотря на то, что даже на «живом» звуке велосипеды порой пролетали мимо, оставляя после себя лишь «whoosh», мы с режиссером сошлись на том, что их стоит характерно подзвучить. Ролик стал совсем другим, когда я добавил звуки педалей, спиц и кое-где даже велосипедные сигналы-колокольчики.

Работы со взрывами требуют озвучания бомбы, которые обычно громко «пикают», добавляя тревоги всей сцене, а сами же взрывы длятся долго, по крайней мере, гораздо дольше, чем в реальной жизни. Если же это сцена бомбардировки, то бомба будет лететь долго и с характерным свистом, который порой используют и в комедийных целях.

Доставать нож (даже из тряпичных штанов) персонаж будет с металлическим звуком, которого не было бы слышно в реальности.

Ручной тормоз автомобиля обязательно будет скрипеть, как, впрочем, и обычная дверь в доме. Важно отметить, что скрип также бывает разный: какой-то скрип двери можно использовать в фильмах ужасов, а какой-то может быть рядовой, не имеющий никакого смысла.

Спешащие мимо машины скорой помощи и полиции должны обязательно быть с сиренами, которые будут подчеркиваться эффектом Доплера, а каждая кнопка компьютера — характерным «стуком» по клавиатуре.

3Стихия и люди

Поцелуи всегда звучат «мокро», особенно при крупных планах, а кровь и вовсе «хлюпает», когда мы видим открытую рану.

Сильный дождь начинается мгновенно. Сперва раздаются громкие раскаты грома (на экране обычно в этом время возникает молния), а уж затем начинает лить дождь. Важно, что звук грома всегда максимально синхронизирован с молнией, что странно, ведь скорость света гораздо выше скорости звука. То же самое можно отнести и к пиротехнике — все максимально синхронизировано со звуком.

Под водой мы всегда слышим непрерывное «бульканье» — своего рода «румтон» подводного мира. Лампочка в кадре всегда сопровождается электрическим звуком, хотя в реальности мы его, конечно же, не слышим. Как не слышат обычно и вертолет персонажи, когда он внезапно появляется в кадре. Кстати, в формате объемного звука вертолет всегда «пролетает» из surround-громкоговорителей во Front каналы.

Будь-то актовый зал школы или вручение дипломов в Гарварде, перед тем, как произнести речь в микрофон, мы обязательно услышим звук «обратной связи», что, кстати говоря, было браком в работе FOH-звукорежиссера. Парадоксально, но в этом случае нам нужно выставить коллегу непрофессионалом, дабы соблюсти это клише.

4Локации

Смотря на кадры из Лондона, мы подчеркнем английскую столицу боем часов с Биг-Бена, а Нью-Йорку обречено быть озвученным оживленным шоссе и отдаленным пением уличных музыкантов. Париж и остальные французские города будет сопровождать аккордеонная музыка, а Россия все чаще звучит балалайкой в зарубежных фильмах и влогах.

Звуковые клише стали неотъемлемой частью современного кино. Эти звуки вызывают определенные ассоциации и делают картину более правдоподобной, даже если на практике клише заставляют отойти от реалистичности. При этом не забывайте, что, игнорируя их, вы можете создать новые смыслы и ассоциации у зрителей.


Источник